Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №3, 2019
Первыми на пути к безуглеродному обществу должны стать негосударственные субъекты, в частности города. Во избежание катастрофических последствий изменения климата сокращение углеродных выбросов должно быть более радикальным, чем предусмотрено Парижским соглашением 2015 года. В связи с этим требуется масштабная реформа энергетики и согласованные и конкретные меры на международном уровне, в том числе по электрификации транспорта и декарбонизации жилья.
Мануэль Гусман Хеннесси
До публикации в октябре 2018 года специального доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) считалось, что пороговое значение в повышении средней температуры Земли (критическая точка, при достижении которой климат переходит из одного стабильного состояния в другое стабильное состояние) находится на уровне 2 °C. Однако теперь нам известно, что оно составляет 1,5 °C. Ученые МГЭИК предупреждают: если потепление превысит этот порог, последствия для человечества будут самыми разрушительными. Исчезнут целые экосистемы и биологические виды, будут стремительно таять полярные шапки, повысится уровень моря, участятся периоды сильной жары и засухи, увеличится интенсивность и частота экстремальных погодных явлений.
Для предотвращения катастрофы соблюдения требований Парижского соглашения 2015 года (COP21) уже недостаточно. По мнению ученых, для того чтобы ограничить глобальное потепление величиной в 1,5 °C вместо предусмотренных Соглашением 2 °C, необходимо к 2030 году сократить мировые нетто-выбросы углекислого газа примерно на 45 % по сравнению с уровнями 2010 года, а к 2050 году свести выбросы к нулю. При этом целевые показатели сокращения, принятые в Париже, составляют в среднем около 25 %.
Что же делать? МГЭИК указывает на необходимость «масштабных и беспрецедентных преобразований», касающихся, в частности, снижения выбросов углерода. Однако накопление выбросов CO2 и среднее повышение температуры Земли напрямую зависят от добычи и потребления ископаемых видов топлива. Именно они стали причиной небывалого глобального потепления, свидетелями которого мы являемся: последние три года стали самыми жаркими в истории.
На чем же, в таком случае, основана уверенность ученых, что к 2030 году реально заложить основы безуглеродного будущего? Ведь, убеждают они, построить общество с нулевыми выбросами углерода вполне возможно, и речь идет не о каком-то «альтернативном» обществе или социальном эксперименте. И ключом к нему является декарбонизация – новое условие сохранения жизни на Земле.
Одним из наиболее авторитетных источников информации является Международное энергетическое агентство (МЭА), которое начиная с 1977 года публикует ежегодный прогноз мировой энергетики (World Energy Outlook). Основываясь на его аналитических материалах, можно сделать вывод, что во главе усилий по декарбонизации стоят созданные гражданами, предпринимателями, муниципалитетами и университетами неправительственные объединения. Их инициативы по борьбе с изменением климата, которых становится все больше, представлены на целом ряде платформ. Они и их каждодневные усилия служат иллюстрацией того, что переходный процесс прокладывает себе дорогу, и движется он иногда быстрее, чем правительства их стран к намеченным ими же целям. Вот лишь некоторые данные, способные вселить уверенность и надежду.
Прежде всего следует отметить, что в 2016 году темпы роста установленной мощности солнечных фотоэлектрических систем превысили все прочие источники энергии. Во-вторых, по сравнению с 2010 годом стоимость новых установок в сфере солнечной энергетики снизилась на 70 %, а цены ветровых энергоустановок – на 25 %. Стоимость фотоэлектрических батарей при этом сократилась на 40 %. Кроме того, согласно прогнозам, в период между 2020 и 2050 годами энергия ветра и солнца составит 48 % всего вырабатываемого электричества. Наконец, Европейский совет обозначил новые целевые показатели на 2030 год: сокращение выбросов углерода – на 40 %, увеличение доли возобновляемых источников энергии в общем энергетическом балансе – до 27 %, повышение энергетической эффективности – на 27 %.
Я исхожу из того принципа, что безуглеродное общество возможно, если меры по переходу к нему – принять которые следует в период с 2020 по 2030 год – сосредоточатся на уровне городов и будут осуществляться в планетарных масштабах, согласованно и с участием всех сторон.
Почему начинать следует с городов? Потому что они производят три четверти выбросов парниковых газов и потребляют две трети всей энергии. Около 70 % городов уже сейчас страдают от последствий изменения климата, и почти все они находятся в зоне риска. Ожидается, что к 2060 году более 1 млрд человек – то есть около 10 % прогнозируемого населения планеты – будут жить в прибрежных городских районах на небольшой высоте над уровнем моря, причем по большей части в развивающихся странах.
Эти цифры, которые я получил от советницы Программы развития ООН (ПРООН) по вопросам климатической политики г-жи Бахаре Сейеди, наглядно демонстрируют уязвимость городов перед лицом изменения климата и наталкивают на размышления.
Очевидно, что к концу 2020 года (практически завтра!) городам будет необходимо разработать планы мероприятий в области климата, призванные ограничить потепление до 1,5 °C и помочь им адаптироваться к последствиям изменения климата. Эти мероприятия можно сгруппировать по трем направлениям: сокращение выбросов CO2, повышение устойчивости и просвещение.
Сокращение выбросов углерода предполагает перевод транспортных систем на альтернативные источники энергии, увеличение энергоэффективности, комплексное управление отходами и поощрение вторичного использования материалов, а также модернизацию городской инфраструктуры с целью создания устойчивых схем. При повышении устойчивости следует исходить из понимания того, что города являются сложными системами и что реагировать на последствия изменения климата нужно комплексно. Эти меры должны включать в себя адаптацию территорий к изменению климата, управление рисками и их предотвращение, переход к экономике замкнутого цикла и усиление местной экономики, а также внедрение децентрализованных энергетических систем (в целях производства, распределения и сбыта излишков возобновляемой энергии). Наконец, особое внимание следует уделять просвещению горожан, особенно детей и молодежи, с тем чтобы позволить им планомерно и быстро осуществить переходные меры.
Городам, которые пойдут по пути сведения углеродных выбросов к нулю, для решения этих задач потребуется использовать лучшие наработки в сфере городского проектирования и самые передовые цифровые технологии.
Они должны будут убрать со своих улиц все, что имеет отношение к ископаемым видам топлива, и начиная с 2025 года приобретать исключительно автобусы с нулевыми выбросами. Необходимо сделать так, чтобы к 2030 году в крупных городских агломерациях не осталось источников выбросов углерода.
Первостепенное значение также имеет декарбонизация зданий. С этой целью следует принять нормативные акты или разработать политику, в соответствии с которой к 2030 году выбросы углерода должны быть сведены к нулю в новых постройках, а к 2050 году – во всех зданиях.
Одной из важнейших мер является сокращение отходов на душу населения на 15 % к 2030 году и снижение – как минимум наполовину – объемов твердых коммунальных отходов, отправляемых на свалки или на мусоросжигательные заводы.
Наконец, городам понадобится осуществлять мероприятия с высоким социальным воздействием, ориентированные в первую очередь на уязвимые группы населения и людей с низким уровнем доходов и позволяющие получить значительные экологические, социальные, экономические и санитарные выгоды.
Мануэль Гусман Хеннесси