Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №3, 2019

Действовать нужно быстро

 

cou_03_19_wide_angle_geoffroy_01_website.jpg

Пока не стало слишком поздно. «Зал экстренного реагирования», созданный Полковником в Марокко во время биеннале в Касабланке, 2018 г.

Апатия и вялость – эти два слова лучше всего описывают нынешнее состояние общественного мнения и позицию СМИ по отношению к изменению климата, считает французско-датский концептуальный художник Тьерри Жоффруа. Если раньше слоганы Полковника, как он себя называет, колебались между предупреждающими «Пока не поздно» и «Завтра будет слишком поздно», то постепенно они приобретают все более категоричный оттенок: «Уже слишком поздно»: Too late. Как ни парадоксально, в отчаянии он видит надежду на спасение.

Полковник отвечает на вопросы Нильса Боэля

Одна из твоих последних работ представляет собой фразу I give up («Я сдаюсь») из красных неоновых ламп. Значит ли это, что ты больше не веришь в возможность выиграть в битве с изменением климата?

Да, это так. Не знаю, почему: потому ли, что я старею, или потому что с течением времени ситуация лишь усугубляется. Теперь в нас живет не страх за будущее, а осознание того, что «уже слишком поздно». Но я вовсе не считаю, что это причина опускать руки. Наоборот, может статься, что именно чувство безысходности поможет обществу выйти из спячки! Ведь все, или почти все, знают и о происходящих с климатом переменах, и о том, что виновата в них деятельность человека. И при этом никто или почти никто ничего не делает.

Так что проблема не в незнании, а в апатии. Такое ощущение, будто над нашими головами день и ночь кружат самолеты и распыляют снотворное, усыпляя наше сознание. Большую роль в этом играют СМИ, обходя молчанием истинные причины участившихся экстремальных погодных явлений. Зачем они это делают? Чтобы не ставить под сомнение правильность системы производства и потребления, на которой зиждется власть элиты – а к ней принадлежат и сами средства информации.

Я убежден, что художники могут сыграть в пробуждении общественного сознания большую роль. Они могут разоблачать инструменты пропаганды, используемые СМИ. Могут показать людям истинную сущность проблем.

Это и есть цель твоего проекта Emergency Room («Зал экстренного реагирования»)?

Да, главное, чего я хочу добиться своими арт-проектами по теме изменения климата, так это задать людям вопрос: «Что значит неотложная проблема?» Можно провести параллель с отделением экстренной медицинской помощи. Оказать неотложную помощь всем сразу физически невозможно: необходимо определить, какими пациентами следует заняться в первую очередь. Совершенно очевидно, что изменение климата – самая приоритетная из всех срочных проблем. В том числе потому, что она является – и будет являться – причиной многих других неотложных проблем: массовой миграции, ухудшения экологии, войн и т. д.

Эти размышления подтолкнули меня к созданию проекта, вернее, даже формата, позволяющего современным художникам представлять свое видение последних событий тут же, по горячим следам. Они должны всегда быть начеку, пристально следить за новостями и реагировать на них практически в режиме реального времени. На следующий день они выставляют свои работы в Emergency Room(link is external), где могут обсудить их с публикой.

Могу привести пример из самого первого такого «зала экстренного реагирования», открытого в нью-йоркском музее MOMA PS1. На следующий день после сильнейшей метели в стремлении привлечь внимание к проблеме изменения климата датский художник Сёрен Дальгор (Søren Dahlgaard) представил зрителям самодельные экземпляры газет, якобы выпущенные крупнейшими мировыми изданиями, которые пестрили заголовками о повсеместных катаклизмах.

Тогда шел 2007 год, и публика была глубоко потрясена. Сегодня таким новостям вряд ли кто удивится! Однако, как я уже сказал, это вовсе не повод сдаваться. Я продолжаю открывать «залы экстренного реагирования» в разных странах, надеясь, что вопросы, поднимающиеся в их стенах, будут услышаны и за их пределами и станут волновать более широкую публику.

Ты много работаешь с подручными материалами. Это сознательный выбор или стечение обстоятельств?

Это выбор, обусловленный необходимостью действовать сразу же, не мешкая. Я могу найти валяющуюся на улице коробку и написать что-то прямо на ней. Лучше я потрачу больше времени на понимание происходящего и живое общение с публикой, чем на доработку своей задумки одному в мастерской. Времени на детали нет. Действовать нужно быстро.

Еще один предложенный тобой арт-формат ты называешь «критический забег». В чем его суть? Какие цели он преследует?

Критический забег (Critical run) – это моя альтернатива конференциям по актуальным темам, в частности по изменению климата. Только здесь участники не сидят в удобных креслах теплого конференц-зала, засыпая под монотонное гудение проектора. Я предлагаю им обмениваться взглядами на бегу!

Критический забег – это метафора. Мы бежим, чтобы спасти, пока еще не поздно, или же чтобы спастись, потому что уже слишком поздно. И если действительно уже поздно, не будем же мы сидеть на диване и читать историю искусств...

В мае этого года ты организовал «критический забег» на Венецианской биеннале в Италии, чтобы заставить людей вдуматься в ее тему 2019 года: «Чтоб вам жить в интересные времена» (May You Live In Interesting Times).

Да, и в ходе этого забега-дискуссии прозвучали очень интересные вопросы. Например, один из участников говорил о самом ярком экспонате этой международной выставки современного искусства – «Нашей лодке» (Barca Nostra) современного исландско-швейцарского художника Кристофа Бюхеля. Он представил на Биеннале останки рыбацкого судна, затонувшего в Средиземном море в 2015 году. На его борту находилось около тысячи мигрантов. Участник нашего забега высказал идею, что лучше следовало бы взять в качестве экспоната один из огромных круизных лайнеров, которые, приводя к климатическим проблемам, косвенно вынуждают целые села покидать родные места.

На Биеннале нужно представлять не такие объекты, которые воплощают в себе иронично-апатичное «уже поздно», а работы, которые заставляют задуматься о первопричинах нынешних проблем и искать пути их своевременного решения.

Тьерри Жоффруа

Французско-датский концептуальный художник Тьерри Жоффруа, работающий под псевдонимом «Полковник» (Colonel) в память об отце-военном, средствами искусства ведет битву за привлечение внимания общественности к проблеме изменения климата. Вот уже более десяти лет этот бывший фотограф посещает – по приглашению или без – художественные салоны, галереи и музеи разных стран мира, оставляя там свои яркие послания. Автор ряда книг и манифестов, он выпустил более двадцати фильмов для датского телевидения и многократно проводил перформансы в музеях всего мира.

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба