Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №4, 2018
Анализируя грозящие человечеству опасности, британский писатель Олдос Хаксли (1894-1963) предлагает включить во всемирную хартию прав человека принципы, направленные на увеличение имеющихся ресурсов, которые необходимы для удовлетворения нужд населения планеты, и на ограничение власти тех, кто доминирует над массами ввиду своего финансового или социального положения. Свою точку зрения он подробно изложил в эссе под названием The Rights of Man and the Facts of the Human Situation («Права человека и человеческие факторы»), которое он отправил в ЮНЕСКО в июне 1947 года в рамках опроса, проведенного Организацией с целью определить философские основы прав человека. Ниже приводятся выдержки из его письма.
Олдос Хаксли
Возрастающая нагрузка на ресурсы, вызванная увеличивающимися потребностями населения земного шара, и угроза тотальной войны, подготовка к которой идет неослабевающими темпами, являются самыми опасными врагами свободы в наше время.
Примерно трем четвертям из 2,2 миллиардов человек, живущих на нашей планете, не хватает продовольствия. К концу этого столетия население земного шара составит (если мы до того времени сможем избежать какой-либо катастрофы) около 3,3 миллиардов человек. Между тем, на обширных площадях земной поверхности эрозия почв стремительно снижает плодородие полутора миллиардов гектаров пахотных земель. К тому же, минеральные ресурсы большинства промышленно развитых стран уменьшаются либо полностью истощились – при том, что постоянно растущему населению требуется все больше продуктов питания, и передовые технологии сегодня в состоянии ответить на этот спрос.
Такая значительная нагрузка на ресурсы во многих отношениях представляет собой угрозу свободе. Человеку приходится работать больше и дольше, чтобы жить хуже. В то же время экономическое положение общества в целом настолько неустойчиво, что любое неожиданное осложнение, например, неблагоприятные погодные условия, может повлечь за собой серьезные последствия. В условиях социального хаоса личная свобода почти не существует или даже не существует вовсе, а там, где сильной и централизованной исполнительной власти удается восстановить порядок, появляется серьезная опасность тоталитаризма.
По причине растущего давления потребностей населения на ресурсы XX век стал золотым веком централизованной власти и диктатуры; повсеместно наблюдается возрождение рабства, которому подвергаются политические диссиденты, побежденные народы и военнопленные.
На протяжении всего XIX века Новый Свет предоставлял недорогую пищу бурлящим массам Старого Света и бесплатную землю жертвам угнетения. Сегодня в Новом Свете население многочисленно и постоянно растет; земли для распределения больше нет, а на огромных площадях почва эксплуатируется сверх меры и теряет плодородие. Новый Свет все еще производит много излишков, которые можно экспортировать. Однако весьма вероятно, что через пятьдесят лет у него уже не будет излишков для того, чтобы помогать кормить три миллиарда жителей Старого Света. [...]
Конституционная декларация прав, принципы которой применены в соответствующем законодательстве, безусловно, может помочь защитить массу рядовых людей, не обладающих привилегиями, от небольшого числа тех, кто, благодаря своему имущественному состоянию или высокому социальному положению, фактически правит большинством. Однако профилактика всегда лучше лечения. Простые ограничения на бумаге, призванные сократить злоупотребления властью, уже находящейся в руках небольшой группы людей, представляют собой не более чем попытку ослабить существующее зло. Личную свободу можно обеспечить только путем его полного искоренения. [...]
В настоящее время ЮНЕСКО стремится смягчить зло; однако ее положение позволяет ей, при желании, взять на себя бесконечно более важную задачу по предотвращению зла и полностью устранить препятствия, имеющиеся на пути свободы. Это, в первую очередь, задача научного подразделения Организации. Проблема уменьшения нагрузки на ресурсы – это, прежде всего, проблема чистой науки и науки прикладной, тогда как проблема тотальной войны (среди прочих вещей, естественно) – это этическая проблема ученых как отдельных индивидов и как членов профессиональных организаций. [...]