Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №4, 2018

Фонс Команс
Образование для мигрантов: неотъемлемое право человека

 

cou_04_18_edu_rights_web_01.jpg

Малолетний мигрант ждет регистрации по прибытии в лагерь для беженцев на острове Самос, Греция. 2016 г.

Право на получение образования нередко рассматривается нами как нечто незыблемое и доступное каждому. Увы, могут возникнуть ситуации, когда осуществить его становится не так-то просто. В частности, это касается мигрантов и беженцев. Важность обеспечения им доступа к образованию очевидна, ведь оно является не только эффективным инструментом защиты свободы и человеческого достоинства, но и непременным условием для того, чтобы стать полноправным членом общества. Однако реализация этого права мигрантов на практике зачастую сопряжена с рядом трудностей.

Фонс Команс

Право на образование, закрепленное в статье 26 Всеобщей декларации прав человека(link is external), является одним из ключевых инструментов защиты человеческого достоинства. Важность соблюдения прав человека, включая право на образование, не вызывает сомнений, однако полное ее понимание нередко приходит лишь тогда, когда их осуществление находится под угрозой. В такой ситуации часто оказываются как вынужденные мигранты, бежавшие с родных земель по причине преследования или вооруженного конфликта, так и те, кто предпочел переехать в другую страну в надежде улучшить свое социальное или экономическое положение. На пути к получению образования в новой стране перед ними может стоять целый ряд препятствий.

Образование как ничто иное способно открыть беженцам двери к полноправному участию в жизни принимающей страны. Обычным трудящимся-мигрантам и их детям обучение в принимающей стране позволяет получить знания об обществе, в котором им предстоит жить, помогает им в полной мере раскрыть свой интеллектуальный потенциал и содействует социальной интеграции. Просители убежища, ожидающие решения местных властей относительно своей дальнейшей судьбы, нуждаются в приобретении элементарных навыков общения на языке принимающей страны. Это особенно касается находящихся без сопровождения несовершеннолетних. Для нелегальных мигрантов доступ к базовому образованию вносит некоторую стабильность в жизнь, укрепляет их веру в себя и дает им почувствовать себя чуть менее вытесненными на обочину общества. Право на образование подразумевает обязанность государств обеспечить каждому находящемуся на его территории человеку доступ к услугам и материальным ресурсам, необходимым для приобретения как минимум базовых школьных навыков.

Такова теория. На практике же беженцы и просители убежища, которые проживают во временных лагерях, расположенных близ границы с охваченными конфликтом странами (например, в Ливане, Иордании, Греции и Турции), далеко не всегда имеют возможность получать образование ввиду нехватки материальных (от зданий до школьных принадлежностей), кадровых (квалифицированные преподаватели) и финансовых ресурсов.

На кого возлагается в таком случае работа по обеспечению их права на образование? Ответ очевиден – на международное сообщество, от которого требуется сильная политическая воля и твердая приверженность делу защиты прав тех, кто находится в уязвимом положении. Зачастую удовлетворение потребностей этих групп в обучении требует привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Так, деятельность УВКБ ООН(link is external) (Агентства ООН по делам беженцев) по осуществлению образовательных программ для беженцев в большой степени зависит от специальных взносов и пожертвований. Лишение этих детей возможности получения качественного базового образования может негативно отразиться на судьбе целого поколения.

Нормы международного права об образовании мигрантов...

Международное право в области прав человека обязывает государства обеспечить доступ к образованию для всех людей без какой-либо дискриминации. Принцип недискриминации распространяется на всех лиц школьного возраста, проживающих на территории данного государства, независимо от их гражданства и правового статуса. Таким образом, даже нелегальные мигранты и лица без документов могут законно требовать соблюдения своего права на образование, и государство обязано без промедления и безоговорочно это требование исполнить: закон в этом отношении категоричен. Какая бы то ни было дискриминация запрещается, ибо она затронула бы само существо этого права. Обязательным условием осуществления данного права является обеспечение равного доступа в образовательные учреждения.

Этот момент тесно связан с универсальным характером прав человека. Конвенция о статусе беженцев 1951 года(link is external) предусматривает возможность принятия особых мер в целях защиты права на образование. Ее статья 22 гласит, что «в отношении начального образования Договаривающиеся государства будут предоставлять беженцам то же правовое положение, что и гражданам», а «в отношении других видов народного образования, помимо начального, и в частности в отношении возможности учиться, признания иностранных аттестатов, дипломов и степеней, освобождения от платы за право учения и сборов, а также в отношении предоставления стипендий, Договаривающиеся государства будут предоставлять беженцам возможно более благоприятное правовое положение и, во всяком случае, положение не менее благоприятное, чем то, которым обычно пользуются иностранцы при тех же обстоятельствах».

Согласно статье 3.1 Конвенции 1989 года о правах ребенка(link is external) во всех решениях, касающихся детей, «первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». Это относится и к оказанию услуг по предоставлению образования всем мигрантам.

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей(link is external), принятая в 1990 году, гарантирует трудящимся-мигрантам, их детям и членам семьи такое же обращение, какое применяется к гражданам соответствующего государства. В отношении обучения детей трудящихся-мигрантов статья 30 Конвенции предусматривает, что «Каждый ребенок трудящегося-мигранта имеет основное право на образование на основе равенства обращения с гражданами соответствующего государства. Не может быть отказано в посещении государственных дошкольных учебных заведений или школ, или ограничено это посещение по причине отсутствия постоянного статуса, в том что касается пребывания или занятости любого из родителей, или по причине отсутствия постоянного статуса, в том что касается пребывания такого ребенка в государстве работы по найму». Как это ни прискорбно, но многие страны-реципиенты иностранной рабочей силы так и не ратифицировали данную Конвенцию, причиной чего, с большой вероятностью, является серьезность налагаемых ею обязательств.

На региональном уровне в 1950 году была принята Европейская конвенция о правах человека(link is external). В статье 2 Дополнительного протокола к ней четко обозначено, что «никому не может быть отказано в праве на образование». В соответствии с нормами права Европейского союза несовершеннолетним просителям убежища и беженцам доступ к образованию должен предоставляться на тех же условиях, что и гражданам государств ЕС. На это право может ссылаться любой человек, находящийся на территории государства-участника Конвенции, включая не имеющих официального статуса мигрантов. Данное положение, однако, распространяется только на начальное и среднее образование.

...и реальное положение дел

Несмотря на наличие целого ряда международных соглашений, регулирующих право мигрантов на образование, на практике перед принимающими странами встают многочисленные проблемы и дилеммы.

Во-первых, в интересах собственного населения государство может стремиться препятствовать закреплению в обществе нелегальных мигрантов, что может произойти благодаря получению ими образования, и ограничить доступ к и без того скудным ресурсам лишь тем иностранцам, у которых имеется вид на жительство. Одновременно с этим, в будущем государство может быть заинтересовано в иностранной рабочей силе ввиду старения своего населения.

С другой стороны, мигранты оправданно хотят стать полноправными членами общества, стремясь к участию в его жизни и социальной интеграции, и образование играет в этом процессе ключевую роль. И если государства могут решать вопрос о распределении финансовых ресурсов по своему усмотрению, они должны безоговорочно выполнять обязательства по оказанию поддержки и защите, которые они добровольно взяли на себя, становясь участниками международных соглашений по правам человека.

Так, руководствуясь своими государственными интересами, страна может поощрять потенциальных нелегальных мигрантов к тому, чтобы они оставались на родине, а не стремились любой ценой попасть в Европу. Однако если мигранты уже прибыли в страну назначения, их основные права должны соблюдаться. Это вовсе не значит, что им следует предоставить возможность пользоваться всеми образовательными услугами без исключения наравне с гражданами принимающей страны. Например, если бесплатное высшее образование привлекает в страну нелегальных мигрантов, государство может решить ограничить бесплатный доступ в свои высшие учебные заведения. Но это значит, что доступ к элементарному или базовому образованию ограничиваться не должен – это основополагающее право человека, и соблюдать его надлежит при любых обстоятельствах.

Практика показывает, что некоторые беженцы, не имея возможности вернуться на родину, остаются жить в принимающей стране. В связи с этим государственным властям национального и местного уровня следует принять предварительные меры и разработать такую образовательную политику, которая учитывала бы культурные особенности мигрантов и содействовала их скорейшей интеграции в общество и трудоустройству.

В этом плане первостепенное значение приобретает вопрос о поиске равновесия между удовлетворением образовательных потребностей юных мигрантов и различным правовым положением граждан соответствующего государства и мигрантов в отношении доступа к образованию. В частности, рекомендуется предоставить мигрантам возможность изучения языка принимающей страны как можно скорее после их прибытия на ее территорию.

Несомненно, обеспечение беженцам доступа к образованию, жилью, социальным услугам, услугам здравоохранения и трудоустройству представляет для государств дополнительное финансовое бремя. Учитывая, что политика, предполагающая оказание мигрантам великодушного приема, может вызвать непонимание, беспокойство и недовольство со стороны части местного населения, государству необходимо должным образом аргументировать свои решения, обосновывая их с точки зрения других бюджетных приоритетов, государственных интересов и обязательств, возлагаемых на него международным законодательством в области прав человека.

В свете всего вышеизложенного крайне важно добиться повсеместного признания права мигрантов на образование неотъемлемым правом человека, а не просто одной из задач в рамках государственной деятельности. Осознать это и принять соответствующие меры должны как руководящие органы страны и местные власти, так и руководство школ.

Эта статья из рубрики «Идеи» «Курьера ЮНЕСКО» посвящается празднованиюМеждународного дня мигранта(link is external), отмечаемого ежегодно 18 декабря.

Читайте также:

Строить мосты, а не стены

Дополнительная информация:

Всеобщая декларация прав человека(link is external)

Конвенция 1951 г. о статусе беженцев(link is external)

Конвенция 1989 г. о правах ребенка(link is external)

Международная конвенция 1990 г. о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей(link is external)

Европейская конвенция 1950 г. о правах человека(link is external)

 

 

Фонс Команс

Декан факультета международного и европейского права Маастрихтского университета Фонс Команс (Нидерланды) возглавляет при университете Кафедру ЮНЕСКО по правам человека и миру. Он также является директором Маастрихтского центра по правам человека и членом Нидерландской сети по исследованиям в области прав человека.



Другие статьи автора: Команс Фонс

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба