Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №4, 2018

Жаклин Стрекер
Учителя беженцев нуждаются в поддержке
Просмотров: 47

 

cou_04_18_unhcr_web.jpg

В лагере для беженцев Какума (Кения) большая часть классов насчитывает около сотни учеников, однако не редкость и классы с 200 учащимися.

По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), озвученным во Всемирный день беженцев(link is external) 20 июня 2018 года, число детей среди вынужденных переселенцев во всем мире составляет 50 миллионов человек. Эта цифра не может не вызывать тревоги. Учителя, работающие с детьми беженцев, сталкиваются с многочисленными трудностями, включая длительные перерывы в обучении, физические увечья и травмированную психику детей. При этом многие из них недостаточно квалифицированы либо вовсе не имеют педагогической подготовки. Целенаправленные инициативы, осуществляемые учреждениями из разных стран, помогают им в их непростом деле.

Жаклин Стрекер

Можно без преувеличения сказать, что учителям из принимающих беженцев школ приходится работать с самыми сложными детскими коллективами в мире. В одном классе могут оказаться дети, ставшие свидетелями разрушения родного дома, ранения или даже убийства членов своей семьи. За соседними партами сидят инвалиды от рождения и дети, искалеченные в результате насильственных действий в стране их происхождения, бывшие дети-солдаты, жертвы сексуального насилия и те, чьи братья или сестры не смогли, как они, спастись бегством и найти безопасное место проживания. Усугубляют ситуацию и длительные перерывы в обучении детей беженцев, которые могут исчисляться как несколькими неделями или месяцами, так и годами.

По данным Управления Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ ООН(link is external)), в среднем в результате переселения дети беженцев выпадают из процесса обучения по крайней мере на 3-4 года. Их возвращение к учебе является трудной задачей как для всей образовательной системы, так и для работающих с ними учителей.

В 2016 году общее число беженцев, защитой которых занимается УВКБ ООН, составило 17,2 миллиона человек. Из них 6,4 миллиона составили дети школьного возраста. И если 2,9 миллиона детей удалось определить в зачастую и без того переполненные и плохо оборудованные классы, то еще 3,5 миллиона не имели возможности ходить в школу. Для обеспечения доступа к образованию детям переселенцев во всем мире каждый год дополнительно требуется около 20 000 учителей и 12 000 классных комнат.

Чалту Мегеша Гедо(link is external) на своем опыте убедилась в плачевном состоянии образования для беженцев. Когда в 2014 году она приехала в лагерь для беженцев близ города Какумы на севере Кении в качестве учителя, ей поручили один из первых классов начальной школы. Вспоминая о своей первой встрече с учениками, она рассказывает: «Им было от 5 до 10 лет. Войдя в класс, я была в шоке: их было 250 человек!»

Однако даже полученное в таких условиях образование часто остается для большинства юных беженцев единственным реальным шансом построить новую жизнь. Учителя как никто другой могут содействовать этим преобразованиям, но для этого им необходима целенаправленная поддержка, учитывающая местные реалии.

Поскольку нередко учителя сами являются беженцами и травмированы не меньше, чем их ученики, крайне важно сочетать профессиональную подготовку с психологической поддержкой, с тем чтобы максимально облегчить процесс освоения профессии или повышения квалификации.

Инициативы

В настоящее время осуществляется несколько совместных инициатив и новаторских программ, направленных на улучшение уровня подготовки и душевного благополучия учителей, работающих с беженцами.

В первую очередь следует отметить совместную межучрежденческую инициативу, в рамках которой был разработан учебно-методический комплекс для учителей, работающих в чрезвычайных ситуациях (TICC(link is external))

Он объединяет в себе широкий спектр разнообразных материалов, сгруппированных в пять тематических блоков: 1) роль и благополучие учителя; 2) защита, благополучие и социальная интеграция детей; 3) педагогика; 4) учебная программа и планирование; 5) предметные знания. УМК предназначается для учителей с низкой квалификацией и тех, кто не имеет специального образования, и ставит целью сформировать у них базовые профессиональные навыки и помочь в разработке учебной программы в условиях кризиса. Все материалы комплекса находятся в свободном доступе.

Инициатива по разработке данного УМК стала важным этапом в выработке соглашения относительно минимальных педагогических компетенций и содержания образования. Кроме того, она позволила осознать важность комплексного подхода к подготовке учителей. Этот опыт лег в основу других новаторских инициатив, в частности Teachers for Teachers(link is external) («Учителя для учителей») и Borderless Higher Education for Refugees(link is external) (BHER, «Высшее образование для беженцев без границ»).

Учителя для учителей

Программа Teachers for Teachers – совместная инициатива педагогического института Колумбийского университета (Нью-Йорк, США) и неправительственной организации Finn Church Aid (Финляндия) – позволяет учителям непрерывно совершенствовать свои профессиональные навыки посредством классических занятий, взаимообучения и мобильного наставничества.

В рамках этой программы, разработанной на основе УМК TICC, учителям предлагается пройти два параллельных курса обучения. Один из них длится четыре дня, другой рассчитан на несколько месяцев. Учителя проходят обучение в группах по несколько человек во главе с инструктором, который не только курирует работу всей группы, но и посещает уроки своих подопечных с целью оказания им индивидуальной поддержки.

Главным инновационным компонентом этой программы является так называемое мобильное наставничество: на протяжении шести месяцев учителя прикрепляются к «глобальному наставнику», с которым они могут общаться дистанционно посредством приложения WhatsApp и закрытой группы Facebook. Это позволяет учителям ощущать себя частью более крупного сообщества педагогов, с которыми они могут советоваться и обмениваться опытом.

Межкультурный обмен

Программа BHER позволяет беженцам и учителям, проживающим в лагере для беженцев в Дадаабе (кенийском городе, расположенном близ границы с Сомали) или в его окрестностях, получить диплом кенийского или канадского университета по специальности «Преподаватель». Эта программа появилась на свет в результате сотрудничества четырех высших учебных заведений – Университета Британской Колумбии и Йоркского университета в Канаде, Университета им. Кениата и Университета им. Мои в Кении. Часть занятий представлена в виде онлайн-курсов, другая часть проводится очно: преподаватели приезжают в Дадааб после занятий или во время каникул.

Одним из наиболее интересных аспектов программы является межкультурный обмен. На некоторых занятиях студентам из лагеря беженцев в Дадаабе предоставляется возможность принять участие в онлайн-семинарах вместе со студентами из города Мэ Сот (Таиланд) и Торонто (Канада). Взаимодействие с представителями других культур позволяет как студентам, так и преподавателям критически посмотреть на местные образовательные стандарты и открыть для себя новые идеи и точки зрения.

Хотя для обеспечения подготовки всех учителей беженцев требуются дополнительные усилия, данные инициативы представляют собой пример инновационных способов эффективного оказания поддержки учителям даже в самых отдаленных уголках планеты.

Эта статья «Курьера ЮНЕСКО» публикуется по случаю Международного дня мигранта, отмечаемого ежегодно 18 декабря.

Читайте также:

Образование в условиях кризиса

Дополнительная информация:

Обучение: технологии на службе образования беженцев (A lifeline to Learning Report). Доклад ЮНЕСКО на английском языке

Русскоязычный сайт УВКБ ООН(link is external)

 

Жаклин Стрекер

Сотрудница Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев(link is external) Жаклин Стрекер (Канада) занимается вопросами мобильного образования.



Другие статьи автора: Стрекер Жаклин

Архив журнала
№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба