Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » ку№4, 2018

Фернандо Брисе: история в настоящем времени
Просмотров: 60

 

cou_04_18_notre_invite_01_web.jpg

Фернандо Брисе перед зданием штаб-квартиры ЮНЕСКО. Париж, июнь 2018 г.

«Миметический анализ» – так называется метод, который использует художник из Перу Фернандо Брисе. Он заключается в филигранном воспроизведении в рисунках, выполненных вручную тушью на бумаге, текстов и изображений, заимствованных из журналов, брошюр, афиш или старых газет. В произведениях Фернандо Брисе перед смотрящим предстают эпизоды недавних исторических событий, таких как Кубинская революция, Гражданская война в Испании или Вторая мировая война. В 2015 году наш журнал вдохновил его на создание серии под названием The Book of Needs («Книга потребностей»), рисунки из которой можно найти в приложении к этому номеру «Курьера». Подробнее об этом проекте – в нашем интервью с художником.

Фернандо Брисе отвечает на вопросы Каролины Роллан Ортеги и Люсии Иглесиас Кунц (ЮНЕСКО)

 

Расскажите, что именно вы сделали на основе «Курьера ЮНЕСКО»?

В этой серии, состоящей из 81 рисунка, изображены различные события, представленные на обложках и в статьях «Курьера ЮНЕСКО» в период со дня его основания в 1948 году и до 1954 года. Эта серия является частью более масштабного цикла, построенного вокруг иллюстраций и изображений XX века, над которым я работаю уже много лет. Эта работа подобна непрерывному путешествию по времени, между прошлым и настоящим. Каждая серия строится по-разному, с разными типами изображений. Тогда я как раз закончил серию о Второй мировой войне, созданную на основе архивов, которые мне удалось найти. Это были афиши кинофильмов и первые полосы газет, изображающие различные эпизоды войны. После окончания работы над этой серией в 2015 году я решил принять более культурный угол зрения, как по существу, так и в выборе тем. ЮНЕСКО вдохновила меня на исследование темы Организации Объединенных Наций, через которую красной нитью шел бы фундаментальный принцип прав человека и универсалистское видение мира, основанное на прогрессивных идеях и перспективах на будущее, в эпоху, когда все еще только предстояло сделать.

Как пришло название серии The Book of Needs («Книга потребностей»)?

«Книга потребностей» – это труд, опубликованный ЮНЕСКО в 1947 году с целью привлечения внимания к урону, нанесенному Второй мировой войной, и к огромным нуждам, созданным ею в образовательной, научной и культурной сферах. В марте 1948 года «Курьер ЮНЕСКО» вновь упомянул о нем на своих страницах, и мне это показалось настолько символичным, что я позаимствовал это название для своей серии.

Как вы получили доступ к материалам «Курьера ЮНЕСКО»?

В ходе исследований по моим предыдущим проектам у меня уже накопилось достаточно материала о ЮНЕСКО. Я также получил доступ к цифровым архивам «Курьера» и к ресурсам Государственной библиотеки Берлина.

Должен сказать, что это совершенно удивительный журнал. Это уникальный исторический документ, который повествует о том особом периоде, когда идея прогресса действительно открывала многочисленные перспективы. Контраст между убеждениями того времени и состоянием мира сегодня ошеломляющий.

Что меня поразило при просматривании номеров «Курьера» за период с 1948 по 1954 год, так это количество проблем, которые волновали человечество тогда и которые мы до сих пор не решили. Несмотря на то, что мир очень изменился, нас занимают все те же вопросы.

 


Первая страница «Курьера ЮНЕСКО» за февраль 1951 года и она же в интерпретации Фернандо Брисе.

 

Что это за вопросы, как вы считаете?

Антигуманистические тенденции являются сложнейшей политической задачей, стоящей сегодня на повестке дня такой международной организации, как ЮНЕСКО. Различные точки зрения и представления о мире существовали всегда, но критика, выдвигаемая против некоторого универсализма, слишком сильно окрашенного евроцентризмом, и нынешний кризис сосуществования разных культур не могут ставить под сомнение принципы прав человека и их соблюдение. А для ООН и ЮНЕСКО права человека – это их кредо, соблюдаются они или нет.

Отправной точкой вашего творчества являются исторические документы, архивы, которые вы преобразуете в произведения искусства, как было и в случае работы с «Курьером ЮНЕСКО». Расскажите подробнее о вашем подходе.

В основе всегда лежит интерес к истории, как к самому событию, так и к его письменному свидетельству. Архив строится, отталкиваясь от настоящего, и история также находится в этом настоящем. Смысл моей работы заключается в возрождении и обновлении истории. Благодаря рисунку я преобразую документальное пространство в нечто новое. В этом новом контексте эти творения можно увидеть в ином свете и воспринять документы как образы. То, что я пытаюсь сделать, является вторичной переработкой, я преобразую документ в произведение искусства.

Помимо серии, вдохновленной «Курьером», я работал над американским журналом об искусстве ARTnews, созданном в начале XX века, латино-американским журналом об искусстве Arte Nuevo, базирующемся в Буэнос-Айресе (Аргентина), и над некоторыми другими газетами и публикациями. Из последнего, в мае и июне 2018 года я выставлял в Берлине (Германия) серию Freedom First («Свобода прежде всего»), навеянную публикациями Конгресса за свободу культуры – ассоциации, основанной в Берлине в 1950 году с целью борьбы с тоталитарными режимами. Это своеобразный взгляд в прошлое, на начало холодной войны.

В какой момент вам пришла в голову идея черпать вдохновение в архивах?

Примерно лет 20 назад я переехал в Берлин. Город тогда переживал серьезный переходный период, и меня очень вдохновило само это пространство, в котором я находился. Пространство, бурлящее дебатами о концепции памяти. В такие исторические моменты смысл существования архивов становится оправданным как никогда.  

В то же время меня не устраивало то, что я делал в творческом плане в тот момент. Именно тогда я освоил технику рисунка тушью, что сблизило меня с языком письма, не отдаляя при этом от живописи. Это открытие, совпавшее с идеей архивов и посещением реальных архивов, где соприкосновение с прошлым может способствовать появлению совершенно разных вопросов, вдохновило меня на новый творческий подход, который определил мою дальнейшую деятельность.

Почему и как вы выбрали это 81 изображение со страниц и обложек «Курьера»? К чему вы хотели привлечь внимание?

Моя работа – это постоянный процесс отбора. В данном случае я выбрал изображения, которые, как мне показалось, наилучшим образом иллюстрировали миссию ЮНЕСКО, то есть борьбу с расистскими доктринами, и антирасистские высказывания, публикуемые «Курьером ЮНЕСКО», начиная с текстов Клода Леви-Стросса, например. Я хочу говорить о понятии равенства народов и культур и единстве человечества.

Я также нашел документы того времени, связанные с процессом деколонизации, представленной одновременно новыми странами, освобожденными от колониального бремени, и последними всплесками так называемого либерального колониализма, убежденного до середины 1950-х годов, что он мог сохранить свою империю… И, конечно же, там присутствовал вопрос так называемых «примитивных» народов. Клод Леви-Стросс во многом способствовал осознанию того, что эти люди отнюдь не были отсталыми, что они обладали комплексным мышлением. Более глобально, меня заинтересовала подчеркнутая «Курьером» связь между научным прогрессом и прогрессом человечества.

По-вашему мнению, сегодня все еще жива вера в то, что после ужасов Второй мировой войны все возможно и что мир станет лучше?

Нет, ее больше нет. Мы сейчас находимся в своеобразном тупике, из которого нужно найти выход. Между той оптимистической эрой, которая последовала после Второй мировой войны, и ситуацией, в которой мы пребываем сегодня, наблюдается очень яркий контраст. Быть может, моя миссия и заключается в том, чтобы оживить эти материалы, как я попытался это сделать. Мы, художники, с территории нашего искусства, выражаясь на языке неизбежно символическом, где размышление и эксперимент идут рука об руку, не можем совершить какие-то кардинальные изменения. Но мы можем – по крайней мере, я на это надеюсь – указать потенциальное направление.

Узнать больше о «Книге потребностей» можно из статьи «Курьера ЮНЕСКО» за март 1948 года (версия на русском языке недоступна).

Читать «Книгу потребностей» на английском языке: The Book of Needs, том I (1947 г.) и том II(1949 г.).

 

Фернандо Брисе

Художник Фернандо Брисе родился в Лиме (Перу) в 1965 году. Он начал изучать изобразительное искусство в Папском католическом университете Перу и продолжил во Франции, в университете Париж-8 и в Высшей национальной школе изящных искусств. В 1990-е годы он переехал в Берлин (Германия), где познакомился с техникой рисунка тушью и с архивами прессы Государственной библиотеки Берлина. Он живет между Лимой, Берлином и Нью-Йорком, где он недавно представил свою коллекцию The Book of Needs («Книга потребностей»), созданную в 2015 году. С ней можно познакомиться виртуально на сайтах Гарвардского музея искусств(link is external) и галереи Alexander and Bonin(link is external) в Нью-Йорке (США).

Архив журнала
ку№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба