Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » н№2, 2020

Салли Тэллант
Концепция музея будущего
Просмотров: 134

 

cou_03_20_tallant_website.jpg

Интерактивное развивающее пространство в Музее искусств в Квинсе, где посетители могут поэкспериментировать и творчески выразить свою точку зрения на темы выставки, 2019 г.

Как приобщать к культуре и искусству с учетом изменившихся требований к приему посетителей? Вот главный вопрос на повестке дня Музея искусств в Квинсе — как и многих других культурных учреждений всего мира. В поисках ответа на него сотрудники нью-йоркского музея стремятся выработать новую инклюзивную концепцию, в которой деятели искусства, работники образования и местные общины занимали бы центральное место.

Салли Тэллант

Президент и исполнительный директор Музея искусств в Квинсе (Нью-Йорк, США)

Одним из последствий эпидемии коронавируса стало повсеместное закрытие культурных учреждений. Перед музеями всего мира встала задача как можно быстрее научиться функционировать на расстоянии и, несмотря на недоступность для посещения, остаться на виду и не утратить свою значимость. Роль культуры и музеев стремительно меняется уже сейчас. Цифровой контент, который позволяет сохранить находящуюся в самоизоляции аудиторию, стал еще более необходимым. Потребность в сокращении числа посетителей, соблюдении социального дистанцирования и обеспечении безопасности сотрудникам и аудитории неизбежно приведет к радикальным изменениям в опыте восприятия культуры. В условиях полной непредсказуемости требуется оперативно принимать решения на всех уровнях.

В эти непростые времена деятели культурной сферы работают сообща, обмениваясь информацией и знаниями, и, вопреки сложностям, с которыми сталкивается каждый из нас, в культурном сообществе царит атмосфера единения, поддержки и сотрудничества. В Нью-Йорке регулярно проходят встречи различного формата. Более 200 сотрудников культурных учреждений ежедневно делятся опытом и активно отстаивают наши общие интересы. Мы непрерывно ищем новые способы поддерживать культурные организации и работников этой сферы в нашем городе и по всему миру.

Необходимость переосмысления музейной модели

До полного восстановления деятельности после пандемии музеи, имеющие в своем распоряжении значительные средства и обширные коллекции, будут в более выгодном положении, чем небольшие музеи, существующие благодаря финансовой поддержке спонсоров — потому что спонсоры, скорее всего, также понесут серьезные убытки. Всем учреждениям понадобится проанализировать источники своих доходов. Крупные музеи, финансируемые за счет туристов и платы за входные билеты, будут вынуждены изменить свою модель. У маленьких же будет преимущество: мы более гибкие, привыкли работать с ограниченным бюджетом и адаптироваться к нуждам населения. 

Пытаясь преодолевать трудности, которые ставит перед нами мир, измененный до неузнаваемости пандемией COVID-19, мы думаем о будущем нашего музея. Он расположен в Квинсе, самом неоднородном районе Нью-Йорка, ставшем эпицентром пандемии в этом городе. Это и один из самых уязвимых районов. Многие жители Квинса — сотрудники жизненно важных служб: они водят такси, работают в супермаркетах, готовят и доставляют еду. Многие получают зарплату на сдельной основе. Зачастую работодатель не обеспечивает им медицинского страхования, льгот или защиты их трудовых прав. Многие при этом — нелегальные мигранты, которые не могут позволить себе оставаться дома и не работать. 

Неспособность государства справедливо распределить ресурсы и обеспечить равный доступ к здравоохранению привела к формированию общества, где эмпатия, забота и уважение друг к другу и к многообразию стали редкостью. С наибольшим количеством трудностей сталкивается рабочий класс.

В условиях неопределенности, которая сегодня стала почти физически ощутимой, нам предстоит ответить на множество вопросов. Как вернуть посетителей в музей? Что будет значить для людей посещение общественных мест? Какие меры следует принять для защиты сотрудников и гостей музея? В нашем Музее искусств мы активно взаимодействуем с местными жителями, чтобы понять, что для них важно. Нам нужно будет восстановиться, вновь найти общий язык друг с другом, реабилитироваться; нам нужно будет научиться вместе создавать приносящие радость креативные пространства, отталкиваясь от реальных потребностей общин.

Оживить произведения искусства

История и расположение Музея в Квинсе(link is external) могут помочь нам выработать оптимальную модель музея в будущем и сформулировать стратегии по поддержке деятелей искусства, местного сообщества и специалистов в области образования. Наша коллекция, насчитывающая 13 000 экспонатов, подскажет нам, как построить будущее из осколков прошлого. В тесном сотрудничестве с художниками, кураторами и аудиторией мы оживим произведения искусства, актуализируем их и вместе выстроим пространство выставок и экспозиций.

Музей был основан в 1972 году. Он расположен в здании Нью-Йорк-сити-билдинг, которое строилось как павильон города для Всемирной выставки 1939–1940 годов(link is external), организованной во время Великой депрессии (1929–1939) с целью поднять дух населения. Тема выставки — «Мир завтрашнего дня» — воплощала оптимизм и надежду на будущее. В 1946–1950 годы здание служило местом проведения Генеральной Ассамблеи еще молодой тогда Организации Объединенных Наций — до тех пор, пока не была открыта нынешняя штаб-квартира ООН на Манхэттене.

В Нью-Йорк-сити-билдинг было принято много важных решений, в том числе об учреждении Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ(link is external)). В честь этого события мы планируем открыть Детский музей, посвященный истории игр и самим детям, которых в окрестностях всегда было много: музей расположен на территории парка, а однажды в нем был залит каток.

Стратегии, которые уже использовались в прошлом, — привлечение деятелей искусства к работе с местным населением и организациями — помогут нам найти способы вновь продемонстрировать важнейшую роль культуры и искусства в жизни и восстановлении общества. Для успешного выполнения этой задачи нам потребуются новые финансовые модели и налоговые инициативы.

Сотрудничество с писателями, дизайнерами и архитекторами

Многие проекты, осуществленные в ходе подготовки к Всемирной выставке 1939 года, были реализованы в рамках антикризисной программы Франклина Д. Рузвельта «Новый курс». Эта программа позволила создать столь востребованные во время Великой депрессии рабочие места, в том числе и в сфере культуры. Государство привлекало художников к оформлению зданий, в которых размещались госорганизации, культурно-спортивные центры и другие учреждения. В общей сложности работу получили тысячи художников. Эти инициативы и программы продолжают вдохновлять целые поколения деятелей искусства и руководителей в США.   

В перспективе нас ждет массовая безработица и экономическая рецессия, усугубление миграционного кризиса и жизнь в условиях мирового кризиса здравоохранения. Нам придется научиться жить и работать в постоянно меняющемся мире и вместе скорбеть — скорбеть о потере близких, о потере среды обитания вследствие климатического кризиса, о потере привычного образа жизни.

Итак, чему мы научились? Как должна измениться музейная концепция и какие инструменты нужны нам для того, чтобы создать значимые для общества культурные учреждения? Мы, сотрудники Музея в Квинсе, смотрим в лицо неопределенности, полные решимости и надежды на то, что художники, писатели, дизайнеры, поэты и архитекторы помогут нам на сложном пути преобразований. Мы стремимся разработать такую модель, в которой деятели искусства, работники образования и организаторы мероприятий занимали бы центральное место. Мы планируем сотрудничать с другими культурными и образовательными учреждениями и местными общинами с тем, чтобы способствовать развитию творчества, появлению новых идей и сотрудничеству. Мы пригласим к совместной работе местных художников и обеспечим их студийным пространством, необходимыми средствами, инструментами и материалами, чтобы организовать творческий диалог между разными поколениями и разными странами. Мы будем искать новые форматы работы, уделяя внимание мероприятиям как на территории музея, так и вне ее.

Образование всегда было важным направлением нашей работы. Мы продолжим создавать цифровой контент, но будем организовывать и живые встречи, чтобы вместе пережить моменты близости, которых нам так не доставало. Деятельность нашего музея будет ориентирована как на местных жителей, так и на международную аудиторию.

Диалог посредством искусства

Квинс — район мультикультурный, здесь говорят более чем на 160 языках. Это многообразие будет отражено как в произведениях искусства, так и в образовательных и общественных мероприятиях, которые мы планируем проводить. Информация о наших мероприятиях и о происходящем в Квинсе будет доступна и для мировой аудитории — и там, откуда берут корни многочисленные общины Квинса, и в других многообразных с культурной точки зрения сообществах и городах по всему миру.

«Единственное, что делает продолжение жизни возможным, — это постоянная, порой непереносимая неуверенность в ней, незнание того, что произойдет с тобой в следующий миг», — говорит в своем научно-фантастическом романе «Левая рука тьмы» (1969) американская писательница Урсула К. Ле Гуин.

Неужели мы все живем в том самом антиутопическом будущем, которое так хорошо описала Ле Гуин? Я надеюсь, что в итоге мы сможем восстановить связь с нашим сообществом. Что мы сможем встать на ноги, изменить концепцию культурного пространства, творить и вести диалог посредством искусства и культуры. Надеюсь, что этот опыт научил нас преодолевать дистанцию и находить новые способы общения, сотрудничества, построения близких отношений и укрепления чувства общности.

Я убеждена, что музеи и культура в целом играют важнейшую роль в реабилитации общества, которую нам всем нужно будет пройти в ближайшие месяцы и годы. И я с нетерпением жду, когда мы будем вместе — не важно, в Квинсе или где-то еще.

 

Познакомьтесь с глобальным движением ResiliArt — инициативой ЮНЕСКО, призванной поддержать индустрию культуры и творчества и культурные учреждения, которые серьезно пострадали в результате пандемии.



Другие статьи автора: Тэллант Салли

Архив журнала
н№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба