Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №2, 2020

Пурнима Лутхра
Настало время переосмыслить образование

 

cou_03_20_luthra_website.jpg

7-летняя Нелли занимается на планшете у себя дома, Абиджан, Кот-д’Ивуар, апрель 2020 г. Во время карантина государственные телеканалы также транслировали образовательные программы, подготовленные ЮНИСЕФ и Министерством образования страны.

По данным ЮНЕСКО, в результате пандемии 90 % всех учащихся в мире, т. е. около полутора миллиардов человек, лишились возможности посещать учебные заведения. Школам и вузам в одночасье пришлось перейти на дистанционное обучение и изыскивать новые методы преподавания.

 

Пурнима Лутхра

Преподаватель в Копенгагенской школе бизнеса, основатель и главный консультант образовательно-консалтинговой компании TalentED в Копенгагене (Дания)

Эпидемия COVID-19, из-за которой более трети населения мира было вынуждено оставаться дома, стала причиной беспрецедентных нарушений образовательного процесса. Учебным заведениям по всему миру — от дошкольных учреждений до университетов — пришлось закрыть свои двери, что потребовало от преподавателей поиска альтернативных методов обучения. Эта ситуация наверняка будет иметь долгосрочные последствия.

«Учеба не сможет стать такой, как прежде, по меньшей мере до появления общедоступной вакцины, — предупреждает Эми Валентайн, исполнительный директор американской благотворительной организации Future of School(link is external), поддерживающей развитие инновационных моделей обучения. — Меры, принятые в рамках систем образования, будут сказываться на учащихся при переходе на следующий уровень, независимо от их подготовки».

Особое беспокойство вызывает то, как пандемия отразится на психическом здоровье детей, лишенных общения со сверстниками и вырванных из привычного уклада школьной жизни. Даже поколениям «Z» (родившимся с 1996 по 2015 год) и «альфа» (родившимся после 2015 года), живущим в перенасыщенном технологиями мире, необходимы социальные и физические контакты без использования современных устройств. Это, пожалуй, самая большая трудность, с которой столкнулись педагоги с переходом на онлайн-платформы. «Живой контакт играет в учебном процессе важную роль, особенно для подростков, — отмечает преподаватель средней школы в Сингапуре. — Большинство детей наверняка предпочли бы ходить в школу, где они могут почувствовать себя членами сообщества и где учеба более структурирована».

Учитывая требования к дистанцированию, возвращение уровня социального взаимодействия к доэпидемическим показателям потребует времени. «Когда учебный процесс вернется в нормальное русло, перед педагогами встанет сложная задача — наверстать упущенное, заполнить пробелы, предоставить усиленную социальную и эмоциональную поддержку нуждающимся в этом детям», — заявляет учитель начальных классов в международной школе Сингапура Сарита Сомая.

К тому же, для многих детей во всем мире единственный полноценный прием пищи за весь день возможен только в школе. После закрытия учебных заведений им пришлось искать другие варианты, зачастую безуспешно. По словам Гаятри Тиртапуры, соучредителя и администратора расположенной в Бангалоре организации Tejasvita Trust(link is external), проводящей учебные мероприятия для бедных общин на юге Индии, «зачастую местные семьи не могут позволить себе трехразовое питание и вынуждены полагаться на частные пожертвования и помощь государства».

Выдача дипломов роботам

Несмотря на все трудности, образовательные учреждения всего мира пытаются найти творческие и инновационные решения возникших проблем. Так, в Японии на церемонии вручения дипломов студентов заменили роботами, а в Китае для соблюдения социальной дистанции используют шляпы с широкими полями. Педагогам пришлось проявить фантазию и для разработки материалов, позволяющих проводить увлекательные занятия по интернету.

В стремлении компенсировать нехватку общения, в некоторых школах стали организовывать тематические мероприятия с привлечением учащихся, например, виртуальные пикники. В сельских районах требовались другие способы взаимодействия с учениками — чаще всего посредством телефонных звонков или отправляемых на мобильные устройства родителей текстовых сообщений. А там, где дома у детей нет не только компьютера, но даже карандашей и ручек, приходилось искать кардинально новые методы преподавания.

В таких странах, как США, Новая Зеландия и Соединенное Королевство, были предприняты усилия по обеспечению детей из неблагополучных семей портативными компьютерами, планшетами и мобильными точками доступа к интернету. Разработчики индийского образовательного портала «Гурушала», предоставляющего учителям и учащимся доступ к цифровым учебным материалам, поясняют, что «в Индии детям из уязвимых групп всегда было непросто получать образование. В этом отношении все больший интерес представляют технологии, особенно учитывая постоянный рост доступности мобильной связи и интернета».

Прекращение групповой работы

Однако какие последствия для образования пандемия будет иметь в долгосрочной перспективе? «Особо показательны в этом плане начальные школы: учащимся нельзя обмениваться вещами, использовать общие средства обучения, выполнять коллективные задания. Приведет ли это к прекращению групповой работы на уроках? Вернемся ли мы к тем временам, когда преподаватель объяснял материал у доски, а ученики целый день сидели за партами?» — беспокоится Терин Хансен, учительница начальных классов в Перте (Западная Австралия), где школы открылись в конце апреля.

Санкальп Чатурведи, доцент бизнес-школы Имперского колледжа Лондона, считает, что «в высших учебных заведениях занятия по-прежнему будут проходить в аудиториях при очном присутствии студентов. Однако нормой станет чередование с обучением в онлайн-формате, что до режима изоляции сложно было представить».

«Возможно, пандемия COVID-19 позволит изменить ситуацию в лучшую сторону», — предполагает директор Копенгагенской международной школы Сэнди Маккензи. Этот кризис может подтолкнуть учебные заведения к «отказу от устаревших методов работы, эффективному использованию технологий и обеспечению того, чтобы педагоги развивали у подрастающих поколений навыки, которые пригодятся им в будущем».

Сокращение неравенства в образовании

Использование цифровых технологий предполагает их всеобщую доступность. Пандемия привлекла внимание к неравенству с точки зрения качества образования и доступа к нему во всем мире, а также к масштабам цифрового разрыва, в том числе в развитых странах. Поскольку до эпидемии доступ к интернету имели лишь 60 % населения мира, правительствам, издательствам, поставщикам технологий и сетевым операторам пришлось объединить усилия, чтобы предоставить педагогам возможность охватывать онлайн-обучением как можно более широкую аудиторию.

Одной из программ, направленных на достижение этой цели, является «Паспорт учащегося» (Learning Passport(link is external)) — онлайн-платформа для дистанционного обучения, разработанная Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) и компанией «Майкрософт». Первыми экспериментальную версию программы в 2020 году используют Косово, Тимор-Лешти и Украина. Изначально проект предназначался для детей из числа перемещенных лиц и детей-беженцев, однако вскоре охватил и закрытые на карантин школы по всему миру. Теперь все страны, чьи учебные программы подходят для работы в интернете, смогут получить доступ к размещенным на платформе цифровым учебникам, видеоматериалам, а также дополнительным ресурсам для родителей детей, испытывающих трудности в обучении.

Есть надежда, что в интересах достижения в ближайшее десятилетие 4-й цели ООН в области устойчивого развития (ЦУР 4(link is external)) все больше государственных и частных учреждений будут сотрудничать друг с другом, с тем чтобы сделать системы образования более жизнестойкими, инклюзивными и справедливыми для всех.

Переосмысление роли педагога

Переход к дистанционному обучению потребовал от учителей творческого подхода к разработке содержания, поиска более эффективных методов онлайн-преподавания и переосмысления роли педагога при одновременном повышении значимости учебного материала.

Полученный опыт также показал нам, что традиционные формы и методы обучения могут быть дополнены альтернативными форматами. Педагоги и родители отметили, что некоторые учащиеся весьма успешно приспосабливаются к новым условиям. Для детей, предпочитающих работать удаленно, было бы целесообразно подумать о создании более разнообразных или смешанных моделей обучения.

Кризис открыл новую страницу в сфере применения цифровых технологий. В то же время он подчеркнул необходимость переосмысления подхода к обучению. Об этом свидетельствуют и недавние исследования Всемирного экономического форума(link is external) и других организаций, посвященные навыкам, которые будут востребованы на рынке труда в будущем. Согласно выводам этих исследований, работники должны будут обладать более развитыми когнитивными способностями, в частности навыками в области предпринимательской, творческой и инновационной деятельности, а также развитым социальным и эмоциональным интеллектом, включающим жизнестойкость, способность к адаптации и стремление к росту. Для решения ряда наиболее острых глобальных проблем будущего необходимо, чтобы образовательный процесс был направлен на развитие этих навыков. 

Пандемия знаменует собой поворотный момент в истории человечества. Настало время переосмыслить образование в соответствии с нуждами будущих поколений, которые будут жить в мире после пандемии COVID-19. Это потребует совместных усилий всех заинтересованных сторон, которые должны серьезно и добросовестно проанализировать стоящие перед ними проблемы и принять все необходимые меры для их решения.

 

Узнайте больше о Глобальной коалиции по вопросам образования — многосекторном партнерстве, основанном ЮНЕСКО в целях обеспечения надлежащего дистанционного обучения для всех учащихся в условиях пандемии.

 



Другие статьи автора: Лутхра Пурнима

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба