Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №2, 2020

Айелет Шахар
Подвижные границы, невидимые, но реальные

 

cou_03_20_schachar_website_site-artist.jpg

Primavera, цианотипия с использованием рентгеновского снимка перевозящей людей грузовой машины. В своем творчестве художница Ноэль Мейсон экспериментирует с технологиями, применяющимися для контроля и слежения.

Современная граница далеко не всегда представляет собой незыблемую каменную стену. На смену кирпичу и колючей проволоке приходят новейшие технологии и сложные правовые нормы, которые все больше превращают ее в гибкую преграду, регулирующую передвижение граждан без привязки к географии. Пандемия COVID-19 лишь усилила эту тенденцию.

Айелет Шахар

Директор Института им. Макса Планка по изучению религиозного и этнического разнообразия (Гёттинген, Германия), автор книги «Подвижные границы: правовая картография миграции и мобильности» (The Shifting Border: Legal Cartographies of Migration and Mobility)

После падения Берлинской стены в 1989 году многие предсказывали, что близок день, когда границы останутся в прошлом. В действительности же все оказалось совсем иначе. Границы никуда не исчезли, однако они претерпевают метаморфозу, превращаясь в податливую, подвижную юридическую конструкцию. Они уже не привязаны к карте, порой вставая перед нами задолго до и многим после попадания в ту или иную страну. Такой выход сферы действия государственной власти за пределы государственной территории привел к формированию новой концепции: подвижной границы.

Подвижная граница не закреплена во времени и пространстве, она являет собой преграду не столько физического, сколько правового характера. Меры, принимаемые в ответ на пандемию коронавируса, еще больше ускорили этот процесс.

В январе 2020 года, когда появились сообщения о вспышке загадочной вирусной пневмонии в Ухане, соседние с Китаем страны, наученные горьким опытом эпидемий SARS и MERS, немедленно приступили к действиям. Наряду с мерами в области здравоохранения, они ограничили въезд на свою территорию.

Регулирование потока въезжающих в страну отныне может осуществляться в зарубежных транзитных пунктах, расположенных за несколько тысяч километров от ее государственной границы. Так, Канада запретила всем, у кого были симптомы COVID-19, садиться на летящие в Канаду самолеты — в том числе своим гражданам. Перенеся пограничную деятельность в другие страны, преимущественно в Европу и Азию, Канада тем самым расширила свои границы в концептуальном и юридическом плане.

Реальность на грани фантастики

Примечательны масштабы этого явления: в мае 2020 года в связи с эпидемией COVID-19 ограничения на въезд — а в ряде случаев и на выезд — были введены примерно в 200 странах мира. В пик пандемии в таких странах проживал 91 % населения планеты. Для осуществления этих установленных законодательством ограничений на практике не понадобилось ни перебрасывать на границу солдат, ни подвозить к ней ни единого мешка с цементом.

Вместо этого была «передвинута» сама граница, что позволило отсеивать желающих приехать еще до посадки на средства международного сообщения и контролировать приехавших уже после въезда — например, требуя от них носить браслеты с функцией геолокации. Согласно экспертам по туризму, в некоторых случаях путешественникам было рекомендовано предварительно самоизолироваться в стране своего происхождения.

Совершенно очевидно, что пока не будет создана эффективная вакцина, регулирование мобильности и миграции не сможет осуществляться, как прежде. То, что еще недавно казалось фантастикой, сегодня стало реальностью. В израильском аэропорту им. Бен-Гуриона, где и ранее действовали строжайшие правила безопасности, в настоящее время внедряется полностью автоматизированная система сквозной регистрации, при которой пассажирам не нужно контактировать ни с кем лично. Цель нововведения — создать «транспортные узлы без коронавируса» и безопасные изолированные зоны, в которых перевозки пассажиров смогут возобновиться. В эти «стерильные» коридоры будут допускаться только лица в хорошем состоянии здоровья.

Эти изменения поднимают важные этические и правовые вопросы. Здоровье станет неоценимым преимуществом и обязательным условием для путешествий. В таких странах, как Чили, Германия, Италия и Соединенное Королевство, рассматривается возможность создания так называемого «иммунного паспорта», подтверждающего наличие иммунитета к вирусу и дающего своему обладателю право посещать общественные места и путешествовать — и, соответственно, лишающего этого права тех, кто иммунитета не имеет.

«Умные туннели» и биометрические границы

Еще до пандемии правительства начали все чаще применять для контроля за миграцией биометрические технологии, позволяющие им стать своего рода «всевидящим оком» и — впервые в истории — следить за перемещениями каждого человека в любой точке мира.

Учитывая повсеместную датафикацию и создание обширных баз данных с биометрической информацией о путешествующих, по мере расширения «биометрических границ» нашим пропуском, дающим право их пересечения, все больше будет становиться наше тело. Активные шаги в этом направлении уже предпринимают Австралия, Китай, Япония, США и Объединенные Арабские Эмираты. В международном аэропорту Дубая в качестве эксперимента был установлен «умный туннель», в момент прохождения по которому личность пассажира проверяется путем сканирования специальными камерами его лица или радужной оболочки глаз.

Для масштабной практической реализации подобных проектов, достойных романов Оруэлла, требуется переосмыслить понятие границ и изменить подход к организации пограничной деятельности так, чтобы органы власти или их представители могли производить проверку и фильтрацию приезжающих как можно раньше до отъезда, как можно дольше после въезда и как можно чаще, то есть многократно в течение всей поездки.

В рамках мер по регулированию мобильности и миграции в Европе, направляющиеся в Шенгенскую зону путешественники должны будут заблаговременно получить «электронное разрешение на въезд» — причем даже те, кому не нужна виза. С этой целью в 2022 году должна начать функционировать Система авторизации въезда в Европу (ETIAS(link is external)), которая позволит выдавать такие разрешения посетителям всех 26 шенгенских стран. 

Наряду с паспортом, этот дополнительный способ сбора информации будет способствовать созданию невидимого, но весьма эффективного подвижного барьера, позволяющего ограничивать поток приезжающих в любой точке планеты еще до их выезда из своей страны и способного меняться в зависимости от места нахождения человека и потенциальной опасности, которую он может представлять.

Граница в каждом из нас

Научно-фантастические черты регулированию мобильности придают и другие инициативы, например, получивший финансирование Евросоюза экспериментальный проект iBorderCtrl(link is external). Предполагается, что желающие пересечь границу предварительно должны будут «ответить виртуальному собеседнику на несколько коротких вопросов с применением детектора лжи», а полученная информация будет заноситься в единую систему баз данных, позволяющую властям «вычислить совокупный фактор риска по каждому человеку».

На основании этого фактора риска, который будет учитываться во всех последующих поездках, может быть принято решение о дополнительной проверке или даже об отказе в пересечении границ. В задачи виртуального агента iBorderCtrl будет также входить считывание микрожестов с целью определения того, говорит ли человек правду. Подобные проекты разрабатываются и в США, например, системы распознавания на базе искусственного интеллекта, отмечающие изменения в кровотоке или мельчайшие движения глаз. Таким образом, когда-то незыблемые границы теперь не просто стали гибкими и подвижными: они размножились и раздробились. Каждый человек буквально носит границу в самом себе.

Все эти изменения чреваты серьезными последствиями для прав и свобод человека. Использование нашего тела в целях регулирования доступа более не является прерогативой государства. Крупные компании, специализирующиеся на информационных технологиях, также активно занимаются сбором данных и геолокацией тех, у кого результаты теста на вирус оказались положительными, — подчас без согласия самого человека.

Однако тот же самый кризис показал человечеству еще один возможный путь развития. Так, в связи с пандемией правительство Португалии предоставило всем находящимся в стране мигрантам — включая просителей убежища — те же права в отношении здравоохранения, социальной защиты, обеспечения стабильной работой и жильем, что и у местных граждан, подчеркнув, что это является «долгом и обязанностью любого солидарного общества во времена кризиса». Общая угроза, нависшая одновременно над всем населением этой страны, породила ощущение общей судьбы и привела к повышению сплоченности.

После того как мы научимся лучше справляться с этим смертоносным вирусом, нам нужно будет устранить и все его негативные последствия, приводящие к ограничению наших прав и еще больше отдаляющие нас друг от друга.



Другие статьи автора: Шахар Айелет

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба