Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №2, 2018
Артист мира ЮНЕСКО и известный дизайнер Биби Рассел совершила настоящее чудо: благодаря ей ничем не примечательные гамуча ‒ традиционные хлопчатобумажные полотенца, широко используемые в Южной Азии для вытирания рук и лица, ‒ конкурируют с изделиями от самых популярных дизайнеров на подиумах всего мира. Однако главного успеха она добилась не на модных показах, а в сотнях ткацких мастерских своей родной Бангладеш, а также в Узбекистане, Колумбии и Индии.
В декабре 2017 года в Индии прошла Неделя наследия Раджастана, в ходе которой Биби Рассел представила коллекцию изделий из кхади ‒ натуральной ткани ручной выделки. Показ был посвящен Махатме Ганди и мастерам Раджастана, использующим традиционные методы кустарного производства.
В феврале 2018 года она вместе с другими дизайнерами из государств, входящих в Содружество Наций, приняла участие в показе Commonwealth Fashion Exchange, посвященном эко-моде. Мероприятие состоялось в Букингемском дворце при поддержке королевы Елизаветы II и герцогини Кембриджской.
С сентября 2017 года Биби Рассел, которую отличает активная социальная позиция, работает над «сложным и эмоционально очень тяжелым проектом», как она о нем отзывается. В рамках проекта, осуществляемого при непосредственной поддержке главного министра индийского штата Западная Бенгалия Маматы Банерджи, она преподает в крупнейшем в штате приюте для девочек Liluah Home, вдохновляя их своим примером и обучая их навыкам, которые могут обеспечить им средства к существованию. Некоторые жительницы приюта ‒ бывшие жертвы торговли детьми. «Я не могу поверить, что в XXI веке, когда повсеместно говорят о расширении возможностей женщин и равноправии, девочки в нашей стране по-прежнему становятся объектом торговли!», ‒ возмущается Биби Рассел, отмечая, что в Западной Бенгалии обездоленные девочки продаются менее чем за 100 долларов. «Если у меня хватит сил завершить эту непростую работу, я искренне надеюсь, что она раскроет перед этими девочками двери в новую жизнь, где будет царить достоинство и любовь».
Ее усилия уже приносят свои плоды. 7 марта 2018 года 33 воспитанницы приюта, включая шесть детей беженцев из этнической группы рохинджа, приняли участие в показе, организованном администрацией города Колката по инициативе Биби Рассел. Девушки продемонстрировали наряды, созданные их подругами из приюта ‒ ученицами Биби Рассел.
Начиная с конца 1990-х годов дизайнер активно содействует развитию традиционного ткачества и кустарного промысла, предоставляя возможность тысячам местных жителей выбраться из нищеты благодаря своим золотым рукам.
Беседу провели Криста Пиккат (ЮНЕСКО) и Ясмина Шопова
Вашим истинным призванием и главным увлечением было создание одежды, хотя до того, как стать модельером, вы заслужили себе известность в качестве топ-модели. Что подтолкнуло девушку из Бангладеш поступить в лондонскую школу моды?
Дома одежду нам шила мама. Мои сестры никогда не жаловались, но меня моя одежда часто не устраивала. Когда мне было десять, отец купил мне швейную машинку. В десять лет ребенок толком не умеет обращаться с ножницами, а я уже пыталась экспериментировать.
В возрасте 15 или 16 лет отец подарил мне книгу о модном доме Chanel. Я открыла для себя мир Высокой французской моды и загорелась желанием изучить правила, по которым он строится. В период с 6 до 12 лет я неоднократно побеждала на конкурсах рисования, но я не хотела изучать искусство. У меня были другие планы, мне хотелось поехать в Лондон. После шести месяцев настойчивых попыток я наконец поступила в Лондонский колледж моды, куда меня приняли на многочисленных условиях.
В 1994 году, после того как вы двадцать лет прожили на Западе и добились успеха как топ-модель, вы вернулись в Бангладеш. Почему?
Еще со времен моей молодости у меня была мечта. Я не могла понять, почему Бангладеш ассоциируется с бедностью: мне моя страна с ее яркими красками и музыкальным разнообразием казалось такой богатой! Мне хотелось поделиться этим богатством с другими. Эта мечта не покидала меня и в Европе, и однажды я почувствовала себя морально и физически готовой вернуться на родину.
Я верила, что жители Бангладеш нуждаются во мне так же, как и я в них: как говорится, одной рукой в ладоши не хлопнешь. Сегодня, более двадцати лет после моего возвращения, я знаю, что была права. Мои соотечественники знают, что я уважаю их и помогаю им вернуть чувство собственного достоинства – а разве есть что-то более важное? В свою очередь, они дарят мне столько любви и заботы! Это дает мне силы продолжать. Ничто на свете не может заставить меня бросить эту работу.
Я никогда не забывала о своей стране. Там остались мои родители, и даже живя за границей, я регулярно приезжала домой. Я родилась в Бангладеш и провела там детство, а эта пора накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
У меня замечательная семья. Родители научили меня ценить культуру нашей и других стран. Раньше Бангладеш являлась частью Индии, которая контролировалась Империей Великих Моголов, а затем Великобританией. Благодаря образованию, которое дали мне родители, я многое узнала об Индии и культуре других стран. Я считаю, что родители должны как можно больше знакомить детей с культурой и традициями: только так мы можем сохранить их для будущих поколений.
Швейная мастерская, которую вы открыли по возвращении в Бангладеш, уже в 1995 году превратилась в модный дом Bibi Productions. Почему вы решили основать его в столице Бангладеш городе Дакка? Ведь большинство ткачей, с которыми вы сотрудничаете, проживают в деревнях.
В Дакке располагается только офис, который нужен мне для связи с внешним миром. Однако 99,9% времени я провожу в деревнях. Мы сотрудничаем с умельцами из разных частей страны. Все они – выходцы из обычных семей, и каждый из них – даже тот, кто отвечает за приготовление чая, – чувствует себя в Bibi Productions как у себя дома.
Я создала свою компанию для жителей Бангладеш, и она принадлежит им не меньше, чем мне.
В чем заключается философия Bibi Productions?
Конечно, Bibi Productions не является некоммерческой организацией, однако доход у нас совсем небольшой. Наша главная задача – не получение прибыли, а возрождение и сохранение ремесленных традиций, оказание поддержки ремесленникам, донесение до них информации о важности образования и заботы о здоровье.
Со времени основания компании в 1994 году изменения в лучшую сторону налицо. Все сотрудники Bibi Productions, как в офисе, так и в деревнях, имеют не более трех детей. Они научились лучше распоряжаться своими доходами, качество их жизни повысилось. Вырвавшись из нищеты, они осознают, насколько важно, чтобы их дети посещали школу. Образование и здравоохранение – основа экономики любой страны.
Сколько человек на вас работает?
В офисе работает около тридцати человек из разных уголков Бангладеш. Некоторые из них думали, что не обладают знаниями и навыками, необходимыми для этой работы, но я сразу вижу людей с большим потенциалом.
Помимо этого, мы сотрудничаем с несколькими тысячами ремесленников. Не могу назвать точное число, но их должно быть около ста тысяч. Вам кажется, что это много? А ведь это даже меньше 1% ткачей в стране! Я бы хотела быть уверенной, что поднимусь хотя бы на первую ступень лестницы до конца своей жизни – а сделать предстоит еще так много!
В Индии, Бангладеш и странах Центральной Азии ведущим сектором экономики является сельское хозяйство. Земледельцы живут бок о бок с ремесленниками. Я сотрудничаю с теми, кто работает своими руками. Мода на благо развития – это девиз моей жизни.
Как появилась концепция моды на благо развития?
Она начала обретать форму в 1996 году, когда в ЮНЕСКО состоялся мой первый показ. Дизайнеры не часто заслуживают признание учреждений ООН, но ЮНЕСКО отметила существование связи между модой и развитием, образованием и здоровьем. Мероприятие, которое Организация посвятила мастерству ткачей Бангладеш, освещали 29 телеканалов в разных странах мира. Ему оказали поддержку королева Испании София и Федерико Майор, занимающий должность Генерального директора ЮНЕСКО в то время. И если СМИ продолжали видеть во мне модель, то эти два человека поверили в меня с самого начала моей дизайнерской карьеры и оказали мне неоценимую поддержку. Меня поддержали и на международном уровне. С тех пор я получала приглашения от самых престижных университетов мира, которых интересует связь моды и развития, а также от организаторов Всемирного экономического форума, прекрасно осознающих важность креативной и социальной экономики.
В 1999 году ЮНЕСКО назначила вас дизайнером в интересах развития, а в 2001 году вы были удостоены звания артиста мира ЮНЕСКО. Что значит для вас такое признание со стороны Организации?
Тем, чего я достигла, я обязана ЮНЕСКО. Моя работа помогает людям понять, что в Бангладеш есть не только проблемы, что это прекрасная страна.
Когда меня назначили дизайнером в интересах развития, я вернулась на родину и показала свидетельство о моем назначении ткачам. Я сказала им, что это звание присуждено не мне одной, но и им. Если вы уважаете человеческое достоинство людей, вы можете изменить их восприятие себя и мира.
Любое признание дает веру в свои силы. За вклад в возрождение традиционного ткачества с применением ручного станка меня назначили почетным сотрудником Лондонского университета искусств. Помимо этого, я была удостоена высшей награды Академии Бангла – государственного учреждения Бангладеш, отвечающего за сохранение бенгальского языка. Оно было основано в 1955 году по модели Французской академии. Мой вклад в развитие также получил признание со стороны самых видных дизайнеров мира. Международное признание очень помогает мне в деле популяризации моды на благо развития.
Что отличает ваши творения от работы других дизайнеров?
Все изделия Bibi Productions изготовлены вручную из натуральных материалов. Я никогда не использовала синтетические ткани и искусственные красители. Вовсе не обязательно все время носить вещи ручной работы из натуральных тканей, но если у вас в гардеробе есть четыре-пять таких нарядов и вы их регулярно надеваете, это замечательно.
При создании моделей я черпаю вдохновение в традиционных узорах и костюмах. Я могу изменить цветовую гамму или упростить дизайн, но традиционные техники ткачества из хлопка и шелка, которые мы используем, остаются неизменными.
Наибольшей популярностью пользуются шарфы и аксессуары. Браслеты, изготавливаемые из распространенного в Бангладеш водяного гиацинта, делают женщины в шести различных деревнях. Мои полотенца гамуча представляет испанский актер Антонио Бандерас, так что мне не нужно тратиться на рекламу. Да я бы никогда и не стала этого делать: проект Bibi Productions осуществляется на основе самофинансирования, и в плане получения средств к существованию от меня зависят сотни людей.
Расскажите, как развивалась ваша компания.
В начале своей карьеры в Камбодже я занялась вторичным использованием материалов, и теперь я в этом настоящий профессионал! В Бангладеш я даю выброшенным вещам вторую жизнь.
Красочные повозки рикш в Бангладеш, настоящие произведения искусства, вдохновили меня на создание оправы для очков, которые почти всегда со мной.
Но настоящую революцию произвели наши молодежные модели. Мы предлагаем джинсы различных оттенков, оригинальную интерпретацию сари, блузки в современном стиле и многое другое.
Удается ли вам совмещать работу и семью?
Я знаю, что значит быть замужней женщиной, у меня двое детей. Когда им было 9 или 10 лет, я объяснила им, что у меня есть мечта, и что для меня чрезвычайно важно сделать все для ее реализации. Сегодня моих родителей уже нет в живых, мои дети живут за границей, но благодаря мастерам, с которыми я работаю, я никогда не чувствую одиночества. Это обычные люди, которые живут от зарплаты до зарплаты. Они не являются членами моей семьи, но они для меня важнее всего на свете.
С тех пор как я вернулась в Бангладеш, я начала помогать беспризорным детям. Я давала им деньги при условии, что они будут ходить в школу, и становилась их поручителем перед школами, финансируемыми неправительственными организациями, куда обычно не берут беспризорных детей. Все началось с помощи одному ребенку, затем еще одному… Теперь их более сотни! Мне доставляет величайшую радость видеть их, когда я приезжаю в Дакку.
Это интервью «Курьера ЮНЕСКО» посвящается празднованию Всемирного дня культурного разнообразия во имя диалога и развития, отмечаемого ежегодно 21 мая.