Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №2, 2018

Люси Мушита
Заполнить культурный вакуум

 

cou_02_18_lucy_01.jpg

Жизнь в молчании VIII. Работа современного художника Кудзанаи Чиураи (Зимбабве), 2017 г.

Молодые люди на юге Африки не менее талантливы, чем молодежь из других частей света. Однако из-за утраты местных традиций и нехватки возможностей для проявления своего творческого потенциала они оказываются в культурном вакууме. Поглощения огромного количества информации, представленной в Интернете, им недостаточно: молодежь должна иметь доступ к адекватным средствам и инструментам и получать поддержку и помощь в том, чтобы творить свою собственную историю.

Люси Мушита

Африканский континент полон талантов: здесь есть музыканты, писатели, поэты, философы, танцоры... Благодаря им и их произведениям культура неустанно развивается, передаваясь из поколения в поколение. Однако многие творческие деятели живут или когда-то жили в эмиграции, например, кенийский писатель Нгуги ва Тхионго(link is external), нигерийский драматург Воле Шойинка(link is external), конголезский романист и химик Эммануэль Донгала(link is external), франко-конголезский писатель Ален Мабанку(link is external), музыкант из Зимбабве Томас Мапфумо(link is external) и многие другие. Некоторые из африканских эмигрантов преподают в престижных зарубежных университетах, где их ценят по достоинству, в то время как студенты их родной страны лишены возможности получать эти знания.

В то же самое время традиция устного народного творчества исчезает из нашей культурной жизни. Мое детство прошло в маленькой деревеньке Южной Родезии (ныне Зимбабве) во времена апартеида, и моя личность и культурные потребности подпитывались литературой в форме историй, которые старейшины рассказывали нам по вечерам. Эти «занятия», включающие в себя театр, общинное пение и танцы, являлись важным дополнением к нашему школьному образованию.

В школе я познакомилась с классической английской, французской и американской литературой. Однако многие классические произведения очень далеки от нашей повседневной реальности и не дают нам ни малейшей возможности поверить в то, что мы равны с представителями белой расы. Но несмотря на цензуру, чтение раскрыло передо мной совершенно новый, неожиданный мир. Благодаря ему я смогла познакомиться с другими культурами, философскими теориями и рассуждениями, которые подвигли меня поставить под сомнение привычное положение дел.

К сожалению, современная африканская молодежь очень мало осведомлена о своем традиционном наследии, предпочитая проводить время за просмотром голливудских фильмов или онлайн-играми. Вместо того чтобы передавать свою культуру детям и внукам и побуждать их к созданию собственных художественных произведений на этой основе, они платят за развлечения, привозимые из-за границы. Вследствие этого наша молодежь оторвана от наших традиций и не знакома с произведениями современных африканских писателей и мыслителей.

Однако молодые люди на юге Африки не менее талантливы, чем молодежь из других частей света. Я знаю девушек и юношей, которые исполняли красивейшие музыкальные произведения на самых простых инструментах и снимали великолепные короткометражные фильмы на смартфон, причем без какого-либо предварительного обучения в специализированных школах. Они, несомненно, могли бы извлечь огромную пользу из знаний, доступных благодаря электронному скачиванию книг. То же самое касается и художников, которым необходимы галереи, чтобы экспонировать свои произведения. Следует также развивать политику в области интеллектуальной собственности для защиты их творений.

Нехватка средств? Неужели?

Какой же именно политики должны придерживаться страны юга Африки, чтобы заполнить этот культурный вакуум адекватным содержанием? Как помочь молодым африканцам думать своей головой, вместо того чтобы механически повторять все, что попадается им на глаза? Как сделать так, чтобы этот регион отбрасывал токсичные продукты и подпитывал свое творчество аутентичными знаниями?

Как всегда, возникает финансовый вопрос, который в ряде случаев вполне оправдан. Однако стоит отметить, что все или почти все страны юга Африки тратят миллионы на футбольных полях и выплачивают колоссальное жалованье футболистам. Безусловно, развитию спорта необходимо содействовать, и стадионы – это инвестиции, приносящие доход. Так почему бы не разработать стратегию, направленную на объединение спорта и культуры? К примеру, доход от стадионов может идти на финансирование библиотек, кинотеатров, театров и музыкальных школ.

Другой, часто приводимый политический аргумент – любая инвестиция должна создавать рабочие места. Возьмем пример Голливуда, который, прямо или опосредованно, предоставляет работу тысячам, и даже миллионам человек. Помимо так называемой «мягкой силы» это приносит Соединенным Штатам выгоду с экономической точки зрения. Сейчас, когда нам стали доступны технологии, что мешает нам оставить свой след в истории литературы, кинематографа и искусства?

Африканский успех

Творчество не обязательно должно быть чрезмерно дорогим. В 2016 году итальянское издательство 66thand2nd опубликовало сборник новелл африканских писателей о континентальном футболе La felicità degli uomini semplici («Счастье простых людей»). Сборник написан на итальянском языке и стоит 18 евро, что делает его недоступным для большинства африканцев. Теперь для сравнения возьмем авторский фильм Neria, рассказывающий о борьбе африканской женщины. Сценарий фильма написала зимбабвийская писательница и кинематографист Цици Дангарембга, а постановка была осуществлена в Зимбабве ее соотечественником Годвином Мавуру в 1993 году. Этот фильм, доступный для многих африканцев, стал самым громким коммерческим успехом в истории зимбабвийского кинематографа.

В отличие от представителей моего поколения, которым было практически невозможно мечтать о профессии писателя, современная африканская молодежь располагает средствами и инструментами, необходимыми для воплощения этой возможности в жизнь. Женщин-писателей и философов – таких как Кен Бугуль(link is external) (Сенегал), Киди Бебе(link is external) (Франция и Камерун), Надя Яла Кисукиди(link is external) (родившаяся в Бельгии от отца-конголезца и матери франко-итальянского происхождения), Вирджиния Фири(link is external) (Зимбабве), Чимаманда Нгози Адичи(link is external) (Нигерия) – следует слушать и поддерживать всей Африке. К сожалению, во всем мире Африка нередко воспринимается лишь как бывшая колония. Однако африканские голоса, если им предоставить адекватную платформу, могут изменить эту ситуацию.

Эта статья «Курьера ЮНЕСКО» посвящается празднованию Недели Африки, которая пройдет в ЮНЕСКО в мае.

Фото:

Кудзанаи Чиураи(link is external)

 

Люси Мушита
Романист и эссеист из Зимбабве. Родившись в маленькой деревне Южной Родезии, она росла в эпоху апартеида. Ее роман Chinongwa, в 2008 году вышедший в Южной Африке, а в 2012 году опубликованный во Франции издательством Actes Sud, описывает ее жизнь вплоть до 1986 года, когда она покинула страну. Уехав из Зимбабве, она проживала во Франции, в Соединенных Штатах Америки и в Австралии. В конечном итоге она обосновалась в Париже.


Другие статьи автора: Мушита Люси

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба