Многие молодые африканцы выражают недоверие политикам, находящимся у власти. Эти активисты гражданского общества оспаривают действия власть предержащих посредством рэпа и граффити, широко используя возможности социальных сетей и обращаясь к традиционным социокультурным кодам. Адепты прямой демократии, они закладывают фундамент нового общества: менее иерархического и деколонизированного.
Амиду Анн
Несмотря на ряд достижений, которые следует оценить по достоинству, необходимо признать, что африканская политэлита не справилась с возложенной на нее миссией по построению нации на принципах справедливости и прогресса. А если добавить к этому отсутствие среди оппозиционных партий достойных альтернатив, то налицо общий политический провал. Это безвыходное положение приводит к тому, что молодые люди массово высказывают недоверие, которое можно выразить одной фразой ‒ «все они одинаковые». Современная молодежь предпочитает новые способы участия в жизни общества, такие как создание стартапов, цифровые формы активизма или активная работа в ассоциативных общественных организациях. Однако это не может заменить политику. Лишь она одна способна изменить курс истории страны, разорвать замкнутый круг неравенства и вернуть чувство собственного достоинства миллионам людей. Перед Африкой стоит множество неотложных задач, но прежде всего необходимо поощрять зарождение нового типа диалога в молодежной среде с помощью новых методов и новых действующих лиц: диалога, направленного на обеспечение демократического прихода к власти.
Сегодня прорисовывается одна робкая альтернатива, заслуживающая того, чтобы к ней прислушались. Возникают новые политические движения, ядро которых составляют молодые люди – в частности, выходцы из городской среды и периферийных районов. Среди прочих можно выделить Y’en a marre («Хватит») в Сенегале, Le Balai citoyen («Гражданская метла») в Буркина-Фасо, Filimbi и Lucha («Борьба за изменения») в Демократической республике Конго. Эти общественные движения являются глотком свежего воздуха на фоне блеклого политического класса с взаимозаменяемыми элементами. Послание этих новых элит идет вразрез с политическим классицизмом: оно резкое, прямое и передается на языке, понятном тем, кому оно адресовано, что и объясняет его успех. Когда движение Y’en a marre проводило агитацию на регистрацию в списки избирателей в 2011 году, явка на выборах была беспрецедентной. Такой же успех имела символическая операция по уборке улиц Уагадугу на следующий день после народного восстания в октябре 2014 года против внесения поправки в конституцию, которая позволила бы Блезу Компаоре, находившемуся у власти с 1987 года, снова выдвинуть свою кандидатуру в президенты.
Политика деколонизации
Новые африканские лидеры дезориентируют как своей речью и манерой поведения, так и своим внешним видом, который резко отличается от традиционного строгого костюма, свойственного политэлите. Направленная на деколонизацию, их программа в силу своей трансверсальности бросает вызов не только политическому классу, но и гражданскому обществу, поскольку реальные политические действия в ней сочетаются с активной гражданской позицией. По своей сути эти молодежные движения глубоко политичны, даже если они осознанно или неосознанно причисляют себя к гражданским движениям и не желают принимать участие в избирательной гонке.
Целью этих движений является деколонизация политики. Они возвращают ее в руки народа, который до сих пор был исключен из демократического процесса и к которому обращались исключительно за поддержкой в ходе выборов. В частности, организация этих движений воплощает собой форму прямой демократии. Благодаря местным отделениям Le Balai citoyen привлекает к участию в принятии решений всех граждан страны. Движение Y’en a marre, обладающее чуть более ограниченной горизонтальной структурой ввиду общеизвестности и огромной популярности своих лидеров, также позволяет каждому принять участие в процессе обсуждений. Такая форма неиерархической организации не существует в классических политических образованиях. Сочетание методов, применяемых современными ассоциациями, и традиционных африканских стратегий ведения переговоров представляет собой наглядный пример того, как могли бы функционировать политические организационные структуры в Африке.
Эффективность этих движений подтверждена на практике: в Сенегале, во время мобилизации 23 июня 2011 года, несмотря на полицейские репрессии и бдительный надзор спецслужб, движение Y’en a marreвызвало массовые манифестации. Это способствовало срыву внесения парламентом поправок к конституции, которые позволили бы переизбрание Абдулая Вада, а после его ухода с должности обеспечили бы передачу власти его сыну.
Искусство на службе у политики
Посредством музыки, танца, граффити и заимствованных в уличной поэзии ориентиров эти движения объединяют молодых людей, которые понимают язык и коды своих кварталов, и которые на улицах и в Интернете призывают к альтернативному диалогу и вдохновляющим проектам. Рэп-музыка, мощный вектор идеи протеста, национальные языки (волоф в движении Y’en a marre, мооре в Le Balai citoyen) или шапка а-ля Амилкар Кабрал, названная по имени выдающегося борца с португальской колонизацией в Гвинеи-Бисау... Все это культурные рычаги, которыми пользуются новые лидеры африканской политической сцены.
Доля их ответственности велика, так как они воплощают надежду. Именно они представляют собой свободные от предрассудков, независимые, лишенные тяжести колониального бремени политические силы, благодаря которым континент более не вызывает в воображении лишь печальные образы, порожденные нищетой, голодом, СПИДом и войной. Мы находимся на пороге радикально освободительного проекта. Подобно движению Негодующих в Испании, которое в 2014 году привело к появлению политической партии «Подемос», эти группы рано или поздно почувствуют необходимость баллотироваться на всеобщих выборах. Именно тогда, наконец, будет возможен деколониальный поворот относительно западных стран и формирование общества, основанного на наших собственных социокультурных реалиях.
Эта статья «Курьера ЮНЕСКО» посвящается празднованию Недели Африки, которая пройдет в ЮНЕСКО в мае.
Фото:
Софи Гарсия(link is external)