Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №3, 2018

Ванесса Эверс
О роботах и людях

 

capture.jpg

Обитатели дома престарелых Цукуи в городе Кавасаки (Япония) делают гимнастику со своим тренером – роботом по имени Пеппер (2015 г.).

Для того чтобы искусственный агент мог играть реальную социальную роль и иметь осмысленные отношения с человеком, ему нужно обладать психологическими, культурными, социальными и эмоциональными качествами. Современные методы обучения машин не позволяют этого добиться. Роботы завтрашнего дня будут не более чем нашими скромными помощниками.

Ванесса Эверс

Мы живем во времена, когда роботы занимаются уборкой в наших домах, водят наши автомобили, обезвреживают бомбы, конструируют протезы, ассистируют хирургам, выпускают продукцию, развлекают, учат и удивляют нас. Подобно тому, как возможности нынешних смартфонов и социальных сетей еще совсем недавно выходили за рамки нашего воображения, можно предположить, что грядущие роботы будут иметь немыслимые сегодня физические качества, а познавательные возможности искусственного интеллекта (ИИ) расширятся настолько, что позволят им решать такие серьезные проблемы, как старение общества, экологические угрозы и глобальные конфликты.

Какой будет наша жизнь в скором будущем? Вероятно, мы будем жить дольше, ибо наши изнашивающиеся органы можно будет заменять искусственными, достижения наномедицины позволят успешно вылечивать болезни и проводить вмешательства на генном уровне, а число жертв дорожно-транспортных происшествий снизится благодаря самоуправляющимся средствам передвижения. Радикально изменятся наши профессии: одни исчезнут, другие появятся – например, в сфере создания роботизированных платформ для наших жилищ. Кардинально изменится и получение образования. Мы сможем искусственно расширять наши чувства и интеллектуальные возможности, а наша способность размышлять над новыми знаниями, получаемыми в результате автоматизированного анализа больших массивов данных, потребует нового подхода в учебных заведениях.

Но каковы будут наши отношения в среде, наполненной роботами? Как люди будут знакомиться, общаться, воспитывать детей? До какой степени объединятся роботы и люди?

Многие из нас задаются вопросом, сумеет ли ИИ в один прекрасный день так продуктивно общаться с человеком, что границы между людьми и их искусственными двойниками размоются. Если со временем станет возможным естественное общение и осмысленное взаимодействие людей с искусственными агентами, сохранится ли дистанция во взаимоотношениях людей и машин? Когда наши тела и мозг станут совершеннее благодаря ИИ и робототехнике, что будет значить «быть человеком»?

Умные трюки

Однако эти перспективы все еще очень далеки с технической точки зрения, и на пути к их реализации стоит целый ряд препятствий. Во-первых, роботы и компьютеры всецело зависимы от источника питания и требуют много электроэнергии, что усложняет вживление роботизированных элементов в ткани человеческого тела. Вторая проблема состоит в сложности человеческого общения. Если еще можно себе представить, что робот будет в состоянии иногда, в конкретной ситуации, поддерживать разговор с человеком на естественном языке, то совсем иное дело вообразить их вербальное и невербальное общение на различные темы.

Представьте себе беседу с искусственным агентом в бюро находок в аэропорту. Она возможна, потому что такое взаимодействие структурировано, а его цели ограничены. Куда сложнее смоделировать тесные отношения с роботизированным домашним животным. Робот должен обладать внутренними целями, обширной памятью, позволяющей сравнивать каждый новый эпизод с различными имеющимися примерами, и способностью развиваться с течением времени.

Казаться умнее и способнее, чем он есть на самом деле, роботу помогают разнообразные «умные трюки». Это могут быть случайные элементы поведения, которые делают роботизированное домашнее животное интересным человеку в течение более длительного времени. Люди склонны сравнивать поведение робота со своим собственным, как и при общении с животными. Однако для поддержания углубляющихся и изменяющихся во времени осмысленных отношений с человеком надо создавать у искусственного агента развитую внутреннюю жизнь.

Как учатся машины?

Главная трудность создания богатой внутренней жизни кроется в обучении машин. Машинное обучениеосновывается на примерах: мы показываем компьютеру множество примеров того явления, которое ему предстоит «понять». Допустим, мы хотим научить машину распознавать людей в хорошем настроении. С этой целью мы предоставляем ей самые различные данные о таких людях: изображения, видеозаписи, высказывания, записи сердцебиения, сообщения, которые они оставляют в социальных сетях и т.п. Перед тем, как ввести в компьютер видеозапись, ее снабжают пометкой о том, доволен ли человек, который на ней фигурирует. Такая оценка может выполняться экспертом-психологом либо знатоком местной культуры.

По мере обучения компьютер «размышляет» над помеченными видеозаписями и учится выявлять основные признаки, характерные для хорошего настроения: позу, тональность речи, цвет лица... После выявления характерных черт машина продолжает свое обучение, совершенствуя алгоритм на новых данных. Рано или поздно отлаженный алгоритм начинает работать практически без сбоев, и если компьютер оснащен видеокамерой, то он сможет определить настроение человека пусть не со стопроцентной, но с достаточно высокой точностью.

Почему же машинное обучение является препятствием на пути создания у искусственного агента полноценной внутренней жизни, которая позволит ему гармонично влиться в человеческое общество?

Комплексный синтезированный профиль

Для того чтобы искусственный агент мог завязывать длительные и устойчивые отношения с человеком, ему надо обладать убедительными индивидуальностью и поведением, понимать человека и ситуацию, в которой они находятся, и знать историю их общения. Еще более важно, чтобы он умел поддерживать общение на разные темы и в разных ситуациях. Создать агента, с которым можно говорить на естественном языке и содержательно взаимодействовать в конкретных ситуациях – таких как установка времени на будильнике, составление списка, заказ товара, выключение отопления – вполне возможно. Яркие примеры тому – Алекса от Amazon или Сири от Apple. Однако вне знакомого контекста общение быстро сходит на нет. Робот найдет приемлемые ответы на широкий круг вопросов, но не сможет выдержать продолжительное обсуждение сложной проблемы. Такой, например, как беседа родителей о том, что делать с ребенком, который не слишком усидчив на уроках в школе. Диалог родителей очень насыщен, они привносят в него сведения не только о своем ребенке, но и о самих себе, в их речи сплетаются эмоции, психология, история взаимоотношений, социально-экономическое положение, культура, генетический фон, привычки, мироощущения...

Чтобы искусственный агент мог взять на себя столь же сложную социальную роль и завязывал с человеком осмысленные отношения, ему необходимо обладать определенными психологическими, культурными, эмоциональными и социальными качествами, которые совместно составят его так называемый синтезированный профиль. Мы также должны со временем научить его «чувствовать» и реагировать на ситуации в соответствии с его богатым внутренним устройством.

Для этого требуется принципиально иной подход к машинному обучению, нежели тот, который сейчас используется. Нам необходима такая искусственная интеллектуальная система, которая действовала бы примерно так, как функционирует мозг человека, которая была бы способна усваивать богатство человеческого опыта и иметь о нем суждение. Общение людей друг с другом и восприятие ими окружающего мира – процесс, который чрезвычайно сложно синтезировать. Модели искусственного интеллекта, которые существуют или разрабатываются сегодня, создаются по образу человеческого мозга или используют некоторые механизмы его функционирования, но не являются его точной моделью.

Мы являемся свидетелями того, как ИИ совершает настоящие подвиги: перечитывает весь Интернет, побеждает в древней китайской игре го, управляет работой полностью автоматизированного завода. Однако мы настолько же далеки от понимания человеческого интеллекта, что и британский физик Стивен Хокинг (1942-2018 гг.), который говорил, что он находится в тысяче миль от понимания Вселенной.

Дело не завтрашнего дня

Исключительные возможности роботов и искусственных интеллектуальных систем смогут помочь нам в принятии решений, облегчить понимание ситуаций и способов реагирования на них. Роботы смогут брать на себя часть нашей работы либо выполнять ее всю. Не исключено, что после решения ряда проблем робототехника сможет физически вживляться в организм человека. Мы завяжем с искусственными агентами отношения, подобные существующим между людьми, сможем общаться с ними на естественном языке, наблюдать за их поведением и понимать их намерения. Но никакие осмысленные отношения, сопоставимые с отношениями между людьми, их обычаями и ритуалами, глубиной и эволюцией во времени и богатым жизненным опытом, не будут возможны, если мы не наделим ИИ внутренней жизнью.

Пока мы лишь копируем либо совершенствуем те или иные функции человеческого интеллекта, не воссоздавая его во всей его сложности с учетом богатой повседневной жизни, мы вряд ли станем свидетелями полной интеграции людей и машин.

 

 

Ванесса Эверс

Специалист в области роботизированных решений Ванесса Эверс (Нидерланды) является профессором информатики в исследовательском центре Human Media Interaction(link is external) и научным руководителем лаборатории DesignLab(link is external) университета Твенте, а также автором около двух сотен опубликованных работ, редактором журнала International Journal of Social Robotics(link is external) и ассоциированным редактором газеты Journal of Human-Robot Interaction(link is external).



Другие статьи автора: Эверс Ванесса

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба