Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №3, 2018

Мустафа Сиссе: Демократизация ИИ в Африке

 

cou_03-18_facebook_01.jpg

Скульптура (2015 г.) Мориса Мбикайи (Демократическая Республика Конго), одна из главных тем в работе которого – влияние современных технологий на человечество, в частности в Африке.

Ему тридцать два года. Он родился и вырос в Сенегале, где изучал математику и физику. Один диплом в области искусственного интеллекта (ИИ) он получил во Франции, другой – в Канаде. Докторскую же диссертацию написал в Париже. Два года назад он присоединился к подразделению компании Facebook по исследованиям в области искусственного интеллекта – Facebook Artificial Intelligence Research (FAIR). С 2013 года эта организация открывает свои исследовательские лаборатории по всему миру: в Нью-Йорке, Менло-Парке (Калифорния), Сиэтле, Париже, Монреале… Таков, вкратце, путь Мустафы Сиссе(link is external), который рассказал нам о своих исследованиях, устремлениях и надеждах.

Мустафа Сиссе отвечает на вопросы Катерины Маркеловой

 

Над какими проектами вы работаете в парижской лаборатории FAIR?

Больше всего меня интересует надежность, справедливость и безопасность ИИ. В 2017 году мы с группой коллег первыми разработали алгоритмы [Гудини(link is external)], позволяющие оценить надежность интеллектуальных систем независимо от носителя: будь то аудио, видео или что-то другое.

Устойчивость алгоритмов является залогом безопасности систем искусственного интеллекта. Представьте себе, что может произойти, если злоумышленник захочет изменить алгоритм, управляющий вашим беспилотным автомобилем! Любая компьютерная система может быть подвергнута хакерской атаке (взлом, злонамеренное изменение данных), поэтому важно гарантировать ее способность противостоять им.

В других работах, которые мы недавно опубликовали с коллегой, речь идет об оснащении интеллектуальных систем способностью относиться ко всем людям одинаково. Их поведение не должно отличаться в зависимости от того, мужчина вы или женщина, черный или белый и т. д.

Другими словами, я стараюсь сделать так, чтобы алгоритмы были не только максимально надежными, но и, насколько это возможно, соответствовали потребностям и ценностям человеческого общества, которому они служат.

Исследования показали, что системы распознавания лиц лучше работают с европейскими лицами, чем, например, с африканскими. То же самое касается систем ИИ, которые позволяют диагностировать рак кожи: они дают лучшие результаты у белых пациентов, чем у чернокожих. Кроме того, было установлено, что некоторые системы лучше работают с мужчинами, чем с женщинами. Таким образом, существует целый аксиологический пласт, который игнорировался при разработке этих систем. Совместно с коллегами мы прилагаем все усилия, чтобы интегрировать этот аспект на ранних стадиях разработки моделей ИИ, над которыми мы работаем. Это очень важная грань развития ИИ, если мы хотим, чтобы он предлагал одни и те же преимущества для всех.

Вы когда-то говорили, что исследовательское сообщество ИИ должно перестать фокусироваться исключительно на проблемах белого человека.

Я называю «проблемами белого человека» все эти технологические достижения, которые являются реальностью на Западе и чем-то немыслимым в других регионах – например, беспилотные автомобили. В Африке, но также во многих частях Азии или Южной Америки, люди ежедневно сталкиваются с проблемами, решения которых зависят от гораздо менее сложных, и все же несуществующих  технологий. Я думаю, что научное сообщество могло бы оказать намного большее влияние, если бы взялось за поиск решения проблем этих людей.

Как вы считаете, что конкретно можно сделать для улучшения жизни людей при помощи ИИ?

Когда вы открываете людям доступ к полезной для них информации, которая поможет наладить социальные связи, быстрее интегрироваться в определенную среду, найти работу и т. д., вы улучшаете их жизнь. Если вы используете ИИ для более ранней диагностики заболеваний и предлагаете соответствующую терапию, вы также улучшаете их жизнь.

ИИ уже меняет многие отрасли промышленности, и я хотел бы, чтобы он был доступен всем, кто в нем нуждается, а не только отдельной части населения мира. Его цель – решать встающие перед нами задачи. Со своей стороны я делаю все, чтобы процесс двигался в этом направлении. И я по-прежнему убежден, что исследовательское сообщество ИИ делает гигантские шаги.

Каким образом можно предоставить доступ к этим технологическим достижениям наиболее обездоленной части населения?

Если мы хотим, чтобы эта технология стала доступной для всех, ее следует преподавать повсюду. Именно через образование мы передадим ее в руки тех, кто в ней нуждается. И я гарантирую, что если вы дадите людям средства, они найдут способ решить свои собственные проблемы.

В течение последних трех лет мы с группой друзей преподаем ИИ на летних курсах, организуемых в Африке компанией (link is external)Data Science Africa(link is external), профессиональной некоммерческой группой по обмену знаниями. Каждое лето в течение недели или двух мы обучаем различным методам ИИ студентов и преподавателей, желающих познакомиться с этой научной дисциплиной.

В прошлом году с другой группой друзей мы запустили проект Black in AI(link is external) ,который позволил собрать более 200 чернокожих исследователей (не считая американцев) на тридцатой по счету крупнейшей в сфере ИИ ежегодной Конференции по машинному обучению и нейровычислениям (NIPS 2017). В предыдущие годы из более чем пяти тысяч участников нас было не более десяти человек.

На нашем скромном уровне мы пытаемся демократизировать ИИ и доступ к информации об этой дисциплине. Я знаю, что этого недостаточно, и необходимы широкомасштабные действия, но я не теряю надежды.

Это ваши личные инициативы или они являются частью вашей работы в лаборатории FAIR?

Это проекты, которые я лично инициировал с друзьями. Однако мы получили логистическую и финансовую поддержку от компании Facebook, которая в значительной степени финансировала участие в конференции NIPS около пятидесяти молодых африканских исследователей.

Фото: Морис Мбикайи

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба