Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №3, 2018
Термины, помеченные звездочкой, разъясняются в этом глоссарии
Алгоритм
Слово «алгоритм» происходит от имени персидского математика Мухаммада ибн Мусы аль-Хорезми (ок. 820 г. н.э.), который способствовал распространению на Западе десятичной системы счисления. В информатике термин означает набор инструкций для автоматического выполнения компьютером. Алгоритмы широко применяются во всех областях, включая поиск по запросам в поисковых системах, фильтрацию информации, рекомендуемой пользователям Интернета, и торговлю на бирже.
Биоконсерватор
Приверженцы трансгуманизма* называют так тех, кто критикует их стремление создать совершенного постчеловека*. Они считают таких людей реакционерами, отвергающими возможность изменить законы жизни и природы, в то время как уровень развития технологий позволяет (или позволит) это сделать.
Большие данные (Big Data)
Набор цифровых данных, обширные объемы и многообразие которых делают невозможным их обработку при помощи аналитических способностей человека или традиционных систем управления базами данных. Ежедневно в Интернете появляется около 2,5 триллиона байтов данных, включая электронные сообщения, видео, прогнозы погоды, сигналы GPS-навигаторов, онлайн-транзакции и пр. С целью обработки столь огромных массивов данных были разработаны новые алгоритмы*, позволяющие осуществлять их хранение, классификацию и анализ.
Виртуальная реальность
Созданный техническими средствами виртуальный мир, в который пользователь погружается при помощи различных датчиков и устройств (очков, сенсорного костюма и пр.). Погружение в виртуальную реальность широко используется в видеоиграх и для тренировки летчиков.
Гибридизация человека и машины
Технология, позволяющая соединить человеческое тело и технологическую систему. Такое соединение может быть как физическим (например, при установке протеза руки, управляемого силой мысли), так и виртуальным. Пример последнего – очки Google Glass с голосовым управлением: встроенный в угловую часть стекла дисплей может отображать различную информацию или изображения, которые визуально накладываются на объекты материального мира.
Глубокое (глубинное) обучение (Deep Learning)
Передовые методы машинного обучения*, позволяющие компьютеру самостоятельно учиться распознавать сложные объекты – например, лицо, кошку и пр. – просматривая миллионы найденных в Интернете изображений, которые не были предварительно аннотированы человеком. Глубокое обучение, основанное на сочетании алгоритмов машинного обучения*, искусственных нейронных сетей* и больших данных*, позволило совершить прорыв в развитии искусственного интеллекта. Оно имеет широкий спектр применений, в том числе в поисковых системах, медицинской диагностике, беспилотных автомобилях и т. д. Благодаря ему в 2015 году компьютерная программа AlphaGo сама обучилась игре в го и стала обыгрывать даже профессиональных игроков-людей.
Дополненная реальность
Наложение на воспринимаемую реальность виртуальных элементов, рассчитываемых информационной системой в режиме реального времени (звуков, изображений в формате 2D или 3D, видео и т. д.). Технология дополненной реальности используется в видеоиграх и кино (когда зритель взаимодействует с виртуальными объектами посредством специальных датчиков), а также в геолокации и даже для знакомства с историческими достопримечательностями. Так, в аббатстве Клюни во Франции установлены экраны, позволяющие увидеть, как здание выглядело в XV веке.
Загрузка сознания (Mind Uploading)
По убеждению трансгуманистов*, все наши ощущения, мысли и эмоции сводятся к синаптической связи между нейронами. Загрузка сознания – это трансгуманистическая концепция, согласно которой «содержание» человеческого мозга можно представить в виде двоичного кода и загрузить на компьютер.
Интернет вещей
Концепция, согласно которой бытовые приборы и участки физического мира могут быть подключены к Интернету и идентифицированы другими предметами. Посредством специальных датчиков, измеряющих температуру, скорость, влажность и т. д., подключенный к сети предмет (вещь) собирает данные и отправляет их на компьютер для анализа. Таким предметом может быть автомобиль, часы, промышленное оборудование или место на автостоянке.
Искусственная жизнь
Междисциплинарная область науки, изучающая вопросы создания, по аналогии с живыми системами, искусственных систем, представленных в виде компьютерных программ или роботов.
Искусственная нейронная сеть
Математическая модель, а также ее программная и аппаратная реализация, построенные по образу сети нервных клеток мозга. Хотя существующие нейронные сети устроены значительно проще, чем нервная система человека, они способны решать сложнейшие задачи: рассчитать скорость автомобиля на основании смещения педали акселератора и угла наклона дороги, определить прочность материала в зависимости от его химического состава и температуры его обработки, оценить платежеспособность предприятия на основании его оборота и т. д.
Криогенная заморозка (крионика, криоконсервация человека)
Технология сохранения в состоянии глубокого охлаждения (при помощи жидкого азота) головы или тела человека после его смерти с намерением оживить их в будущем.
Машинное обучение (Machine Learning)
Программы машинного обучения позволяют компьютеру учиться решать задачи на основе множества примеров. После обучения он может сравнивать и классифицировать данные и даже распознавать сложные объекты. До появления в 2010 году методов глубокого обучения* выполнение таких программ осуществлялось под контролем человека. Так, при обучении распознаванию образов использовались изображения, для которых вручную указывался представленный на них предмет – лицо человека, голова кошки и пр. По мере анализа таких аннотированных изображений система учится самостоятельно идентифицировать новые объекты.
Неоконнекционизм
Подход в области когнитивистики и нейронауки, который заключается в компьютерном моделировании процессов обучения искусственными нейронными сетями*, организованными и функционирующими по аналогии с биологической нервной системой.
Облачная инфраструктура (облако, Cloud)
Вычислительные системы, объединяющие большое число компьютеров, соединенных в сеть и обменивающихся сообщениями по Интернету в режиме реального времени. Таким образом, процесс вычисления или хранения информации, запущенный на одном из компьютеров, может выполняться всей сетью, образующей подобие облака.
Ограниченный или слабый ИИ / Общий или сильный ИИ
Под ограниченным или слабым ИИ (Narrow AI) подразумевается такой ИИ, каким он является на данном этапе развития. Он охватывает системы, способные самостоятельно решать конкретные задачи в заданных человеком условиях и в соответствии с решениями, принятыми человеком. Такие системы не обладают собственным сознанием. Сильный или общий ИИ (Artificial General Intelligence, AGI) – это следующая ступень развития ИИ, на которой компьютер приобретет способность осознавать себя и чувствовать и сможет решать задачи любого характера. На сегодняшний день сильный ИИ существует только в научно-фантастических романах.
Постчеловек
Постчеловек – конечная цель трансгуманистов* – представляет собой человека, модифицированного при помощи научных методов и технологий с целью расширения его возможностей. Предполагается, что постчеловек, будучи наполовину человеком, наполовину машиной, сможет бегать намного быстрее, видеть в темноте, легко переносить боль, обладать более высоким интеллектом, противостоять болезням и даже смерти. В некотором смысле мы уже сейчас можем «ремонтировать» людей благодаря «умным» протезам, которые не перестают совершенствоваться. Создание искусственных наружных скелетов, используемых в военной отрасли, и другие разработки шаг за шагом приближают человечество к этой цели.
Семантическое представление знаний
Алгоритмы* представления предложения, написанного на каком-либо естественном языке (например, «Поль едет на автобусе в Берлин») в логической форме, подходящей для обработки компьютером. На основе данных компьютер делает логические (например, дедуктивные) выводы, позволяющие ему отнести слово к той или иной категории и произвести семантический анализ новых предложений.
Трансгуманизм
Философская концепция и международное движение, приверженцы которого желают стать «постлюдьми»* и преодолеть всевозможные физические ограничения, болезни, душевные страдания, старость и смерть благодаря использованию возможностей нано- и биотехнологий, искусственного интеллекта и когнитивной науки. Они выступают в поддержку клонирования человека, виртуальной реальности*, гибридизации человека и машины* и загрузки сознания*. Противники трансгуманизма упрекают их в пустословии, культе технологий и фантазиях о сверхчеловеке с элементами евгеники.