Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №1, 2019

Хинду Умару Ибрагим: в защиту прав мбороро
Просмотров: 29

Беседу провела Домитиль Ру

 

 

cou_01_19_hindou_web.jpg

Спасаясь от раздирающего их родную страну насилия, в 2014 году скотоводы из центральноафриканской общины мбороро нашли убежище в приграничном поселке Гбити (Камерун), куда они в мирное время приходили продавать скот.

Несмотря на признание коренных народов Африки международным сообществом, их положение внутри своей страны зачастую оставляет желать лучшего. Так, община мбороро, принадлежащая к народности фульбе, не имеет возможности в полной мере пользоваться своими правами, сообщает координатор Ассоциации женщин коренной народности фульбе в Республике Чад г-жа Хинду Умару Ибрагим.                                            

Беседу провела Домитиль Ру

Каким статусом обладает община мбороро в Республике Чад?

Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов(link is external) позволила нам получить признание в регионе, куда входят пять стран проживания мбороро: Камерун, Нигер, Нигерия, Центральноафриканская Республика и Чад. Несмотря на это, на национальном уровне отсутствуют законы, которые обеспечивали бы коренным народам защиту или признание.

В 2014 году действующий президент Чада Идрисс Деби Итно, который на тот момент возглавлял Экономическое сообщество центральноафриканских государств, принял участие в 3-м Форуме коренных народов Центральной Африки (FIPAC3(link is external)), прошедшем в городе Импфондо в Республике Конго и посвященном традиционным знаниям и зеленой экономике. Он выступил с речью в защиту прав коренных народов, и это выступление стало выражением сильной политической поддержки и веским аргументом в нашу защиту. Увы, его речь не возымела желаемого эффекта: она так и осталась неопубликованной и в итоге ни к чему не привела.

В каких условиях живет община мбороро?

В совершенно неприемлемых. Представителей моей общины следует как минимум признать гражданами страны. У половины из них, в частности у женщин и детей, нет даже свидетельства о рождении. О каких правах может идти речь в таких обстоятельствах? Без этого важнейшего документа нельзя получить ни удостоверения личности, ни паспорта, ни доступа к образованию и услугам здравоохранения. Если в больницу приходит человек без свидетельства о рождении, его не только обслужат в последнюю очередь, но и оказанная ему медицинская помощь может не соответствовать ситуации, поскольку врачам не будут достоверно известны точный возраст и потребности пациента.

Вообще в теории существует довольно много указов и других документов, однако на практике мы предоставлены сами себе. У мбороро нет даже доступа к питьевой воде: они вынуждены пить ту же воду, что и животные, а это способствует распространению заболеваний и делает общину еще более уязвимой.

Расскажите немного об Ассоциации женщин коренной народности фульбе в Республике Чад (Association des femmes peules autochtones du Tchad, AFPAT). Над какими проектами вы работали с момента основания Ассоциации в 1999 году и особенно после получения официального статуса в 2005 году?

Главная задача Ассоциации заключается в улучшении условий жизни нашей общины. Деятельность ведется в рамках двух программ. Первая направлена на защиту и поощрение прав человека и прав коренных народов, предусмотренных существующими национальными и международными декларациями. Вторая программа ставит целью охрану окружающей среды в соответствии с тремя Конвенциями Рио-де-Жанейро, принятыми по итогам Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 год). Я имею в виде Конвенцию о биологическом разнообразии(link is external) (КБР), Рамочную конвенцию ООН об изменении климата(link is external) (РКИКООН) и Конвенцию ООН по борьбе с опустыниванием(link is external).

В частности, мы проводим мероприятия информационно-разъяснительного характера с целью повышения осведомленности членов общины об основных правах, касающихся, например, доступа к образованию и услугам здравоохранения. Мы также уделяем внимание ознакомлению с правом доступа к правосудию: учитывая уязвимость этих этнических групп и число совершаемых против них преступлений, крайне важно рассказать им о праве на обращение в суд и на справедливое разбирательство.

Что касается охраны и улучшения состояния окружающей среды, мы организуем учебные курсы и дискуссии с участием местных общин, посвященные адаптации к изменению климата и важности в этом отношении традиционных знаний и умений.

Каких результатов вам удалось добиться благодаря информационным кампаниям?

Одно из наших достижений – создание медицинских центров, приспособленных к нуждам кочевых народов. Нам также удалось добиться участия женщин в дискуссиях на уровне общин. Отныне женщины и мужчины совместно решают вопросы, касающиеся их будущего.

В плане законодательства мы способствовали реформированию скотоводческого кодекса. До реформы использовалась редакция 1958 года, которая в наши дни более чем устарела: демографическая ситуация и окружающая среда с тех пор существенно изменились. Результаты реформы не удовлетворяют нас полностью, но тем не менее, это еще одна победа на счету нашей ассоциации.

Что касается образования, необходимо понять, что, вопреки распространенному мнению, кочевые народы отнюдь не отвергают идею обучения в школе. Просто им нужна школа, программа и расписание в которой учитывают их образ жизни. Например, детям кочевников не так существенно знать историю мировых войн или историю Франции, а вот такие умения, как рациональное использование природных ресурсов, например, воды, или регулирование конфликтов между общинами, представляют для них настоящую ценность. Им также нужны учителя со знанием их культуры и языка, который является важным средством обучения.

Радостным событием для нас стало учреждение в 2012 году Управления образования детей кочевников. Оно изучает потребности кочевых общин и в настоящее время осуществляет ряд экспериментальных программ, адаптированных к образу жизни их детей. К сожалению, мбороро эти программы пока не охватывают.

Что вы думаете о проекте «Биосфера и наследие озера Чад» (БИОПАЛТ)?

Это весьма перспективный проект, и он способен внести заметный вклад в восстановление экосистем озера, сохранение его ресурсов и улучшение взаимоотношений между народами соседних стран. Однако боюсь, как бы выявление приоритетов, создание охраняемых зон, разработка пилотных проектов и т. д. не заняли слишком много времени. Может получиться так, что сроки осуществления проекта завершатся, бюджетные средства израсходуются, а ощутимых результатов так и не будет.

Я считаю, что реальную пользу этот проект сможет принести, только если осуществляющие его специалисты установят доверительные отношения с коренными общинами. Они живут там уже не первый век, это их дом, в отличие от некоторых политиков. Для успешного завершения проекта необходимо на всем его протяжении действовать в тесном сотрудничестве с местным населением и в его интересах.

 

Хинду Умару Ибрагим

Представительница общины мбороро Хинду Умару Ибрагим родилась в Чаде в 1984 году. Она выступает на международных встречах на высшем уровне с целью привлечения внимания мировых лидеров к проблеме прав коренных народов и изменению климата. В 1999 году она приняла участие в создании Ассоциации женщин коренной народности фульбе в Республике Чад (AFPAT) в стремлении улучшить условия жизни своей общины.

Архив журнала
№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба