Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №1, 2020
Социальные сети дали нам возможность комментировать работу радиостанций и даже влиять на содержание их программы. Однако у этой медали есть и обратная сторона: наша активность в интернете позволяет при помощи новых технологий собирать информацию о нашем поведении с целью извлечения прибыли.
Тициано Бонини
«Главная ошибка радио — способствовать закреплению пропасти, разделяющей создателей передач и их аудиторию. Пропасти, противоречащей самой сущности радиосвязи [...]. Слушатели должны иметь возможность присутствовать при интервью и беседах и иметь право голоса». Так писал в 1930-е годы немецкий философ и литературный критик Вальтер Беньямин, который видел в радио средство сближения говорящего и слушателя. Сегодня, более 70 лет спустя, его слова как нельзя лучше описывают процесс, происходящий с радио с появлением социальных сетей.
В наши дни под аудиторией радиостанции следует понимать не только тех, кто ее слушает, но и тех, кто следит за ее деятельностью в социальных сетях. В отличие от первых, вторые объединены между собой и с ведущим в единую сеть. Такое взаимопроникновение радио и социальных сетей существенно отражается как на вертикальных связях между ведущим и его аудиторией, так и на горизонтальных отношениях между отдельными слушателями.
Если аудитория радиостанции, вещающей в FM-диапазоне или осуществляющей цифровое вещание, представляет собой экономический капитал, который можно измерить традиционными методами, то ту ее часть, что пользуется социальными сетями, можно смело считать капиталом социальным — причем отнюдь не виртуальным, а вполне себе реальным. И хотя онлайн-сообщества фанатов, в отличие от рядовых радиослушателей, не создают ощутимой экономической ценности, они вносят весомый вклад в формирование репутации. Кризис в области традиционной рекламы неизбежно повлечет за собой расширение и совершенствование инструментов капитализации онлайн-аудитории.
Социальные сети не только способствуют увеличению аудитории радиостанций, но и дают слушателям возможность высказаться, причем не только в часы вещания. Более того, отныне слушатели, присутствующие на важных политических или общественных мероприятиях, могут попробовать себя и в роли репортера. Для этого достаточно записать аудио- или видеосюжет на свой смартфон и отправить его на радиостанцию либо выложить в «Твиттере» или на Youtube.
Можно утверждать, что сегодня радиослушатели полноправно участвуют в создании радиопередач. Так, итальянская государственная радиостанция Rai Radio 3 может похвастаться завидным числом подписчиков в «Твиттере», которые увлеченно обсуждают ее передачи в ленте. Каждое утро, во время классического обзора прессы, один из слушателей радио выступает добровольцем, чтобы публиковать в «Твиттере» услышанные в прямом эфире новости для тех, у кого нет возможности включить радио. А вот пример из Франции: на протяжении некоторого времени начиная с 2011 года Эмили Мазуайе, которая в то время была ведущей на государственном молодежном радио Le Mouv’, вместе со своими слушателями и подписчиками в «Твиттере» составляла плейлист для своей передачи, которая так и называлась: «Твитлист».
Сегодня слушатели могут посылать на радио собственные аудиозаписи, которые ведущие фильтруют, обрабатывают, редактируют и используют в своих программах. Рассказы радиослушателей даже могут составить ядро передачи. Так, в период с 2015 по 2019 год на итальянской станции Rai Radio 2 выходила программа под названием «Паскаль», в которой слушателей просили письменно, через социальные сети, делиться яркими моментами из своей жизни.
Современные радиослушатели, по сравнению с недавним прошлым, высказываются чаще и больше, создавая контент в форме текста, аудио- и видеороликов. Однако такой рост активности имеет свои последствия.
Освоение радиостанциями социальных сетей стало толчком к процессу, получившему название «датафикации», — иными словами, к активному сбору и обработке данных об интернет-аудитории. Вся информация, проходящая по этому каналу, измеряется и анализируется, а затем преобразуется в набор данных, которые впоследствии могут использоваться для изучения и прогнозирования поведения пользователей.
Если раньше предметом купли-продажи было внимание радиослушателей — а рекламодатели были готовы платить за него деньги — то сегодня особую ценность на рынке представляют данные пользователей и опубликованный ими контент. Поэтому активные пользователи — это настоящее сокровище для владельцев соцсетей, тем более что достается оно им совершенно бесплатно: никакого вознаграждения за свой вклад в процветание технологических гигантов, владеющих этими платформами, радиослушатели не получают. Кроме того, сами радиостанции доступа к тем данным не имеют.
Все больше людей в наши дни слушают радио на смартфоне, компьютере или устройствах для стриминга, и все их действия осуществляются посредством клавиатуры или тактильного экрана. Таким образом, при прослушивании радио задействуются не только слух и зрение, но и — все чаще — осязание: чтобы открыть соответствующее приложение и выбрать нужную радиостанцию и передачу, мы дотрагиваемся до экрана.
Вся эта тактильная деятельность позволяет получить массу новых данных, обладание которыми чрезвычайно выгодно для социальных сетей. И граница между выгодой от эмоциональной включенности слушателей, которую обеспечивает радио, и использованием этой включенности социальными сетями в своих интересах становится все более размытой. В соцсетях мы можем завязывать общение с другими людьми, слушающими ту же радиопередачу, что и мы, и незаметно для себя мы сами превращаемся в объект купли-продажи, а наша любовь к радио становится золотой жилой для третьих лиц.
Данные, касающиеся наших чувств и эмоций (комментарии, статусы, эмодзи, «лайки» и пр.), которые мы оставляем в социальных сетях, позволяют прогнозировать наше поведение. А это весомый аргумент в пользу государственного вещания и общинных радиостанций, которые позволяют аудитории выражать свои чувства, не превращая их в товар.