Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №1, 2020

Кристин Скуг
Женщины и радио: на одной волне

 

cou_01_20_skoog_website.jpg

Общинная радиостанция «Мама FM», созданная Ассоциацией женщин-сотрудниц СМИ Уганды, отстаивает право женщин, неблагополучных общин и меньшинств на информацию.

В мире радио, где долгое время господствовали мужчины, женщинам пробить себе дорогу было нелегко. При этом они не только всегда были преданными слушательницами радио, но и оставили в его истории значимый след.

Кристин Скуг

В сентябре 2019 года «Би-би-си» рассказала на своем сайте о женщине по имени Седика Шерзай(link is external) — учредительнице и главном редакторе радиостанции «Рошани», которую она основала в 2008 году в городе Кундуз на севере Афганистана. Несмотря на угрозы расправы и тяжелые условия существования в стране, охваченной войной, эта станция, на которой работают преимущественно женщины, продолжает вещать, предоставляя женщинам право голоса. Радио «Рошани» — один из многих примеров того, что женщины и радио находятся на одной волне.

Начиная с 1920-х годов, когда радио стало доступным практически всем, оно дало женщинам уникальную возможность быть услышанными — как в прямом, так и в переносном смысле — в среде, где традиционно доминируют мужчины. Радио сблизило людей и, обращаясь ко всем женщинам независимо от их статуса — домохозяйкам, работницам, потребителям и гражданам, — стерло границы между общественной и частной сферами жизни. Неслучайно во многих странах приход радио в каждый дом совпал с обретением женщинами избирательного права.

Забытая история

Последнее время вклад женщин в развитие радио все чаще интересует историков. Исследования(link is external) вопроса в Австралии, Аргентине, Великобритании, Германии, США, Турции, Швеции и других странах вновь вписали их в историю радиовещания. Они вернули из забытья имена женщин(link is external), чей путь на радио был позабыт или оставлен без внимания. Они позволили проследить за тем, как развивались программы для женщин и менялось понимание выражения «женская тематика». Эти исследования пролили свет на роль радио в жизни женщин и роль женщин в истории радио и показали, как они вместе содействовали процессу демократизации и модернизации.

Женщины — как сотрудницы радиостанций, так и их слушательницы — оказали на развитие радио и радиопередач огромное влияние. К примеру, такие распространенные сегодня форматы и жанры, как радиосериалы и ток-шоу, изначально создавались для женской аудитории. В США 1930-х годов, в эпоху коммерческого радио, женщины составляли существенную долю слушателей и стали восприниматься рекламодателями как важный сегмент целевой аудитории. 

Передачи, транслируемые в дневное время, даже получили название «женских», а радиосериалы вскоре после их появления прочно вошли в программу радиовещания. Как пишет в своей книге преподавательница медиаведения и культурологии Висконсинского университета в Мадисоне, США, и специалист по истории американского радио Мишель Хилмс, радиосериалы стали для женщин тем местом, где «под покровом дня» можно было затрагивать проблемы и вопросы, волновавшие американских женщин в 1930-е и 1940-е годы.

Похожие изменения наблюдались и в отношении такого жанра, как радиожурнал. Британская передача «Женский час» (Woman’s Hour(link is external)), которую «Би-би-си» выпускает с 1946 года, стала одной из первых программ для домохозяек. Если вначале ее основными темами были домашние обязанности и воспитание детей, то постепенно акцент сместился в сторону политических прав и социального положения женщин. К примеру, такие деликатные и не принятые для открытого обсуждения вопросы, как менопауза и интимные отношения в браке, рассматривались уже в ранних выпусках «Женского часа».

Женщины — репортеры и первопроходцы

Женщины также содействовали появлению новых форматов передач, к примеру, документальных программ на острые социальные темы. Одной из значимых фигур в этом плане стала Олив Шэпли(link is external) (1910-1999), начавшая работать на «Би-би-си» в 1934 году в качестве ведущей передачи «Детский час» (Children’s Hour). Великая депрессия 1930-х годов погрузила в нищету многие районы Соединенного Королевства, в частности Манчестер и его окрестности. Тогда Олив Шэпли стала ездить по региону с передвижной студией и беседовать с людьми на улице, у них дома или на рабочем месте. Ее документальные передачи были прогрессивными как с технической точки зрения, так и в отношении тематики. Незадолго до начала Второй мировой войны она сделала выпуск о женах шахтеров из двух шахтерских поселков: одного в английском графстве Дарем, другого — в городе Бетюн на севере Франции. Впоследствии эта передача была переведена на французский язык и во время войны передавалась французской службой «Би-би-си».

Во время Второй мировой появились и первые женщины — военные корреспонденты. Одна из них — американская радиожурналистка Бетти Уэйсон(link is external) (1912-2001). Она впервые приехала в Европу до войны в качестве корреспондента информационного агентства Transradio Press Service, снабжающего радиостанции новостями. Позднее, уже в разгар войны, она работала на компанию «Си-би-эс», которая направила ее освещать события сначала в Норвегию, а затем в Грецию. Однако вскоре ее попросили подыскать для чтения своих репортажей мужчину: тогда считалось, что женский голос не подходит для оглашения подобной информации. Как рассказывала(link is external) сама Уэйсон, «мне сказали, что у женщин не было должного авторитета и знаний, чтобы говорить на столь серьезные темы».

Другой женщиной-первопроходцем была Одри Рассел(link is external) (1906-1989) — первый военкор женского пола на «Би-би-си». В период с 1941 по 1945 год она провела многочисленные интервью и репортажи, в частности о жизни гражданского населения во время войны. Так, из ее репортажей можно было узнать о последствиях обстрела Дувра и Фолкстона или об уничтожении немецкой ракеты «Фау-2». Однако тот факт, что она была женщиной, преградил ей дорогу на фронт, куда допускались лишь корреспонденты-мужчины. Несмотря на стоящие перед ними препятствия, Бетти Уэйсон и Одри Рассел пошатнули устои военной радиожурналистики, где преобладали мужские голоса. 

Во время войны радио служило мощным средством поддержки на фронте, поднимая боевой дух солдат, и эффективным средством пропаганды за рубежом. Мишенью пропаганды, в частности, были слушатели в Латинской Америке, а ее целью — борьба с нацистской пропагандой и поддержание хороших отношений со странами континента, чьи ресурсы, особенно каучук и нефть, были нужны США для успешных военных действий. По данным ряда исследований(link is external), основной целевой аудиторией таких передач были латиноамериканские женщины, считающиеся главными носителями семейных ценностей.

После войны распространилось убеждение, что радио способно объединить женщин из разных стран. Оно легло в основу создания в 1951 году Международной ассоциации женщин — сотрудниц радио (IAWR, от англ. International Association of Women in Radio. В 1957 году в аббревиатуру добавили букву «Т» — для «телевидения»). Целью этой организации, действующей по сей день, является содействие миру путем объединения женщин, работающих в телерадиовещании, для обмена идеями и информацией. Основала ее феминистка и специалист по истории нидерландской экономики Виллемейн (Лилиан) Хендрика Постюмюс-ван дер Гот (1897-1989). Сегодня IAWRT(link is external) — это всемирная сеть, объединяющая представительниц 54 различных стран и занимающаяся содействием гендерному равенству и повышением роли и занятости женщин в СМИ и в информационной сфере.

Феминизм и радио

Изменения в радиопрограммах для женщин зачастую были тесно связаны с развитием феминистского движения. Так, в конце 1940-х и в 1950-е годы создатели вышеупомянутого «Женского часа» регулярно взаимодействовали с несколькими женскими объединениями в Соединенном Королевстве, а ассоциация IAWRT в начале своего существования была тесно связана с международным феминистским движением посредством Международного совета женщин.

Быть может, первые женщины, прокладывающие себе путь в мире радиовещания, и не считали себя феминистками, но они, безусловно, были ими во многих отношениях. Вкладу женщин в развитие радио был посвящен Всемирный день радио 2014 года, в рамках которого внимание также уделялось таким по-прежнему актуальным вопросам, как расширение прав женщин и гендерное равенство в СМИ.

Однако есть в истории радио примеры станций явной феминистической направленности. Так, RadiOrakel(link is external), созданная в 1982 году в Осло, Норвегия, часто называет себя первой феминистской радиостанцией в мире. Своей миссией она выбрала обучение женщин радиожурналистике и звукорежиссуре. Станция оказывает женщинам активную поддержку в проведении интервью, по какую бы сторону микрофона они ни находились. Даже передаваемые на ней музыкальные произведения должны хотя бы частично быть созданы и исполнены женщинами.

Важную роль в расширении прав и возможностей женщин играют и общинные радиостанции или, как еще говорят, «комьюнити-радио». Этот тип вещания, нередко выделяемый в отдельную, отличную от общественного и коммерческого радио категорию, как правило, не ставит своей целью получение прибыли, осуществляется на добровольных началах и служит на благо местных сообществ, интересы и проблемы которых зачастую не учитываются в традиционных СМИ. Как отмечает Кэролайн Митчелл(link is external), доцент Сандерлендского университета (Соединенное Королевство), специалист в области общинного радио и соучредитель первой британской радиостанции для женщин Fem FM(link is external), общинное радио предоставляет женщинам «возможности для участия, представительства и сопротивления»(link is external).

Рассмотренные выше примеры вклада женщин в развитие радио, будь то в роли сотрудниц радиостанций или их слушательниц, позволяют по-новому взглянуть на историю этого средства коммуникации. И хотя радио «Рошани» в Афганистане, американские радиосериалы 1930-х годов и норвежская феминистская станция RadiOrakel на первый взгляд имеют мало общего, все они наглядно свидетельствуют о том, что радио уже давно служит женщинам трибуной, с которой те могут заявлять о себе и бороться за свои права в той мере, в какой позволяют это сделать реалии каждого временного периода.

Кристин Скуг

Доцент, преподаватель истории средств информации Борнмутского университета (Соединенное Королевство) Кристин Скуг посвятила целый ряд своих работ изучению роли женщин в истории радиовещания.



Другие статьи автора: Скуг Кристин

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба