Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №2, 2017

Айдан Уайт
Этичная журналистика снова на первой полосе

«Доминирующие информационные гиганты, такие как Google, Facebook, Amazon и Twitter, распространяют информацию в среде, где отсутствует система ценностей», – считает Айдан Уайт.
© Jugoslav Vlahovic
Теряя свои этические принципы, журналистика тем самым теряет свои фундаментальные ценности, доверие читателей и само свое значение. Что же делать? Урегулирование деонтологического кодекса новыми законами чревато риском цензуры. Только добровольная мобилизация в поддержку этики может вернуть журналистике её репутацию и изначальный смысл.

Айдан Уайт

В настоящее время в журналистике происходят беспрецедентные изменения. Работа журналиста стала более динамичной, более противоречивой и гораздо более затруднительной. Стало понятно, что несмотря на позитивные стороны, информационная революция — это обоюдоострый меч.

С одной стороны, Интернет-коммуникации позволяют создать более сплочённые, более информированные и более активные сообщества: например, мы можем отослать статью на другой конец земного шара всего за несколько секунд. С другой стороны, старая экономическая модель, которая прежде оплачивала работу журналистов, разрушена и не подлежит восстановлению.

Тех финансов, которые выделялись на общественно полезную журналистику, больше нет, и изданиям становится все труднее сохранять свои этические принципы и независимость. В то же самое время, политическая предвзятость, контроль информационных потоков крупными корпорациями, приверженность стереотипам и конфликты интересов, с которыми изначально призвана бороться журналистика, продолжают набирать силу.

К тому же, за последние пятнадцать лет технологии совершенно изменили способы коммуникаций жителей планеты и формы функционирования медиа, что привело  к драматичному упадку информационной журналистики. Сегодня большинство из нас следит за новостями через свои мобильные телефоны и онлайн-платформы, которые завладели прибыльной рекламой традиционных СМИ и личными данными пользователей Интернета.

Мировой отклик

Тысячи информационных медиа (в основном в печатной прессе) закрылись. Десятки тысяч журналистов потеряли работу. Такое радикальное сокращение традиционных источников информации, особенно на местном и региональном уровнях, ограничило доступ к надежной и проверенной информации, несмотря а то, что возможностей для ee свободного распространения стало гораздо больше. 

The Ethical Journalism Network (EJN) или Сеть этичной журналистики (СЭЖ) была создана пять лет назад, для того, чтобы поддержать журналистику в этот критический период. СЭЖ способствует конкретным инициативам, целью которых являются этичный подход и более эффективное управление информационной средой.

Организация объединяет более 60 групп журналистов, редакторов, руководителей печатных изданий и групп поддержки медиа. Часть ее деятельности состоит в  определении основных принципов построения репортажа из зоны военных действий, составлении отчета по  миграционной теме, или создании тестов для того, чтобы журналисты могли выявить речи поощряющие нетерпимость и ненависть. Этот вклад организации находит отклик у журналистов со всего мира.

По мере укоренения СЭЖ в медиа, её отчеты, собранные из различных стран пользуются всё большим доверием у профессионалов, даже в том случае, если она нелестно отзывается о самих журналистах, раскрывает их скрытые приёмы, или критикует их желание саморегулироваться.

Опросы, проведенные СЭЖ, доказывают, что даже в этот нестабильный период, несмотря на все более враждебный экономический и политический климат, журналисты, где бы они ни находились — в Турции или в Сирии, в Египте или в Пакистане, в Китае или в Индонезии — остаются верны истине и этике.

Заслужить доверие аудитории

Верность этим основополагающим принципам ценится особенно высоко в нашу эпоху социальных трансформаций, толкающих мировую коммуникационную культуру к хаосу.  Для работников СМИ, как и для всех тех, кто ищет пути к надежным и безопасным коммуникациям в будущем, теперь особенно важно защищать и продвигать этичную журналистику. Беззастенчивое злоупотребление ложной информацией (fake news), а также пропаганда политических партий и крупных компаний угрожают демократии и бросают новый вызов защитникам свободы слова, политическим лидерам и профессионалам медиа. А отравляющий коктейль из цифровых технологий, безнравственной политики и коммерческой эксплуатации новых коммуникационных возможностей, создает серьезные пробелы в общественной информации.

Именно поэтому, СЭЖ активно поддержала широкую дискуссию на тему соблюдения этических основ журналистики, с целью завоевания доверия публики.

Мы отметили, что в профессиональной среде нет стремления к выработке нового деонтологического кодекса. Несмотря на значительные изменения за последние 150 лет и господство цифровых технологий, такие фундаментальные ценности, как точность, независимость и ответственное использование информации нисколько не утратили своей актуальности.

В следствие этого, по мнению СЭЖ, необходимо заключить новые партнерские соглашения между аудиторией, представителями медиа, и политиками, чтобы убедить их поддерживать этичную журналистику, так как именно она в перспективе может стать инициатором новых программ в области образования и информатики.

Основополагающие принципы

Сегодня не только журналисты обязаны следить за своими выражениями и уважать факты: любой, кто желает выразить свое мнение публичнo на просторах Интернета, должен сохранять определённую этическую сдержанность.

СЭЖ утверждает, что такие ценности журналистики как верность фактам,  прозрачность, гуманность и уважение к оппонентам, а также признание своих собственных ошибок — являются главными принципами, которыми должны руководствоваться как пользователи соцсетей, так и гражданские журналисты. Однако эта позиция должна быть добровольной, а не продиктованной законом.

Некоторые правительства, в том числе и в демократических странах, угрожают штрафами высокотехнологическим компаниям, чтобы препятствовать распространению вредной и опасной  информации, проникающей на их платформы. Однако, подобная практика может ограничить свободу мнений и высказываний, что и происходит довольно часто. Именно поэтому, единственное решение состоит в том, чтобы упомянутые компании сами  заинтересовались в этичном подходе к коммуникациям.

Проблема состоит в том, что доминирующие информационные  гиганты,  такие как Google, Facebook, Amazon и Twitter, распространяют информацию в среде, где отсутствует система ценностей. В отличие от профессиональных  СМИ, они не предоставляют никакого приоритета новостям, даже если те служат на благо общественности. Иными словами, их маркетинг воспринимает журналистские репортажи наравне с любым другим контентом, в том числе агрессивным, ложным или противозаконным.

 

Алгоритмы для сбора кликов

Использование запутанных алгоритмов и неисчерпаемой базы данных, дающей доступ к миллионам абонентов, — вот деловая модель, имеющая простую цель: продвигать «виральную информацию», которая приносит количество кликов, необходимых для привлечения рекламодателей. При этом, абсолютно не имеет значения, будет ли данная информация правдивой или этичной: важно лишь то, чтобы она была сенсационной, провокационной и захватывающей.

К сожалению, цифровых роботов невозможно запрограммировать на то, чтобы они следовали человеческим морально-этическим принципам. Вопросы этики могут быть восприняты и осмыслены только людьми: хорошо информированными, профессиональными, ответственными журналистами и редакторами.

После недавних скандалов, связанных с цензурой эмблематичных фотографий (стр. 16), распространением изображений пыток и убийств, жалобами крупных компаний на появление их рекламы на сайтах, проповедующих терроризм, ненависть и педофилию — высокотехнологические гиганты пообещали принять меры. Однако будут ли эти меры достаточно эффективными?

3 мая 2017 года в результате массового негодования, вызванного появлением в сети лавины шокирующих видео, демонстрирующих убийства, акты суицида и групповые изнасилования, создатель Facebook, Марк Цукерберг, пообещал нанять 3000 модераторов в помощь уже работающим 4500 членам команды, которая « отвечает за действия сообщества».

Сегодня Facebook насчитывает около двух миллиардов абонентов. Итак, каждый модератор должен будет отслеживать действия примерно 250 000 пользователей. Это капля в море в сравнении с реальными ресурсами, которые в действительности необходимо задействовать для того, чтобы противостоять пропаганде и дезинформации, а также публикациям агрессивного и оскорбительного содержания, полностью противоречащим принципам этики.

Угроза для демократии

Высокотехнологические компании могут решить эту проблему довольно простым способом: в нашу цифровую эпоху они должны взять на себя роль издателей; например, отыскать среди журналистов, вытесненных информационной революцией, тех, кто по-настоящему информирован, компетентен и с уважением относится к этическим принципам. У них есть на это необходимые средства, ведь медиагиганты входят в число богатейших корпораций мира: в начале 2017 года стоимость Facebook оценивалась в 400 миллиардов долларов, а капитал Google — более чем в 600 миллиардов.

Однако, на сегодняшний день государственные руководители и Интернет-магнаты не предпринимают никаких конкретных действий. Тем временем, все большее число беспринципных политиков использует информационные технологии для подрыва демократии и вмешательства в процесс политических выборов. Обращение к ложной информации и сфальсифицированным данным является частью их стратегии.

Подобные злоупотребления недавно были осуждены самим изобретателем Всемирной Паутины Тимом Бернерсом-Ли(link is external). Британский ученый и профессор предупредил, что пользователи Интернета все чаще попадают в зависимость от цифровых предприятий, и что злоупотребление личных данных в несанкционированных целях убивает Интернет. Он в особенности серьезно отнесся к угрозе вследствие коммерциализации ложной информации в политической сфере.

В своем открытом письме (датированном 12 марта 2017 года, днем 28-летия Интернета) Бернерс-Ли указaл на то, что во время выборов 2016 года в США «на Facebook ежедневно появлялось около 50 000 вариантов рекламных сообщений. Это ситуация, которую практически невозможно отслеживать. Мы подозреваем, что часть политической рекламы в США и остальном мире неэтично используется для того, чтобы направить одних пользователей Интернета на сайты фальсифицированной информации, а других заставить отказаться от голосования. (…) Демократично ли это?»

Угроза дезинформации

Этот актуальный вопрос встал и во Франции, где накануне президентских выборов в мае 2017 года, хакеры, взломав множество личных электронных почтовых ящиков, опубликовали тысячи конфиденциальных документов, касающихся будущего победителя Эммануэля Макрона, многие из которых оказались фальшивыми.

Громадное количество информации не моглo быть ни проанализировано, ни проверено, ни опровергнуто журналистами, поскольку французский закон запрещает любое публичное высказывание по поводу предстоящего голосования в предшествующие выборам часы. Однако парадокс состоит в том, что в то же самое время эта информация свободно циркулировала в социальных сетях.

Если даже журналист иногда может слишком поспешно опубликовать непроверенную новость, нормы журналистской этики заставят его признать свою ошибку. Именно благодаря тому, что  журналистика опирается на факты и следует гражданскому долгу, она может предоставить политическим кругам действенный план для построения безопасного и надежного публичного информационного пространства.

 

Айдан Уайт

Директор Сети Этичной Журналистики (СЭЖ), Айдан Уайт (Великобритания) является автором книги  «Говорить только правду», 2008 («To Tell You The Truth, The Ethical Journalism Initiative»), которая затрагивает  спектр этических вопросов в журналистике. На данный момент, он является основателем Международного института безопасности прессы (International News Safety Institute) и Международной организации свободы самовыражения  (International Freedom of Expression exchange) (IFEX).  В течение 24 лет он также состоял генеральным секретарем Международной федерации журналистов, которую оставил в 2011 году.



Другие статьи автора: Уайт Айдан

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба