Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №2, 2017

Фальшивые новости: мнение журналистов

 

cou_02_17_fakenews_01.jpg

Ложь в социальных сетях.
© Cristo Saldago
Ложные новости или дезинформация — явление не новое. Новые феномены - это скорость и масштабы распространения ложных новостей посредством цифровых медиа. Именно поэтому профессиональные журналисты и серьёзные новостные СМИ должны пересмотреть не только свою собственную работу, но и принципы борьбы с этим опасным феноменом. Каково же мнение самих журналистов? Вот ответы некоторых из них.

Чем больше препятствий для нормального функционирования демократических механизмов, тем больше дискуссий о способах борьбы с ложными новостями. Однако, открытым дебатам мешает неправильное понимание этого феномена, его истоков и связанных с ним реальных угроз.

Для прояснения этой проблемы Сеть этичной журналистики (СЭЖ) определила формулировку ложных новостей. Это «Информация, созданная и опубликованная с целью ввести в заблуждение и заставить людей поверить в ложные факты или сомневаться в правдивой информации». Используя это определение, мы теперь сможем более чётко провести грань между журналистикой и пропагандой, так-называемой «альтернативной» версией событий и злонамеренной ложью.

Айдан Уайт, Директор Сети Этичной Журналистики,

Великобритания

 

Фальшивые новости отравляют атмосферу, в которой мы работаем. К сожалению, на сегодняшний день аудитория сомневается во всех информационных сообщениях, что разумеется негативно отражается на взаимоотношениях публики и медиа.

 

Верашни Пиллей, главный редактор,

Huffington Post, Южная Африка

 

Мы имеем тенденцию несколько преувеличивать влияние фальшивых новостей на журналистику. Однако, мне бы не хотелось легкомысленно относиться к этому вопросу, так как ложные новости бросают серьёзный вызов обществу и его институтам. Нужно понимать, что oни не ставят своей целью представить альтеративную точку зрения. Они прежде всего стремятся подорвать доверие публики к различным общественным институтам включая СМИ.

 

Кари Хюхта, специалист по дипломатическим вопросам,

Helsingin Sanomat Финляндия

 

Дезинформация существовала всегда, с тех самых пор как люди осознали огромное влияние СМИ на общественное мнение. Однако, новым и тревожным фактором является огромный масштаб и невиданная скорость, с которой ложная информация распространяется через Google, Facebook и другие социальные платформы.

Фальшивые новости заставляют журналистику меняться, бросая ей вызов, связанный с тем, что отличить правду ото лжи бывает очень не просто. Но в то же время они позволяют ей играть более важную роль в обществе. Ведь только по-настоящему ответственный журналист может изобличить ложную информацию. Hесмотря на то, что в настоящее время фальшивые новости являются помехой для журналистики, в перспективе они позволят журналистам укрепить свой авторитет и придадут большую значимость этой профессии.

Айвор Гэбер, профессор журналистики,

Университет Сассекса, Великобритания

 

Поддельная информация вновь укрепляет миссию журналистики, согласно которой журналисты должны просвещать широкую публику. Нам надо сконцетрировать больше усилий вокруг этого центрального аспекта нашей деятельности, который состоит в том, чтобы направлять дискуссию, вести дебаты и опубликовывать правидивую информацию.

 

 Рикардо Гандур, директор по журналистике,

 CBN, Бразильская радиосеть, Бразилия

 

Все эти многочисленные дискуссии вокруг фальшивых новостей снижают рейтинги СМИ, сеют сомнения, внося неуверенность в том, какая информация подлинная, а какая ложная. Как профессионалы мы должны вернуться к тому, что мы умеем делать лучше всего:  проверять факты, требовать ответы и гарантировать прозрачность наших методов сбора информации.

 

Джина Линдберг, директор службы международных новостей,

Шведское телевидение и радиовещание, Швеция

 

 

Фальшивые новости — это не журналистика. Мы должны задуматься, что мы (представители традиционных медиа) сделали с журналистикой. Почему сегодня так просто распространять поддельные новости и почему им так легко верят... Я думаю, что мы должны обратиться к своей совести и спросить самих себя, делаем ли мы всё так, как нужно, правильно ли мы себя ведём, соблюдаем ли мы принципы журналистской этики. Только тогда мы сможем помешать ложной информации захватить власть и остановить ее распространение.

 

Катарина Карвальо, главный редактор,

Global Media Group, Португалия

 

Rappler, сеть социальных медиа, посвящённая журналистским расследованиям, идентифицировала как минимум 300 интернет-сайтов, распространяющих фальшивые новости на Филиппинах. Мы также заинтересовались ростом числа подозрительных аккаунтов, размещающих подложные факты на страницах предвыборных кампаний в Facebook во время выборов в мае 2016 года.

Нам потребовалось около трёх месяцев, чтобы вручную проверить все данные этих аккаунтов и выяснить, что они были поддельными. Мы обнаружили, что гнездо из 26 фальшивых аккаунтов может охватить своим влиянием около трёх миллионов страниц Facebook. Также с ноября 2016 года мы знаем, что на Филиппинах во время целевых кампаний для поддержки или сопротивления политикам или обычным гражданам могут быть мобилизованы около 50 000 аккаунтов. Одна фальшивая страница имела 990 000 подписчиков среди членов групп, поддерживающих некоего политического лидера, а другая, согласно нашим оценкам была связана с 3,8 миллионами членов сообществ филиппинских экспатриантов и различных групп покупок и продаж.

При наличии примерно 54 миллионов пользователей Facebook на Филиппинах, социальные медиа являются мощным оружием для того, чтобы нейтрализовать любую оппозицию и манипулировать обществeнное мнение. Rappler была многократно атакована в сети, в том числе с аккаунтов, специально созданных в Facebook для преследования наших репортёров и сотрудников.

 

Мария Ресса, соучредитель и генеральный директор,

Rappler, Филиппины

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба