Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №2, 2017
Растущая роль социальных сетей в распространении информации все чаще становится поводом к беспокойству. Эспен Эгиль Хансен, главный редактор норвежской газеты Aftenposten, и Ричард Аллан, вице-президент Facebook бросили друг другу неоднозначный вызов.
Марина Ялоян
Черно-белая фотография голой девятилетней девочки с искаженным от боли лицом, которая, крича, убегает от взрывов, стала легендой. Сделанная во время напалмовой атаки на вьетнамскую деревню в 1972 году американским фотографом вьетнамского происхождения Ником Уттом, фотография получила название «Ужас войны» и была удостоена Пулитцеровской премии. В 2016 году она стала причиной масштабной дискуссии, после того как была удалена с Facebook как "нежелательный контент".
« Я написал Марку Цукербергу, что не желаю подчиняться его правилам», – вспоминает Эспен Эгиль Хансен, главный редактор ведущей норвежской ежедневной газеты Aftenposten, которая опубликовала фотографию на своей странице в Facebook. В результате, фотография была удалена, а сама страница оказалась под угрозой закрытия. В ответ на это Хансен опубликовал открытое письмо на первой полосе Aftenposten, где обвинил Facebook в установлении правил, которые, во-первых, «не способны отличить детскую порнографию от знаменитых военных фотографий», и во-вторых «не оставляют ни малейшей возможности» для открытого диалога. Письмо, получившее массовую поддержку, спровоцировало волну полемики вокруг цензуры Facebook, а также затронулa сложную и постоянно меняющуюся систему алгоритмов, которые осуществляют отбор информации в социальных сетях.
Сегодня Facebook насчитывает более двух миллиардов пользователей по всему миру и перенаправляет больше трафика на сайты интернет-СМИ, чем Google. Знаменитая социальная сеть является главной площадкой для распространения информации, несмотря на то, что по-прежнему отрицает за собой эту роль и позиционирует себя в качестве «технической платформы». Несмотря на это, вполне можно сказать, что Facebook стал первым глобальным интернет-СМИ, а Марк Цукерберг – по словам Хансена – «самым авторитетным главным редактором в мире».
«Я хочу напомнить Цукербергу, что эта должность предполагает большую ответственность. Сообщество, которым он руководит, это не просто техническая платформа, а самое настоящее СМИ», – утверждает Хансен. Именно поэтому норвежский журналист считает, что запрещать публикацию одной из самых известных в мире фотографий под предлогом изображения наготы – это неудачный редакторский ход. «На подобные фотографии действительно бывает больно и неудобно смотреть, однако в демократическом обществе они играют роль своеобразного катализатора, который, несомненно, повышает всеобщую информированность», – отмечает он.
Ежедневно миллионы человек размещают информацию на Facebook, поэтому рассматривать каждую публикацию в отдельности практически невозможно. Ричард Аллан, вице-президент компании по вопросам внешней коммуникации для европейского, ближневосточного и африканского регионов, выступил в защиту социальной сети. Cогласно внутреннему регламенту, любое изображение несовершеннолетних в обнаженном виде должно быть выявлено и удалено. Однако он признает, что в случае «Ужаса войны» это правило привело к ошибке.
На конференции «Журналистика под прицелом: вызов нашего времени», организованной в ЮНЕСКО в марте 2017 года, Аллан подчеркнул, что Facebook всегда стремится адаптироваться к новым условиям: «Скажем открыто: мы постоянно анализируем нашу работу. Когда нам приходится сталкиваться с непредвиденной ситуацией, мы принимаем во внимание все возможные решения и в случае нужды готовы изменить правила».
Чтобы впредь избежать похожих ситуаций, Facebook выработал новый подход, который требует большeго количества трудовых ресурсов (в мае 2017 года компания объявила об открытии 3000 позиций модераторов в дополнение к уже существующим 4500). Он заключается в том, чтобы отдельно рассматривать статьи, опубликованные на страницах СМИ. «Социальная значимость фотографии обнаженного ребенка, а также, в ряде случаев, согласие человека на публикацию, в данном случае более важны, чем действующие правила», – отмечает Аллан.
В том, что касается редакторских решений, то разницы между Facebook и традиционными СМИ практически нет. «Точно так же, как главный редактор Fox News несет ответственность за информацию, которая распространяется на канале, Марк Цукерберг несет ответственность за то, что публикуется на Facebook», – утверждает Эгиль Хансен.
«Мы стремимся к тому, чтобы Facebook сохранил свой стиль подачи информации. Пользователь сам выбирает, что он хочет читать, а что нет», - возражает Ричард Аллан.
Тем временем, алгоритмы продолжают формировать новостную ленту более миллиарда активных пользователей Facebook, то есть 1/5 населения Земли. Официально задача алгоритма состоит в том, чтобы анализировать информацию, опубликованную пользователем за прошедшую неделю, принимая во внимание понравившиеся страницы, группы, в которых он состоит, и людей, на страницы которых он подписан. Впоследствии алгоритм, формула которого хранится в тайне и постоянно обновляется, распределяет публикации в особом порядке, который, согласно данным анализа, отражает интересы пользователя.
Однако, устройство алгоритма таково, что он может стать неоднозначным и даже опасным инструментом. «Алгоритмы способствуют созданию особых фильтров, которые провоцируют все большую и большую поляризацию общества, усиливая негативные тенденции последних лет», – объясняет Хансен. – «Мы невольно оказываемся в плену собственного узкого кругозора, получая лишь интересующую нас информацию и общаясь с теми, кто имеет с нами одинаковое мнение». С этой точки зрения критерии, по которым работает алгоритм, становятся проблематичными.
Однако Ричард Аллан сравнивает ленту новостей с подпиской на периодические издания и отрицает любое навязывание контента пользователям: по его мнению, алгоритм лишь обеспечивает удобный порядок подачи информации. Тем не менее, он признает, что главная проблема заключается в первую очередь в том, что новостных потоков слишком много. «Люди подписываются на тысячи страниц, а успевают читать из них только около двадцати. Очевидно, что в таком случае мы вынуждены выбирать и оставлять то, что пользователь просматривает чаще всего», – отмечает Аллан.
Этот метод сортировки информации может привести к непредсказуемым последствиям. По мнению Эгиля Хансена, «эта стратегия удобна для того, чтобы выбрать подходящий фильм на Netflix (сервис потокового видео, базирующийся в США)», но «совершенно неприемлема в случае, когда речь идет о циркуляции информации в демократическом обществе».
Есть, конечно, и другая сторона медали. Социальные сети разрушают барьеры и дают каждому свободу слова. «Мое письмо Марку Цукербергу - письмо журналиста из маленькой страны, распространилось по всему миру со скоростью света. По иронии судьбы, своей аудиторией я обязан именно Facebook», - говорит Хансен, страница издания которого на Facebook насчитывает 340 000 подписчиков. Однако норвежский журналист сразу отмечает, что возможность высказать свое мнение может также легко привести к распространению ложной информации. «Очевидно, что в наши дни очень просто дезинформировать огромное количество людей. Я всегда задаю себе вопрос: готовы ли мы бороться с лже-информацией в наши беспокойные времена?».
После ряда скандалов в 2016 году, разгоревшиxся вокруг публикации в социальной сети фейков (ложных новостей), Facebook обвинили в попытке оказать влияние на ход предвыборной кампании и создании специальных фильтров, закрывающих пользователям доступ к мнениям и взглядам, которые не совпадали с их собственными. Согласно аналитическим данным, на ложные новости, касающиеся президентских выборов в США, пришлось 10,6 миллионов из 21,5 миллионов всех комментариев, лайков и перепостов англоязычного сегмента Facebook в этом году. Информационный вброс о Бараке Обаме, бывшем президенте США, набрал более 2,1 миллионов лайков, комментариев и перепостов за два месяца.
Неудивительно, что в ответ на критику Facebook поспешил ввести новую, «корректирующую», программу проверки фактов: с мая 2017 года статьи, отмеченные пользователями как «недостоверные», будут проверены экспертами и обозначены флажком «спорный контент». «Мы не будем удалять эти материалы, – уточняет Ричард Аллан, – с одной стороны, мы не хотим становиться арбитрами правды и редактировать информацию. С другой – мы хотим создать информированное сообщество, потому что мы несем ответственность перед нашими пользователями».
Эгиль Хансен считает, что самое важное – это умение признать свою ошибку, и доволен тем, что его письмо (опубликованное в Aftenposten) получило поддержку читателей и способствовало положительным изменениям. «В интервью New York Times Марк Цукерберг признался, что полемика, которую спровоцировало мое письмо, открыла ему глаза и помогла осознать, что функционирование Facebookтребует радикальных изменений».
Вероятно, это тот самый вывод, к которому необходимо прийти в наше время, когда социальные сети играют такую важную роль в обществе, формируя умы миллионов и оказывая огромное влияние не только на традиционные СМИ, но и на нашу повседневную жизнь.
«(…)Послушайте, Марк, это серьезно! Сперва вы создаете правила, которые не способны провести различие между детской порнографией и знаменитыми военными фотографиями. Затем вы не раздумывая применяете эти правила на практике. Наконец, вы подвергаете цензуре критику и отвергаете полемику, которую провоцирует ваше решение – и наказываете человека, который осмелился высказаться против (...). Facebook считает своей миссией «сделать мир более открытым и способствовать установлению связей». На самом деле, вы выполняете свою работу очень поверхностно. То, что вы не можете отличить детскую порнографию от документальных фотографий, сделанных во время войны, только увеличивает количество глупости в мире и никак не способствует сближению между людьми. Свободные и независимые СМИ играют важнейшую роль в распространении информации, в том числе изображений, которые могут вызывать чувства дискомфорта и которые правящая элита, а иногда даже простые граждане, не желают видеть. Однако, именно по этим причинам такая информация очень важна. Каждый раз, публикуя тот или иной контент, СМИ обязаны принимать решение – и зачастую непростое. Редактор должен взвесить все «за» и «против», и ни один алгоритм не должен лишать его этого права – права нести ответственность. А делать вид, что можно создать универсальные правила отбора информации – это значит, что вы просто лжете своей аудитории (...) ». (Отрывок из открытого письма Эспена Эгиля Хансена Марку Цукербергу, опубликованного на первой полосе газеты Aftenposten 8 сентября 2016 года)