Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №2, 2017

Адама Самасеку
Гуманность спасет мир!

 

cou_02_17_3.jpg

Promouvoir une relation au monde fondée sur la recherche de rapports non conflictuels et l'harmonie avec l'environnement s'avère nécessaire afin de relier à nouveau les hommes entre eux.
Отношение к миру, основанное на неконфликтных отношениях и гармонии с окружающим миром – это необходимое условие связи между людьми.
© Dima Vazinovich
Перед лицом крушения западной модели развития, для которой приоритет - это желание «иметь», в ущерб стремлению «быть», необходимо обдумать новые приоритеты, основанные на принципах «гуманности» (humanitude),  концепции, которая имеет в своей основе открытое мировоззрение и является на сегодняшний день единственно возможным выходом для нашего разочарованного общества.

Адама Самассеку

Мы уже почти привыкли к тому, что наш мир разрывается на части под влиянием глубокого всестороннего кризиса. Этот кризис заключается в потерe смысла существования, из-за растущей тенденции униформизации мировых культур, вызванной ускоренной глобализацией рынков, что привело к полнейшей дегуманизации отношений между людьми, народами и государствами. Экологические, энергетические, демографические и технологические вызовы, к которым добавляются неравенство  и бедность, лишь усиливают чувство экзистенциального кризиса и отсутствие веры в будущее.

Повсеместно распространившaяcя модель развития, основанная на том, что я называю культурой «обладания» и индивидуальной выгоды, — уже продемонстрировала свою ограниченность и нынешняя критическая ситуация лишь подтверждает её крах. Эта «западная модель» развития находится у истоков европоцентризма и западоцентризма. Именно на ней основаны международные отношения, и в материальном и в интеллектуальном смысле. Поэтому сегодня необходимо найти альтернативу этой парадигме, выдвинув на передний план духовные ценности.

Исходя из этой точки зрения, много лет назад я уже предложил исследовать новую концепцию так называемой «гуманности» (humanitude), по аналогии с «негритюдом» (negritude), понятием, унаследованным от моего духовного учителя мартиникского поэта Эме Сезера.

Термин «гуманность» встречается в Африке маайя (maaya) (на бамананканском, языке бамбара), неддааку (neddaaku) (на фулфулде, языке фула), боротерей (boroterey на языке сонгай), ните (nite на языке волоф), убунту (ubuntu на языках бунту) и так далее. Все они стремятся выразить одно единственное понятие « быть человечным».

Связь между людьми

Африканские общества всегда отдавали приоритет «бытию» а не «обладанию». С глобальной точки зрения, некоторые неевропейские общества имеют характерное мировоззрение, которое ставит «бытие» в центр любых взаимоотношений. Оно отличается поиском неконфликтных, миролюбивых и гармоничных отношений с окружающим миром в самом широком смысле этого слова. В течении долгого времени Запад тоже разделял эту концепцию. Однако ее подавил современный расклад общества, построенный на фундаментализме рынков, материалистических ценностях и  индивидуализме.

Что такое «гуманность»? Это нашe открытое мировоззрение, наше отношение к людям, которые требуют бескорыстной солидарности; это наш спонтанный порыв принять и понять другого человека... Именно такая человечность, которая «соединяет одного человека с другим», согласно прекрасному выражению Эме Сезера, и является основой культуры «бытия». Разумеется, она является прямой противоположностью тоталитарной культурe обладания и  накопления материальных благ, которая неизбежно приводит к конфликтным отношениям, конкуренции и стремлению доминировать.

Во время выступления на коллоквиуме «Убунту», организованном в Женеве (Швейцария) в апреле 2003 года, мой учитель и друг из Буркина-Фасо, профессор Жозеф Ки-Зербо (1922-2006 гг.), подчеркнул: «Самое главное, это вывести в приоритет социальной борьбы на планетарном уровне концепт, вопрос, парадигму убунту как главное противоядие от меркантилизации людей через неолиберализм, защищающий рыночное общество». В этом тексте, озаглавленном «Убунту или 'человек - лекарство для человека' », опубликованном в книге «Ориентиры для Африки» 2007 г., (Repères pour l’Afrique Panafrika(Silex/Nouvelles du Sud, DakarЖозеф Ки-Зербо уточняет: «Убунту может стать самым действенным орудием; это понятие должно составлять цель и смысл миротворческого мировоззрения. Здесь речь не идёт о том, чтобы впадать в антропологический культурализм. Однако, перед лицом всеподавляющей единой идеологии, первоочередной задачей становится разрешение жестоких конфликтов, которые произрастают из желания сохранить статус-кво...».

Моё сегодняшнее убеждение состоит в том, что перед лицом разрушения существующих моделей развития, необходимо рассмотреть проект создания нового общества, основанного на гуманном подходе. Масштабная международная встреча, посвящённая гуманитарным знаниям, или первая Всемирная конференция по гуманитарным наукам, которая пройдёт в Льеже (Бельгия) с 6 по 12 августа 2017 года, станет прекрасной возможностью ближе рассмотреть этот концепт.

Беспрецедентное событие

Льеж - это мультикультурный перекрёсток в сердце Европы, который является центром широких взглядов и технологий.  Именно в нем, под покровительством бельгийского монарха, пройдет это необычное мероприятие.

Но зачем организовывать Всемирную конференцию по гуманитарным наукам?

Идея создания такого мероприятия настойчиво преследовала меня с 2009 года, когда я впервые получил мандат президента Международного совета по философии и гуманитарным наукам (МСФГН), неправительственной организации, созданной под покровительством ЮНЕСКО в 1949 году.

Необходимость проведения такой конференции показалась мне обязательной по трем причинам.

Первое: глобальный кризис. В результате неоднократных эпизодов нестабильности, связанных с финансовой глобализацией, кризис 2008-2009 гг., перерос из финансового и экономического в глобальный. Он ознаменовал полное «банкротство» доминирующей прозападной неолиберальной модели развития, повлёкшей за собой потерю смысла существования.

Второе: прогрессирующая маргинализация гуманитарных наук по всему миру. Как смириться с тем, что в столь критической ситуации, те, кто должны отвечать за наше просвещение и информировать нас о сложностях социальных трансформаций, — пребывают в полном бездействии?

Третье: слабая вовлечённость, игнорирование и почти полное отсутствие представителей гуманитарных наук из неевропейских и «незападных»  стран во всем, что касается разработки знаний и всемирного интеллектуального сотрудничества. Данная ситуация усугубляется риском полного исчезновения традиционных культур и половины мировых языков. Эти явления называются «эпистемицид» и «лингвицид».

По всем вышеизложенным причинам, я посчитал необходимым в 2009 году предложить ЮНЕСКО организацию первой Всемирной конференции по гуманитарным наукам, призванную реабилитировать гуманитарные науки по всему миру. 

Всемирнaя конференция по гуманитарным наукам

 


© courtesy Liu Jianhua Studio

 

Главным вопросом для Конференции является роль гуманитарных наук в XXI веке, отмеченном культурным разнообразием, поражением многих форм унифицированого мышления и потребностью вновь научиться мыслить в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Наш век потрясён глобальными изменениями,  миграционными потоками, социальной и экономической напряжённостью. Решение этих проблем во многом зависит от межкультурного диалога и от принятия единства человечества во всем его разнообразии. Необходимо также усилить научное взаимодействие, как в междисциплинарном отношении, так и в сотрудничестве с искусством и технологиями.

Наш век породил мировой терроризм, не пощадивший ни один регион мира, ни одну страну. Он слепо разит невинных жертв с бесчеловечной силой. При виде этой варварской, несказанной жестокости, oстрое беспокойство пронизывает планету. Ведь подобное насилие, знакомое нам по колониальным завоеваниям и освободительным войнам, (за некоторыми редкими исключениями) практически отсуствовало на Западе со времен конца Второй мировой войны.

Так, главной задачей Конференции является изучение вопроса о том, как гуманитарные дисциплины могут способствовать (на региональном, национальном и международном уровне) оценке, пониманию и наиболее эффективному управлению культурными трансформациями, которые проявляются в экономике, экологии и социологии и тесно связанны с растущими возможностями глобального обмена.

Принимая во внимание общественный, гуманистический кризис, который мы переживаем и расширяющийся процесс дегуманизации, Конференция наметила цель выстроить новый современный диалог. Он должен принять во внимание вызовы нашего времени, новые знания, благодаря которым наш мир сможет стать менее непроницаемым, менее враждебным, менее опасным и благодаря этому, более понятным и, самое главное, более человечным.

Ведь гуманитарные науки — это прославление гения человека во всем, что касается языков, а также его достижений в самых различных областях, включая социологию, политику, экономику и искусство...

Реабилитация и восстановление гуманитарных наук

Название «Переходный период: вызовы и ответственность за нашу планету» чётко определяет масштабы Конференции. Согласно ЮНЕСКО, главными вызовами нашей планеты на сегодняшний день являются: рост численности населения, реорганизация территорий, массовая миграция, энергетические и экологические ограничения, культурная униформизация в контексте глобализации, становление новой идентичности, растущее влияние цифровых технологий и усиливающееся расслоение общества.

В таком контексте, где нынешние модели развития, включая неолиберальную модель, навязанную многим странам, потерпели крах, необходимо пересмотреть место занимаемое гуманитарными науками в нашем современном обществe. Ведь благодаря им, мы сможем определить специфику и ресурсы, характерные для каждой индивидуальной культуры. Мы также сможем оценить ee по достоинству и создать возможности для культурного обмена, диалога и взаимного обогащения.

Всемирная конференция по гуманитарным наукам — это разработка плана действий и перспектив для реабилитации и восстановления гуманитарных наук, для изменения парадигмы, позволяющeй заново построить мир, на основах богатого культурного и лингвистического разнообразия. Такой подход позволит нам заменить конфликт и конкуренцию на всеобщую солидарность, ведь лишь она одна может помочь нашей планете выстоять в этот сложный переходный период.

Гуманность и человечность спасут мир!

 

Адама Самассеку

Адама Самассеку (Мали) является президентом Всемирной конференции по гуманитарным наукам. В прошлом министр национального образования в Мали, он председательствовал в Подготовительном комитете Всемирного саммита по информационному обществу (Женева 2002-2003 гг.). Самассеку также был первым исполнительным секретарём Африканской академии языков Африканского союза, (ACALAN/UA), базирующейся в Бамако. По окончании двух президентских мандатов Международного совета по философии и гуманитарным наукам (МСФГН), с ноября 2008 по октябрь 2014 года, он теперь является его почётным президентом.



Другие статьи автора: Самасеку Адама

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба