Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №2, 2017

История коренных народов на грани исчезновения
Просмотров: 106

 

cou_02_17_6.jpg



© Cosmo Whyte
Когда образование предпочитает делать упор на более рентабельные дисциплины, такие как точные науки и технологии, то это наносит несомненный ущерб наукам о человеке. Для народов Ямайки и Карибских государств это означает, что они не могут достойно описать и преподнести собственную историю, а ведь это необходимо для  полноценного развития и передачи знаний из поколения в поколение.

Джон Айотюнде Изола Беважи

 

Испокон веков люди стремились охватить и понять жизнь и окружающий мир. Чтобы осознать и описать свою среду обитания, они использовали не только литературу, философию, образование, религию, искусство, историю, антропологию, археологию и социологию, но также экономику, психологию, информацию, развитие, спорт, гендерную науку, финансы, коммерцию, политические науки, экологию, связи, культуру и право. Из соображений научной обоснованности, некоторые из этих предметов были отнесены к социальным наукам, но я уверен, что они также относятся к гуманитарным дисциплинам.

С помощью языка люди создали свои собственные нарративы, которые они противопостовляли чужим, из других регионов. Ведь все цивилизации привязаны к своей истории, которая воплощает их культуру, их систему знаний и их бытие.

Однако сегодня гуманитарные науки играют достаточно незначительную роль в западных университетах. Это следствие научной революции, промышленной революции и логицизма (современная школа математической мысли, основанная немецким философом и математиком Фридрихом Людвигом Готлобом Фреге (1884-1925 гг.). Она заключается в том, чтобы применять логические законы к сферам познания, посторонним логике).

Комбинация научной и технической революций породило логический позитивизм и убеждение, что в случае если знания не имеют под собой научной основы, то они теряют всю свою легитимность и актуальность.

Всё это привело к гибельным результатам для интеллектуального достояния неевропейских цивилизаций и народов, которые часто обобщенно воспринимаются как примитивные, нецивилизованные, языческие и отсталые. Эта точка зрения также спровоцировала экономическое присвоение ресурсов этих обществ посредством колонизации и рабства.

Когда один нарратив вытесняет другой

Худший из возможных образовательных подходов состоял в том, чтобы превратить нарративы Европы (и Аравийского полуострова) в универсальные истины, тем самым вытеснив аутентичные истории коренных народов. Именно поэтому африканцы сегодня так невежественны в отношении своего происхождения: ведь они используют имена, языки, религии, науки и технологии, принадлежащие другим. Доходит до того, что их собственные

системы знаний, способы существования, ценности и философия уходят в забвение. Oни полностью погружаются в чужой мир, и порой даже начинают ненавидеть свою собственную культуру.

Это поднимает целый ряд вопросов. Прежде всего, индустриализация привела к глобализации всех форм реальности. Глобализация неизбежна, но она не должна мешать карибским народам черпать в своем африканском наследии смысл и направление в цивилизованной жизни. Ведь глобализация вовсе не исключает возможности обогащения благодаря исторической культуре своих предков.

К тому же, активное поощрение наук, технологий, инженерных и математических дисципли  в убыль гуманитарным наукам, создало искажённое восприятие. Оно состоит в том, что те предметы, которые не приносят конкретной, материальной пользы обществу, считаются бесполезными. Например, на Ямайке и Антильских островах в начальном, среднем и высшем образовании главное внимание уделено наукам, технологии и социальным дисциплинам. Преподавание таких предметов как искусство, музыка, этика, история, культура и её достояние сокращено или полностью выведено из образовательных программ на всех уровнях, так как они не считаются обязательными для человеческого развития.

В Университете Вест-Индии (УВИ), действующем на территории 17 карибских государств, факультет гуманитарных и образовательных дисциплин привлекает меньше четверти общего количества студентов, поскольку вклад этих предметов в национальное развитие сильно недооценен. Недаром ежедневная ямайская газета Тhe Gleaner неоднократно призывает правительство прекратить финансирование таких предметов как история, языки, философия и искусство, чтобы сосредоточиться на более "прибыльных" дисциплинах, которые позволили бы Ямайке и всему региону достичь уровня стран первого мира в плане технологического прогресса. Совершенно никому не нужно, — уверяет издание,— знать, кто мы такие, к какому обществу принадлежим и кто были наши предки; достаточно достичь технологического равенства с Западом, и мы будем процветать.

Наконец, последний вопрос связан с финансовым благосостоянием, находящимся в упадке на национальном, региональном и индивидуальном уровне. Именно преподавание гуманитарных наук страдает от последствий структурных корректировок. В такие периоды люди предпочитают вкладывать средства в «продуктивные, престижные и рыночные». дисциплины. То же самое происходит и в других странах, где считается, что предпочтение нужно отдавать преподаванию наук, инженерных знаний, медицины и технологий, потому что эти отрасли смогут улучшить производительные возможности общества.

Идентичность и достояние

Изучение гуманитарных наук необходимо каждому обществу для осознания собственной ценности, для формирования и проекции своей идентичности. Общество, которое с пренебрежением относится к необходимости ценить, понимать и распространять гуманитарные науки, вступает на ложный путь и подвергается искажению, разрушению своего достояния и утрате самого себя. Разрушение эпистемы (уничтожение существующих систем знаний и навыков), навязанное африканским народам привело к тому, что африканцев Нового Света лишили их идентичности и культурного достояния, — оставив людей растерянными, дезориентированными и оторванными от своих корней.

Одним из последствий этого являются проявления жестокости, и грубого, нецивилизованного поведения, всё более распространенных в ямайском обществе. Несмотря на то, что Ямайка всегда превосходила все ожидания в различных сферах, там по-прежнему сохраняется предпочтение ко всему западноевропейскому.

Мышление, сложившееся в стенах Университета Вест-Индии, стало жертвой ряда исторических событий, изложенных ямайским профессором Эрролом Миллером, таких как зависимое положение региональных экономик после ликвидации рабства и освобождения. Именно поэтому карибские интеллектуалы не сумели задействовать благотворные образовательные парадигмы, направленные на преподавание гуманитарных наук.

ЮНЕСКО никогда не переставала брать на себя инициативу сделать мир более человечным, поощряющим критическое мышление, ум и разнообразие. К сожалению, развитые страны отказываются сегодня предоставить какую бы то ни было компенсацию народам, пережившим ужасы работорговли - худшей формы бесчеловечности за всю историю. Именно поэтому страны карибского региона доведены до состояния попрошаек, неспособных принимать решения, которые вывели бы их народы из нищеты и преступности. Недаром Ямайка имеет один из самых высоких в мире показателей по количеству убийств. Однако несмотря на это, здесь родились Маркус Мосайя Гарви (политический лидер Ямайки, журналист, издатель и провозвестник панафриканизма), Усэйн Болт (спринтер, медалист нескольких Олимпийских игр), и всемирно известный музыкальный стиль — регги.

 


© Francesco Giusti / Prospekt

 

Ключ к успеху: подготовка преподавателей

Что же делать, чтобы улучшить положение гуманитарных наук на Ямайке и во всех карибских странах? Нужно в первую очередь поддержать и расширить проекты ЮНЕСКО по подготовке преподавателей. УВИ, в свою очередь осознав необходимость гуманитарных дисциплин, должен играть ведущую роль в этом процессе. В университете необходимо создать отдельную кафедру или независимую школу философских исследований, где будет поощряться критическое мышление во многих  дисциплинах, таких как бизнес, туризм, разрешение конфликтов и экология.

Важно также, чтобы на Ямайке и в регионе гуманитарные науки преподавались в учреждениях начального, среднего и общего образования, так как именно они воспитывают миролюбие.

Несмотря на то, что Ямайка - родина культурных и музыкальных жанров, повлиявших на весь мир, мы не предприняли никаких усилий, чтобы донести эту идею до молодых ямайцев и распространить среди них эти традиции. А ведь подобные знания могли бы быть использованы для развития их творческого начала и обеспечения их экономической независимости.

В заключение, очень важно понимать, что гуманитарные науки находятся в основе любых знаний: их сбора, сохранения, распространения или практического применения. Богатые и сильные страны не доверяют другим культурам обучение своих граждан. Бедные и слабые народы должны понимать,что им тоже необходимо самим создавать свою историю и передавать ее из поколения в поколение. Ведь эта история является частью гармоничного развития человечества во всем его ценном разнообразии.

 

Джон Айотюнде Изола Беважи

Джон Айотюнде Изола Беважи гражданин Ямайки, родившийся в Нигерии. Он является автором многих произведений, в том числе «Главенство закона и управление в обществе коренных народов Йоруба — эссе по африканской философии» (The Rule of Law and Governance in Indigenous Yoruba Society — an Essay in African Philosophy). Он также руководил публикацией многих изданий, например, Карибского философского журнала (Caribbean Journal of Philosophy) (CJP).

Архив журнала
№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба