Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №2, 2017

Кейбл Грин
Открытое образование для всех – это возможно!

 

cou_02_17_4.jpg

Creative Commons
Отсутствие всеобщего доступа к качественным образовательным материалам остается всемирной проблемой. К счастью для студентов, открытое образование становится все более доступно, а его стоимость снижается, сообщает Кейбл Грин.

Кейбл Грин

Мы живем в эпоху изобилия информации. Впервые в истории, любой человек может получить доступ к любым желаемым знаниям. Ключом к этим новым возможностям обучения, являются Открытые образовательные ресурсы (ООР). Данный термин обозначает все материалы в свободном доступе, которые можно скачивать, модифицировать и распространять на законных основаниях для пользы учащихся.

 


CC David Kindler

 

Прошло 20 лет с тех пор, как впервые появились различные ресурсы, «в цифровом формате»: учебники, видео, курсы, дипломные программы и т. п., используемые для преподавания чтения и письменности, изучения физики или развития критического мышления. Сегодня, даже если мы предпочитаем работать с бумажным носителем и использовать образовательные материалы без помощи Интернетa, все они существуют в электронном виде. Благодаря сети, низкой стоимости пространства памяти на жестких дисках и информатике, мы можем практически бесплатно накапливать, преумножать и распространять образовательные ресурсы.

Но как распределить обучающий контент для образовательных целей, не нарушая при этом правовых норм интеллектуальной собственности?

Отличительная черта ООР - это «открытая» лицензия и легальное разрешение на использование, преобразование и распространение, предоставленное всем желающим. Любой образовательный ресурс, не указывающий четко на его принадлежность к общественному достоянию и не имеющий свободной лицензии не является ООР.

Самый распространенный способ снабдить свободной лицензией образовательный ресурс, защищенный авторскими правами, тем самым превратив его в ООР, это присвоение ему одной из лицензий организации Creative Commons (CC). Речь идет об открытых и бесплатных стандартных лицензиях, которые, согласно отчету Creative Commons 2015 года, применяются уже к более чем 1,2 миллиардов защищенных произведений на 9 миллионах веб-сайтов. Когда автор помещает свое произведение под лицензией СС, он сохраняет авторские права, делясь бесплатно своим произведением со всеми желающими, согласно условиям избранного им вида лицензии.

Использовать весь потенциал ООР

 

Уточним, что « свободный доступ » не означает « бесплатный доступ ». Ко всем ООР можно получить свободный доступ, но не всякий бесплатный контент является ООР. Так, многие Массовые открытые онлайн-курсы (известные как МООК) бесплатны, но такие курсы будут рассматриваться как ООР только в том случае, если они имеют свободную лицензию  или относятся к общественному достоянию. Это отличие играет важную роль, если возникает желание перевести онлайновый курс на разные языки и адаптировать его к местному контексту для максимального соответствия потребностям студентов.

ООР может быть свободно скопирован и сохранен, многократно использован (в своем изначальном виде), отредактирован (адаптирован, уточнен, изменен), объединен (скомбинирован с другими данными, чтобы создать новый контент) и заново распространен (предоставлен третьим лицам) без нарушений законодательства по авторскому праву. Естественно, для того, чтобы полностью использовать потенциальные возможности ООР, нужно  обеспечить доступ всем преподавателям и учащимся во всех соответствующих местах к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) : компьютерам, мобильным устройствам и к Интернету.

Подведем итоги. ООР означает, что : 1) образовательные ресурсы существуют в цифровом виде (они обычно созданы с помощью электронных технологий и могут быть предоставлены в распоряжение учащихся и в цифровой, и в бумажной форме) и их можно хранить, копировать и распространять практически бесплатно;

2) Интернет позволяет всем и каждому легко делиться цифровым контентом; и 3) благодаря открытым лицензиям Creative Commons можно легко сохранять свои авторские права, совершенно легально делясь при этом со всем миром, созданными образовательными ресурсами.

Какая нам от этого польза ?

Делая ставку на ООР, высшие учебные заведения тем самым благоприятствуют различным улучшениям в образовательной системе. Первый положительный аспект — это равный доступ. C  первого же дня обучения все студенты могут иметь доступ к полному объему всех образовательных ресурсов. Это может показаться очевидным, но даже в США, две трети университетских студентов не покупают учебники, так как не имеют на это средств.

Второй положительный результат — это то, что все студенты получают доступ к соответствующим образовательным источникам, подготовленным непосредственно для них. Так, профессор в Мумбаи может скачать учебник со свободной лицензией, которым поделился Барселонский университет, перевести его на хинди и проиллюстрировать примерами, которые будут понятны его студентам.

В-третьих, результаты обучения улучшаются или остаются прежними, в то время как затраты снижаются практически до нуля. Когда все студенты с одного курса имеют доступ ко всем необходимым ресурсам с первого дня обучения, у них больше шансов добиться успеха. Согласно анализу, опубликованному в 2015 году и охватившему более 16 000 студентов высшего государственного образования, среди учащихся, использующих открытые материалы, результаты либо равны, либо превышают результаты учащихся, использующих традиционные методы образования. (Лейн Фишер, Джон Хилтон, Т. Джаред Робинсон и Дэвид Уайли: « Мульти-институциональное исследование влияния открытых учебников на результаты обучения студентов университета», Журнал компьютеризации высшего образования, 2015 г.). (A multi-institutional study of the impact of open textbook adoption on the learning outcomes of post-secondary students2015).

В-четвертых, можно констатировать то, что благодаря открытым образовательным ресурсам, процент студентов, благополучно окончивших обучение, растет. Согласно данным, собранным в TidewaterCommunity College (Virginia, NDLT), результаты студентов из различных дисциплин, использующих ООР, оказались на 11% лучше, как по количеству закончивших образование, так и по успеваемости. (Лейн Фишер, Джон Хилтон, Дэвид Уайли и Линда Уильям: «Сохранить мотивацию для получения диплома: ООР и показатели результативности», Международный обзор исследований в области открытого и распределенного обучения 2016 г.). (Maintaining momentum toward graduation: REL and the course throughput rate, The International Review of Research in Open and Distributed Learning 2016).

Иными словами, когда учащимся предоставляется доступ ко всем возможным образовательным ресурсам, необходимым, чтобы достигнуть цели, они доводят процесс обучения до успешного окончания.

В-пятых, с момента ввода ООР учащиеся и преподаватели могут использовать открытую образовательную методику. Это «практики, основанные на сотрудничестве, предполагающие создание и многократное использование ООР, а также педагогические методики, основанные на участии, обучении в паре, создании и взамином обмене знаниями и повышении независимости учащихся». Такое определение дает Катрин Кронен  в статье «Открытость и практика: изучение использования открытых образовательных методов в высшем образовании», » (Openness and Praxis: Exploring the Use of Ppen Educational Practices in Higher Education) опубликованной  в Международном обзоре исследований в области открытого и распределенного обучения (The International Review of Research in Open and Distributed Learning) в 2017 году. Таким образом, студенты сами становятся создателями знаний, так как они могут обновлять и совершенствовать ООР по ходу обучения.

Политическая поддержка

На правительственном уровне поддержать открытое образование можно очень простым способом: достаточно официального требования, чтобы образовательные ресурсы, финансируемые общественными фондами, были опубликованы под свободными лицензиями.

Для этого следует ввести в существующие системы финансирования образовательных ресурсов (субсидии, контракты и т.д.) обязательства доступности на условиях свободных лицензий, тем самым превращая их в ООР и выводя из «закрытого» в «открытое» пространство все ресурсы, финансируемые государством. Это особенно действенный аргумент в сфере образовательной политики.  Поскольку образовательные ресурсы финансируются обществом, то оно должно иметь легальное право на их использование без всяких дополнительных расходов. Общество также должно иметь право модифицировать эти ресурсы, и приспосабливать их к местным потребностям.

Все это кажется совершенно логичным, однако пока не является правилом. К сожалению, ресурсы, тщательно разработанные при помощи общественных средств, чаще всего выводятся на рынок таким образом, что доступ к ним предоставляется только тем, кто готов платить за них еще один раз. Однако, зачем вынуждать своих граждан к дополнительным расходам?

Правительства, фонды и образовательные учреждения могут и обязаны наладить политику открытого доступа, требуя перехода к свободной лицензии всех образовательных ресурсов, создание которых они профинансировали. Строгие политические меры сделают обязательным наличие свободных лицензий и смогут обеспечить четкое определение прав, в идеале основанных на выборе лицензии «С указанием авторства» Creative Commons (Attribution CC BY), что позволит всем желающим любое использование данных материалов при условии указания имени автора.

 К счастью, пример такой политики уже существует. В июне 2012 года в штаб-квартире ЮНЕСКО прошел Всемирный Конгресс по Открытым Образовательным Ресурсам, по итогам которого была опубликована «Парижская Декларация 2012 года об Открытых Образовательных Ресурсах », призывающая правительства «поощрять предоставление открытых лицензий образовательным материалам, созданным на средства общественных фондов». Я счастлив, что многие государства уже последовали этой рекомендации.

 В заключение, нашей целью является развитие ООР на всех уровнях образования, по всем предметам и на всех языках, их адаптация к местным потребностям и финансование, необходимoе для их создания и регулярного обновления. Для этого требуется, во-первых, осознание важности и систематическая поддержка ООР и во-вторых, широкое применение открытых образовательных лицензий. Необходимо, чтобы преподаватели прониклись идеей открытого доступа к образовательным ресурсам, а мы изменили финансовые правила, чтобы иметь доступ к полному объему образовательных ресурсов, созданных на общественные средства. Только тогда, мы наконец сможем жить в мире, где каждый человек будет иметь доступ к желаемому образованию.

Эта статья, опубликованная по международной лицензии Attribution 4.0  Creative Commons, «Курьер ЮНЕСКО» приурочена к Второму Всемирному конгрессу по вопросу открытых образовательных ресурсов, который открывается 17 сентября 2017 года в Любляне, Словения. 

 

Кэйбл Грин

Кэйбл Грин (США) руководит службой «Открытого Образования» в организации Creative Commons, которая объединяет более 500 исследователей, активистов и экспертов в юридической, образовательной, научной, музеологической и стратегической сферах, а также волонтеров в рамках всемирной сети, присутствующей в 85 странах.



Другие статьи автора: Грин Кейбл

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба