Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №2, 2019

Ванесса Ахиллес
Йезд: в симбиозе с пустыней

cou_02_19_ich_web.jpg

Доулат-Абад, один из самых старинных садов Йезда, Иран, впечатляет своими бассейнами и фонтанами.

Такие понятия, как город и культурная традиция, могут казаться противоречивыми. Как правило, города олицетворяют собой современность, новый образ жизни и многочисленные перспективы. Города видятся нам всегда обращенными в будущее. Традиции же воспринимаются скорее обращенными в прошлое, и даже обременительными. Некоторые считают, что, учитывая относительно низкую отдачу, охрана наследия требует излишне много времени и затрат.

Однако традиции живы. Они передаются из поколения в поколение и постоянно развиваются, позволяя обществу удовлетворять новые потребности и приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Они способны – причем намного больше, чем мы можем себе представить – помочь нам найти решения современных проблем, адаптированные к местной специфике.

Иранские кяризы

Наглядным подтверждением тому служит древний город Йезд в центральном Иране – плод изобретательности своих жителей, веками нарабатывавших мастерство и технологии, необходимые для жизни в симбиозе с пустыней. Суровые природные условия стали для них источником вдохновения, выразившегося в архитектуре и особенно в замысловатом городском планировании.

Элегантные глиняные постройки устояли перед натиском времени и экстремальных погодных условий, обеспечив историческому городу место в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, куда он был внесен в 2017 году. Несмотря на засушливый климат, здесь развито сельское хозяйство, в котором занята значительная часть населения города и близлежащих районов. Достичь этого удалось благодаря сохранению в рабочем состоянии тысячелетней инфраструктуры − кяризов.

Кяризы – это изобретенная тысячи лет назад уникальная система каналов, служащая для забора воды из подземных источников. Такие гидротехнические системы получили распространение во многих районах Ближнего Востока и Средиземноморского бассейна. Выкопанные под уклоном подземные галереи собирают воду из водоносных горизонтов, а прорытые на равном расстоянии друг от друга колодцы обеспечивают вентиляцию и перемещение работников, инструментария и строительных отходов. Эта технология выдержала испытание временем и остается образцом устойчивой эксплуатации грунтовых вод.

В настоящее время в Иране действует 37 тыс. кяризов, обеспечивающих 11 % потребностей страны в воде. После строительства в 1961 году системы водоснабжения они используются главным образом для орошения. Земледельцы поддерживают устойчивую работу системы за счет разумного распределения воды, с учетом имеющихся запасов, между требующими обильного полива фермерскими хозяйствами и более умеренными потребителями этого ресурса – садами. Золотое правило состоит в том, что адаптироваться к имеющимся водным ресурсам должны люди, а не наоборот.

Кяризы – не просто дошедшая до наших дней древняя инфраструктура. В условиях пустыни разведка водных ресурсов и управление их эксплуатацией имеют решающее значение, и потому общины прилагают значительные усилия для передачи этой жизненно важной технологии из поколения в поколение, для ее совершенствования и адаптации к меняющимся реалиям. Местная социальная структура строилась, во многом опираясь на принципы совместного пользования, владения и распределения водных ресурсов. Однако в наши дни с целью упрощения процесса принятия решений на смену традиционным общим собраниям пришел совет управления кяризами.

Сохранение ноу-хау

Профессия моканни (moqanni) – специалистов по обслуживанию системы – также претерпела изменения. В прошлом умения правильно расположить колодцы, извлечь грунт, строить, чистить и ремонтировать колодцы и галереи, а также все секреты регулирования воды в каналах передавались от отца к сыну. Однако вот уже около 15 лет в этой сфере можно получить образование: начиная с 2005 года в городе Тефт, примерно в 20 км к югу от Йезда, предлагается специальный двухгодичный курс обучения. Студенты изучают не только теорию, но и практику, осваивая все премудрости работы в пустыне под руководством знатоков традиций. Профессия получила еще одно признание: эксперты моканни теперь могут получать от Министерства юстиции разрешение, которое дает им право улаживать споры, возникающие в связи с эксплуатацией кяризов.

Безусловно, управление водными ресурсами в подобных Ирану пустынных регионах представляет собой чрезвычайно сложную задачу. В последние десятилетия в целях удовлетворения потребностей экономики и растущего населения были разработаны новые методы эксплуатации и совместного пользования водными ресурсами. Современная инфраструктура может вступать в противоречие с традиционными системами, что в худших случаях приводит к дефициту воды.

Тем не менее, кяризы и связанные с ними знания по-прежнему являются основой городского планирования Йезда и неотъемлемой частью новых проектов. В связи с этим в дополнение к традиционной системе были созданы институциональные механизмы управления и обеспечения водной безопасности. Управление кяризами осуществляют три правительственных учреждения, а действующий под эгидой ЮНЕСКО Международный центр по вопросам кяризов и исторических гидротехнических сооружений занимается его научным обеспечением и укреплением потенциала в области водных ресурсов.

Культурный багаж населения

Йезд представляет собой яркое доказательство того, что нематериальное культурное наследие может содержать в себе готовые нестандартные решения, адаптированные к местным условиям, либо подсказать пути их выработки. Опираясь при разработке стратегий на местный опыт и в полной мере используя свои культурные ресурсы, город может более эффективно привлекать население к участию в проектах в области развития. Безусловно, это требует, во-первых, повышения ценности живого наследия посредством соответствующих мероприятий по его охране и, во-вторых, активного взаимодействия с носителями традиционных знаний.

Успех и процветание городов зависят от деятельности их жителей и культурного обмена между ними. Все они – и исконные обитатели, и новоприбывшие – обладают собственным культурным багажом и привносят его в городскую среду. Их знания, верования, традиции, обычаи и мировосприятие – все это определяет самобытность городского населения, их взаимоотношения с окружающими – а значит, и облик самого города.

Ванесса Ахиллес (Франция), независимая исследовательница и писательница



Другие статьи автора: Ахиллес Ванесса

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба