Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » ю№2, 2019

Обратная сторона медали
Просмотров: 116

 

cou_02_19_mayors_web.jpg

Гигантский пикник, организованный в 2017 г. на границе США с Мексикой французским художником JR.

Недавний опрос, в котором приняли участие мэры более сотни городов США, показал, что гостеприимство города по отношению к мигрантам во многом зависит от желания муниципальных властей защищать права новых жителей города и оказывать им поддержку, несмотря на ужесточение федеральной иммиграционной политики.

Кэтрин Левин Айнстайн

В июне 2018 года в город Торнилло (Техас, США) прибыла двухпартийная делегация(link is external), в состав которой вошли главы американских городов и председатель Конференции мэров США (структуры, объединяющей мэров наиболее крупных американских городов) Стив Бенджамин. Целью делегации было выражение протеста против политики разлучения семей, принятой администрацией президента США Дональда Трампа. Помимо этого, в апреле 2017 года главы городов независимо от их партийной принадлежности выпустили совместное обращение с призывом реформировать иммиграционную политику(link is external), а в октябре 2018 года выразили свое общее несогласие с предложением об ужесточении правил(link is external), предполагающих отказ в получении виз и грин-карт малоимущим мигрантам по причине полагающихся им в таком случае неденежных льгот. Эти совместные заявления тем более примечательны, что объединили представителей оппозиционных партий, чьи взгляды на миграционный вопрос обычно диаметрально противоположны.

Несмотря на активную общественную деятельность мэров, добиться реформ в иммиграционной политике усилиями на местном уровне далеко не просто – в частности, потому, что в кругах мэров наблюдаются серьезные разногласия в этом отношении. В 2017 и 2018 годах наша команда, занимающаяся проектомMenino Survey of Mayors(link is external) в рамках Инициативы Бостонского университета в области городов(link is external), опросила более сотни мэров населенных пунктов с населением более 75 тыс. человек с целью узнать точки зрения по вопросам, связанным с иммиграцией, расой, расизмом и пр. И если в обращениях Конференции мэров представители противоборствующих партий проявили удивительное единогласие, то опрос выявил резкие расхождения в их мнениях. Так, за предоставление доступа к муниципальным услугам всем мигрантам вне зависимости от их правового статуса высказались 86 % мэров-демократов и лишь 29 % мэров-республиканцев.

Кроме того, даже те градоначальники, которые не поддерживают иммиграционную политику администрации президента, высказывают сомнения относительно своей способности противостоять ей. Лишь 31 % мэров уверены, что могут эффективно противодействовать федеральной иммиграционной политике или принять достаточные меры по ее смягчению. Для сравнения, отвечая на аналогичный вопрос в отношении федеральных инициатив в области охраны правопорядка, 74 % глав городов указали, что могут реально содействовать их отмене. Такие различия вполне объяснимы: если полномочия по решению многих вопросов были переданы органам местного самоуправления штатов и городов, то иммиграционная политика по-прежнему находится под жестким контролем федеральных властей.

Не исключено, что на уровне штатов будут приняты новые законы, которые еще больше сократят политическую автономию городов. Во многих штатах уже сейчас рассматриваются законопроекты, направленные против так называемых городов-убежищ*, хотя в ряде штатов проводится политика, открыто поддерживающая такие города. Губернатор Техаса – демографическая ситуация которого в последние десятилетия существенно изменилась в связи с притоком мигрантов – подписал закон, ставящий целью искоренить города-убежища в своем штате. В соответствии с этим законом начальники полиции и руководители местного уровня привлекаются к ответственности по обвинению в административном правонарушении в том случае, если они игнорируют ордеры иммиграционного ведомства на задержание подлежащих депортации иностранных граждан.

Даже в тех штатах, где муниципальные органы власти располагают большей свободой действий, города сталкиваются с серьезными препятствиями. Зачастую они испытывают острую нехватку бюджетных средств, а привлечь дополнительные ресурсы им не позволяют установленные властями штата ограничения в области налогообложения и государственных расходов.

Вместе с тем в распоряжении мэров имеется целый спектр политических мер, способных заметно улучшить положение мигрантов на местном уровне – в частности, что касается мер правоохранительного характера. Так, во многих штатах муниципалитеты могут решить не исполнять те или иные аспекты федерального иммиграционного законодательства, становясь городами-убежищами. В обращении(link is external)Конференции мэров США от 25 января 2017 года указано, что «местные отделения полиции всячески стремятся к укреплению и поддержанию доверия к себе со стороны всех членов местного сообщества, включая мигрантов. Проживающие в наших городах мигранты должны доверять полиции и городским органам власти».

Города также могут принимать меры по формированию более гостеприимного облика властей. В частности, они могут создавать специальные службы, занимающиеся интеграцией мигрантов, предоставлять муниципальные услуги на различных языках, вести информационно-разъяснительную работу в иммигрантских сообществах и нанимать персонал из различных слоев населения.

Разобщенность внутри городов

Мэры и городские власти также могут проводить политику, повышающую общедоступность и качество муниципальных услуг для представителей как иммигрантских, так и неиммигрантских сообществ. Города США отличаются высокой степенью разобщенности: белое население и лица с другим цветом кожи – африканского, азиатского и латиноамериканского происхождения – проживают в различных, обособленных районах. К примеру, если бы проживающие в Бостоне(link is external) латиноамериканцы решили равномерно распределиться по всему городу, 60 % из них пришлось бы покинуть места своего текущего проживания.

Расовая и этническая сегрегация ведет к тому, что бедные слои населения, сталкивающиеся с разного рода социально-экономическими лишениями, сосредотачиваются в одном месте. Такая концентрация нищеты влечет за собой целый ряд негативных последствий социального и экономического характера, включая сокращение возможностей для трудоустройства и рост преступности. В таких районах, как правило, отмечается низкое качество муниципальных услуг.

Пренебрежение неблагополучными районами происходит по множеству причин. Во-первых, обитатели таких районов реже обращаются к властям за помощью. Они с меньшей готовностью тратят время на обращения к органам власти и склонны считать, что их просьбы в любом случае останутся без внимания. Политики, в свою очередь, более охотно удовлетворяют запросы обеспеченной части своего электората и, соответственно, чаще игнорируют обращения, поступающие из неблагополучных общин. Со временем последствия такого отношения лишь усугубляются, и решить проблемы этих районов становится все труднее.

Более того, зачастую мэры не желают признавать наличие дискриминации и неравенства в предоставлении муниципальных услуг. Только 19 % градоначальников полагают, что иммигранты в их городах становятся объектом дискриминации. Более 80 % мэров от обеих политических партий считают, что качество таких услуг, как общественный транспорт, уборка улиц и благоустройство парков, в их городах одинаковое для белого и для цветного населения. Однако для того, чтобы разработать и принять конкретные меры по ликвидации неравенства и дискриминации необходимо прежде всего признать, что такая проблема есть.

Это вовсе не значит, что мэры абсолютно всех городов отказываются видеть расовое неравенство и принимать меры по его искоренению. Как и в случае с предоставлением иммигрантам доступа к госуслугам, мнение на этот счет зависит от партийной принадлежности главы города. Среди мэров-демократов доля тех, кто признает наличие в их городах дискриминации по отношению к иммигрантам, на 20 % процентов больше, чем у их оппонентов-республиканцев. В целом, в зависимости от конкретного аспекта политики, демократы на 20-50 % больше республиканцев склонны полагать, что получить доступ к таким социальным и общественным благам, как трудоустройство, здравоохранение и правосудие, белому населению легче, чем цветному. Хотя с символическими актами протеста против иммиграционной политики Трампа выступают мэры всех партий, демократы гораздо чаще оказывают нелегалам реальную поддержку, не отрицают существование в своих городах дискриминации по отношению к мигрантам и признают, что доступ к базовым общественным, социальным и экономическим благам во многом зависит от расовой принадлежности потребителя.

В заключение можно отметить, что отношение к иммигрантам в США и доступность для них тех или иных услуг крайне неоднородны и в большой степени связаны с политической линией муниципальных властей. Если одни (преимущественно демократы) принимают активные меры по созданию гостеприимного климата и устранению неравенства, то другие – будь то по причине имеющихся ограничений или предвзятого отношения к иммигрантам – предпочитают этого не делать.

 

* Городами-убежищами называют города, стремящиеся защищать права всех своих жителей, включая нелегальных иммигрантов, и предоставлять им основные услуги. В США такие города оказывают поддержку нелегальным иммигрантам, не причастным к преступной деятельности, препятствуя их задержанию и депортации федеральными властями.

ФотоJR(link is external)

Кэтрин Левин Айнстайн

Доцент кафедры политических наук Бостонского университета Кэтрин Левин Айнстайн(link is external) защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Государственное управление и социальная политика» в Гарвардском университете. Ее работы, посвященные муниципальной политике, расовой и этнической политике и национальной политике США, неоднократно публиковались в целом ряде научных журналов.

Архив журнала
№3, 2019ю№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба