Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №2, 2021
Казалось бы, все представители молодого поколения, рожденные в цифровую эру, должны в совершенстве владеть новыми технологиями. Увы, этот стереотип далек от истины. Возможности к освоению информационных технологий у подростков весьма и весьма различаются и в большой степени зависят от среды, в которой они росли, и от их ближайшего окружения.
Сью Беннетт
Преподаватель факультета искусств, обществоведения и гуманитарных наук Уоллонгонгского университета (Австралия)
Идея, согласно которой все представители современной молодежи являются специалистами в цифровых технологиях, впервые прозвучала около двадцати лет назад. Американский писатель Марк Пренски предложил использовать по отношению к этой возрастной категории термин «цифровые аборигены», другие называют их «цифровым», «сетевым» или «смартфонным» поколением. Считается, что нынешняя молодежь, с рождения вращающаяся в цифровой среде, принципиально отличается от своих предшественников: для нее характерна многозадачность, более низкая способность удерживать внимание, стремление к интерактивности и предпочтение к получению информации из визуальных источников. На основе этого выдвигались заявления, что данные особенности требуют кардинальных изменений в работе образовательных и других структур.
Однако такие утверждения не имели достаточного научного обоснования, и начиная с середины 2000-х годов этим вопросом активно занялись ученые. Во всем мире стали проводиться исследования того, как дети и молодые люди используют технологии в учебе и быту. Были организованы масштабные опросы с целью узнать, какими устройствами, приложениями и платформами они пользуются и с какой частотой. В рамках более узконаправленных исследований изучался вопрос взаимодействия с информационными технологиями в школах, вузах, домашней обстановке и внутри общин.
Эти многочисленные исследования подводят к одному и тому же выводу: понятие «цифровое поколение» является слишком обобщенным. Манера использования технологий у молодых людей весьма разнородна, а сравнительный анализ с другими поколениями не выявил у них особых и одинаковых для этой возрастной группы способностей. Лица более старшего возраста также могут осваивать новые технологии и с успехом это делают.
Более того, было обнаружено, что социально-экономические факторы играют решающую роль в формировании цифровых навыков — которые, в свою очередь, отражаются на возможностях в плане образования, трудоустройства и социальных связей. Так, проведенное в 2007 году в Великобритании исследование 1500 человек в возрасте от 9 до 19 лет показало, что в семьях с доходом выше среднего качество интернет-соединения, как правило, выше, что позволяет чаще пользоваться цифровыми устройствами и ведет к более высокому уровню владения ими. По итогам аналогичного исследования, проведенного в 2008 году в США среди молодых людей 18–26 лет, был сделан вывод о том, что для лиц с более высоким уровнем образования характерна такая сетевая активность, которая способствует их саморазвитию.
Эти тенденции отражены в докладе Организации экономического сотрудничества и развития, вышедшем в 2015 году под заголовком «Учащиеся и новые технологии» (англ. Students, Computers and Learning). В нем отмечается, в частности, что если материально-технические возможности улучшились для всех групп населения, то молодежь из более благополучной среды склонна проводить время в интернете с пользой для себя, расширяя свои знания. Это указывает на существование разрыва между теми, кто научился эффективно использовать информационные технологии себе на благо, и теми, кто этого сделать не смог.
Следует избегать обобщений и предвзятых суждений относительно молодежи и цифровых технологий. Безусловно, эпоха, в которую мы растем, накладывает на нас свой отпечаток, и идея о наличии у каждого поколения общих черт выглядит очень заманчивой. Однако она не отражает всего разнообразия факторов, обусловливающих наше развитие и жизненные шансы. Приписывать людям определенные качества, исходя только из их возраста, — значит не учитывать различия между людьми и закрывать глаза на имеющиеся проблемы и неравенство.
Если мы перестанем мыслить стереотипами и обеспечим себе более детальное представление о положении вещей, мы сможем лучше понять взаимосвязь между социально-экономическими условиями и владением технологиями и между цифровой грамотностью человека и его жизненными возможностями.
Доступ к технологиям не является одинаковым для всех. Ввиду снижения их стоимости все больше молодых людей получают в свое распоряжение и даже в собственность различные устройства, но для их полноценного использования необходимо качественное интернет-соединение. События последнего года столкнули нас с реальностью: в семьях с хорошим материально-техническим обеспечением переход на дистанционное обучение и удаленную работу прошел гораздо легче, чем в семьях с низким уровнем технической оснащенности и ограниченными возможностями подключения. Ограничения в передвижении и закрытие общественных мест привели к тому, что многие люди лишились бесплатного беспроводного доступа в интернет и высокоскоростной связи в учебных заведениях и на рабочем месте.
Социальная среда также является важным фактором использования цифровых технологий. Отношение к ним молодых людей во многом формируется под влиянием того, как члены их семьи, учителя и друзья используют технологии в обучении, работе и в свободное время. Пандемия COVID-19 показала нам, насколько мы зависим от экранов, и подчеркнула, что качественное соединение и возможность эффективно использовать социальные сети являются неоспоримыми преимуществами.
В действительности роль технологий в обучении, профессиональной жизни, социальной активности и досуговой деятельности растет уже давно. Массовый переход к удаленной работе и учебе и общению через интернет только ускорил этот процесс, последствия которого для подрастающего поколения будут еще более заметными.
В конечном итоге «цифровая деятельность по умолчанию» лишь сделала существующую проблему неравенства более выпуклой. В этой связи мы должны приложить все усилия для того, чтобы создать более инклюзивную цифровую среду для всех слоев населения и всех возрастов.