Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №2, 2021
Если еще несколько лет назад слова «инфлюенсер» никто не слышал, то сегодня этот престижный статус привлекает к себе все больше молодых африканцев. В свою очередь, воздействием интернет-кумиров на молодежь стремятся воспользоваться коммерческие компании.
Кесия Эбале
Журналистка из Киншасы (Демократическая Республика Конго)
Год назад никому не известная Эльза Маджимбо вела тихую жизнь, обучаясь на факультете журналистики в Найроби. Когда в Кении, как и на половине земного шара, был введен карантин, она, желая разнообразить монотонное течение жизни в самоизоляции, начала записывать и выкладывать в Instagram юмористические скетчи. Видеоролики, в которых Эльза с пачкой чипсов в руке рассказывает смешные шутки, стали стремительно набирать аудиторию, и за короткое время 18-летняя студентка превратилась в настоящую звезду африканского интернета.
На ее ролики, которыми в социальных сетях поделились десятки миллионов человек, обратила внимание даже популярная певица Рианна, что стало для молодой юмористки дополнительной рекламой. Сегодня канал Эльзы насчитывает 2,2 млн подписчиков, а недавно она заключила соглашение о сотрудничестве со знаменитым итальянским дизайнером одежды Валентино.
Всего за несколько месяцев Эльза стала в Восточной Африке тем, кого сегодня называют модным словом «инфлюенсер». Более того, она присоединилась к когорте «создателей контента», сумевших превратить свою популярность в Instagram, YouTube или Twitter в источник дохода. Такие темы, как мода, музыка, юмор, приготовление еды и красота, интересуют наибольшее число людей, а значит, могут принести наибольшую прибыль. На африканском континенте, где в последние годы наблюдается настоящий смартфонный бум, стать инфлюенсером мечтает все больше молодых людей, прельщенных перспективой купаться в лучах интернет-славы. И, кто знает, стать одним из немногих счастливчиков, которым удается заработать на этом состояние.
«Профессия» инфлюенсера, хотя и появилась совсем недавно, уже претерпела изменения. Если первые звезды соцсетей зачастую требовали перемен в обществе, то сегодня они не прочь получить поддержку местных или международных компаний, будь то провайдеры, гостиничные сети, авиакомпании и пр. «Инфлюенсеры, появившиеся в «Твиттере» в 2010 годы, начинали свой путь с выступлений за всеобщий доступ к интернету и осуждений цифрового разрыва. Например, одна из наиболее популярных блогеров Кот-д’Ивуара Эдит Бру (Edith Brou) сначала освещала политический кризис 2010 года», — рассуждает основатель и генеральный директор абиджанского агентства интернет-маркетинга Totem Experience Кахи Лумумба.
Цифровые платформы и сегодня используются в качестве трибуны для общественных выступлений и борьбы с неравенством, дискриминацией и изменением климата, и этому способствует ряд частных компаний. «Электроэнергетическая компания Кот-д’Ивуара ежегодно награждает лучших учеников страны и привлекает инфлюенсеров к распространению информации об этой инициативе,— продолжает Кахи Лумумба. — Мы также сотрудничали с Международной организацией по миграции, чтобы привлечь внимание молодежи к вопросам, связанным с нелегальной миграцией».
Однако все чаще популярностью интернет-кумиров пытаются воспользоваться коммерческие организации, желающие заинтересовать в своей продукции молодых пользователей соцсетей. Агентство Totem Experience помогает брендам, которые хотят прорекламировать свои товары или услуги, наладить сотрудничество с инфлюенсерами, имеющими большое количество поклонников. К примеру, полтора десятка из них недавно разместили в своих аккаунтах постановочные видеоролики, в которых доставщики приносят им их заказы. Цель — скрытая реклама нового приложения для доставки на дом, которое начало работать на территории Абиджана. «Это позволяет предприятиям увеличить продажи и закрепить положительный имидж в сознании клиентов», — подытоживает молодой владелец компании, которая планирует в ближайшее время расширить штат с 30 до 50 сотрудников.
Как правило, блогерам платят за размещение в сети фотографий или видео с рекламируемой продукцией. К основной сумме могут добавиться проценты, размер которых растет с числом переходов по ссылке компании. Блогеры, специализирующиеся на моде, путешествиях и туризме, могут получать преимущества в натуральной форме, к примеру, в виде одежды или бесплатного проживания в отелях, о которых они, со всей очевидностью, должны рассказать своим подписчикам в социальных сетях.
Определить точное число африканских блогеров, которым дохода от аккаунта в интернете достаточно для существования, непросто, но можно с уверенностью утверждать, что их весьма немного. Большинство же параллельно занято на другой работе. Лучше всего ситуация складывается для певцов, юмористов и фэшн-блогеров. На сайте StarNgage можно найти перечень самых популярных Инстаграм-аккаунтов в любой стране мира. Так, в Нигерии — самой густонаселенной африканской стране — на вершине рейтинга находится поп-звезда Йеми Аладе с 12,3 млн подписчиков. Во франкоговорящих странах Западной Африки один из популярных каналов носит название «Дуду делает видео» (фр. Dudu fait des vidéos). Его владелец, молодой сенегалец по имени Мухамаду Ндьяйе, получивший известность благодаря своим видеозарисовкам жизни в Дакаре, заключил соглашение о сотрудничестве с крупным африканским оператором сотовой связи, который в обмен на рекламу распространяет его ролики.
На другом конце континента южноафриканка Кефилве Маботе, на которую подписано 1,1 млн пользователей Instagram, завоевала себе репутацию эксперта в мире моды. Демонстрируя не только утонченный стиль, но и незаурядные деловые качества, она наладила партнерство с престижными международными брендами, а в минувшем году даже выпустила книгу под заголовком Influencer Deluxe («Инфлюенсер класса люкс»), где рассказывает свою историю успеха с первых шагов в Соуэто (Йоханнесбург, ЮАР) до получения всемирного признания в Милане (Италия).
Хотя на всем континенте наблюдаются схожие тенденции, между странами и даже регионами Африки есть существенные различия, в частности в отношении качества инфраструктуры и интернет-подключения. В этом плане инфлюенсеры напоминают простую истину, о которой столь часто забывают маркетологи: африканское общество не однородно, а многолико и разнообразно. Африка англоязычная, локомотивом которой являются Нигерия и Южная Африка, пока еще опережает в развитии Африку франкоязычную. Западная Африка, где выход в интернет имеет 36 % населения, идет на шаг впереди Центральной Африки, где доля «подключенного» населения составляет лишь 22 %.
Эксперты, однако, считают, что в ближайшие годы ситуация должна выровняться. «Как только качество инфраструктуры в Центральной Африке поднимется на должный уровень, перемены не заставят себя ждать», — уверен Кахи Лумумба. Особые надежды внук национального героя Демократической Республики Конго (ДРК) Патриса Лумумбы возлагает на динамичную, бурлящую жизнью Киншасу — крупнейший город во франкоязычной части континента. Он верит, что скоро такие популярные в ДРК Инстаграм-певцы, как Innoss'B, Газ Мауэте и Моиз Мбийе, появятся на афишах рядом с другими звездами социальных сетей, содействуя тем самым росту перспективного рынка инфлюенсеров в этой 80-миллионной стране.