Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №2, 2021

Чжан Иу
Китай: разные жизни поколения слэшеров

 

cou_02_21_wide_angle_chine_website.jpg

Недавняя работа Мо Гуйлина, вдохновением для которой послужил мультсериал «Губка Боб».

Слэшеры, молодые образованные горожане, прекрасно владеющие цифровыми технологиями, в отличие от старшего поколения не боятся осваивать несколько новых профессий сразу и идти за мечтой, рассказывая в социальных сетях о своем увлечении модой, хип-хопом или живописью.

Чжан Иу
Преподаватель китайской литературы в Пекинском университете, литературный критик и писатель, автор книги «Строгий и честный дух: глубинная сила китайского духа» (2016)

Стилист по образованию, 26-летняя Цзяцзя из китайской провинции Аньхой уже попробовала себя во множестве профессий: была моделью косметики, раздавала рекламные объявления, работала администратором на ресепшене и наборщицей текста на английском языке. Сегодня она — инфлюенсер с шестью миллионами подписчиков в социальной сети «Доуинь» (Douyin(link is external)), китайской версии платформы TikTok, предназначенной для коротких видеороликов. На своей странице она рассказывает о том, как создает рисунки на стенах. 

Когда Цзяцзя начала выкладывать видео в интернет, она лишь хотела продемонстрировать свою технику исполнения. Однако ее растущая популярность изменила все. Отныне художница, чье настоящее имя — Чжан Лицзя, называет себя Muralist Jiajia(link is external), а трансляция своей работы в режиме реального времени и общение с фанатами полностью занимают ее жизнь.

Цзяцзя — типичная представительница китайского поколения Z. Те, кто родился в 1996–2010 годах, окружены цифровыми устройствами с первых дней. Во многих отношениях их жизнь отражает стремительное развитие интернета в Китае в последние два десятилетия.

Для этого поколения, которое также называют зумерами, социальные сети являются основным средством коммуникации, развлечения и получения информации. Они же могут стать и прибыльным источником дохода. Общее количество просмотров видеороликов, посвященных искусству и творчеству, в «Доуинь» в декабре 2020 года достигло 2100 млрд, то есть превысило количество посещений нью-йоркского музея Метрополитен(link is external) в 2019 году примерно в 300 000 раз.

Рок, хип-хоп и керамика

Хип-хоп, мюзиклы, рок, керамика — вот лишь немногие из занятий, которые объединяют миллионы молодых людей в китайских социальных сетях «Доуинь»Bilibili(link is external)«Сяохуншу»(link is external) и WeChat(link is external).

Как и Цзяцзя, все больше молодых китайцев выбирают статус индивидуального предпринимателя, что позволяет им совмещать сразу несколько видов деятельности и ипостасей. Их называют «поколением слэшеров». Термин «слэшер», впервые употребленный журналисткой «Нью-Йорк Таймс» Марси Альбохер в 2007 году, получил распространение в Китае благодаря писательнице Сьюзан Куан и ее книге «Поколение слэшеров», опубликованной в 2016 году. Слэшер — это человек, считающий себя профессионалом в целом ряде областей, для перечисления которых он использует косую черту (/), по-английски — slash.

Для представителей поколения Z, выросших в период беспрецедентного экономического роста, характерен отход от ценностных ориентаций их предшественников. Независимость, свободный график, креативность и дух предпринимательства привлекают нынешнюю молодежь гораздо больше, чем постоянная работа в госучреждениях, стабильный заработок и социальные льготы — путь, которым следовали старшие поколения.

Согласно докладу государственного информационного агентства Синьхуа за 2019 год, в Китае более 80 млн слэшеров — и, вероятно, их число будет расти. Большинство из них — жители городов, которые получили хорошее образование, разбираются в международной повестке, могут выбирать, чем им заниматься, и прекрасно владеют цифровыми технологиями. Этот стиль жизни стал настолько популярным, что в 2019 году в городе Сиань прошел фестиваль слэшеров.

Рост популярности гочао

Мо Гуйлин(link is external), дипломированный специалист по визуальным коммуникациям и фотограф-фрилансер, — один из поколения слэшеров. Часть своего времени он посвящает созданию скетчей у себя дома — например, перевоплощается в Мистера Бина (героя британского сериала 1990-х годов с Роуэном Аткинсоном в главной роли) или оклеивает стены своей комнаты газетной бумагой и снимает об этом видео.

Первый ролик Мо получил 2,2 млн «лайков» и стал настоящим хитом в «Доуинь». Его успех вдохновил Мо на создание новых видео, навеянных как его жизнью, так и поп-культурой — японским аниме и американскими фильмами. Его оригинальные фотографии и видео вызывают смех, но в то же время заставляют задуматься.

С темой традиционного культурного наследия работают и другие блогеры. Одна из главных тенденций массовой культуры в Китае — это распространение гочао, китайских брендов модной одежды в ретро-стиле. Рост популярности «китайского стиля» (а именно так переводится гочао) способствовал развитию местных марок одежды, а с ними — и всей индустрии моды.

Двухтысячелетняя цитра

Китайские зумеры и инфлюенсеры интересуются богатством культурного наследия своей страны и много рассказывают о нем. 25-летняя Пэн Цзинсюань(link is external) из Уханя — одна из них. С 2017 года она живет во Франции и учится в магистратуре по музыковедению в университете Бордо-Монтень.

Когда Пэн поняла, что за пределами Китая почти неизвестны традиционные китайские музыкальные инструменты, она захотела сделать так, чтобы люди во всем мире узнали, как звучит гучжэн — щипковый инструмент из семейства цитры, изобретенный в эпоху династии Цинь более 2000 лет назад. 

Пэн, одетая в традиционный костюм ханьфу, начала выступать у здания оперного театра Бордо. Она записывает свою игру на гучжэне и исполняет музыку в разных местах, уже сыграв у подножия Эйфелевой башни, на берегу Женевского озера и на свадьбе во французском замке.

Страница Пэн в сети «Доуинь» насчитывает более 7,7 млн подписчиков. «Когда я слышу, как мне аплодируют в конце представления, я всегда чувствую гордость за свою страну», — призналась девушка изданию «Чайна дейли»(link is external) в апреле 2020 года.

Связанные со всем миром благодаря интернету, представители китайского поколения Z более открыты и коммуникабельны. Многие из них часто путешествуют. Как и их ровесников из других стран, их беспокоит состояние окружающей среды и изменение климата, благополучие уязвимых групп населения и животных. И, как молодежь во всем мире, они жаждут социальных перемен. Молодые китайцы участвуют в общественной жизни и занимаются волонтерством. Рост интереса к традиционной культуре и изменение образа жизни свидетельствуют о том, что к их голосу действительно прислушиваются. Есть все основания полагать, что их желание жить в более разнообразном обществе в будущем может исполниться.



Другие статьи автора: Иу Чжан

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба