Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №2, 2021
За последние два десятилетия внимание молодежи с традиционных СМИ — телевидения, радио, печати — переключилось на цифровые. Однако дело не только в смене носителя: изменилось и само отношение к информации. Наглядный пример тому — страны Латинской Америки.
Мариана Соукетт
Журналистка из Каракаса (Венесуэла)
В свои пятнадцать Элиас Айг мечтает заниматься популяризацией науки. Этот подросток из города Лос-Текес в пригороде Каракаса начал с поиска информации на интересующие его темы на интернет-сайтах. Сейчас он также регулярно просматривает ленту в Twitter. «Это дает мне более глобальную картину происходящего», — объясняет он.
В 2018 году, в возрасте 12 лет, он создал блог La Noción de la procrastinación («Искусство прокрастинации»), в котором рассказывает о видеоиграх, науке, социальных сетях, кино и даже фейковых новостях. Теперь Элиас решил сосредоточиться на блоге и своем аккаунте в сети Twitter,
где у него уже более 4400 подписчиков. Для того чтобы установить более прямой контакт со своей аудиторией, он также начал вести подкаст на YouTube.
В своем отношении к информации Элиас — довольно типичный представитель своего поколения: активный интернет-пользователь, предпочитающий социальные сети традиционным СМИ, он также является и распространителем информации в интересующих его областях. Хорхе Идальго, президент Мексиканской ассоциации исследователей в области коммуникации, считает, что молодые люди постепенно «завладели» СМИ настолько, что превратили их в лабораторию по формированию идентичности и созданию общественного пространства. Они стали одновременно и потребителями, и производителями контента.
Политические, социальные и экономические темы, затрагиваемые в СМИ, продолжают интересовать молодых людей, но рассматриваются ими скорее как источник ответов на волнующие их вопросы, подчеркивает исследователь.
«Не вся молодежь одинаковая, — поясняет он. — Мы обычно представляем себе однородную, обезличенную группу, однако у некоторых молодых людей высок уровень политической осознанности и осведомленности, главным образом из-за того, что будущее вызывает у них озабоченность. Представить это будущее они могут в свете политической и экономической обстановки, своего семейного или профессионального окружения. Как будет жить моя семья? Каким будет мир, когда я закончу учебу? Такие вопросы толкают молодежь в социально-цифровые пространства», — продолжает эксперт.
Однако, как показывают результаты исследования, проведенного в 2020 году Научно-исследовательским институтом коммуникации Центрального университета Венесуэлы, политика и экономика интересуют молодежь намного меньше, чем спортивный и развлекательный контент.
Еще в одном исследовании института подчеркивается, что большим спросом у молодых людей пользуются сведения, касающиеся повседневной жизни, например, расписание городского транспорта или курс доллара. «Информация все чаще черпается из материалов, представляющих практический интерес. Если говорить о молодежи, такая смена модели привела к диверсификации источников информации либо замене традиционных СМИ на новые, недавно возникшие медиаформаты, в которых источником информации может стать даже один мем — например, сообщение в Twitter или подкаст», — поясняет преподаватель института Морелла Альварадо.
Традиционные СМИ пытаются адаптироваться к изменениям в привычках молодого поколения. Некоторые журналисты стремятся создавать для социальных сетей контент, подходящий для аудитории младше 30 лет. 23-летний Эвандро Алмейда из Бразилии, член Сети молодых журналистов стран Латинской Америки, отдает предпочтение форматам, интересным его ровесникам. Недавно он выпустил для платформ Instagram TV и YouTube серию видеоматериалов о латиноамериканцах, живущих в зонах военных действий и вооруженных конфликтов.
«Я создал ее специально для социальных сетей с целью заинтересовать молодых людей региона тем, что происходит в других странах, — рассказывает он. — Все выпущенные мной с 2019 года репортажи рассчитаны на то, чтобы привлечь новую аудиторию».
То же можно сказать и о 25-летней Ноэлии Эскивель, репортере интернет-издания La Voz de Guanacaste («Голос Гуанакасте»). Она все реже использует в качестве источника информации традиционные СМИ, предпочитая им новостную рассылку по электронной почте. Хотя, по ее словам, молодые люди в ее стране все чаще обращаются за информацией в социальные сети, она также признает, что для привлечения этой аудитории необходимо пойти дальше и разрабатывать новые, более креативные форматы. «Они очень много времени проводят в соцсетях, — отмечает она. — Именно там они находят информацию о друзьях, стране, своем регионе и мире».
Переход СМИ в цифровое пространство представляется вполне оправданным, если учесть данные доклада компании GlobalWebIndex за 2020 год, согласно которым уже 51 % опрошенных интернет-пользователей Латинской Америки признают, что используют социальные сети прежде всего для того, чтобы быть в курсе событий. Это еще одна причина развивать интернет в данном регионе в целях сокращения разрыва между теми, кто имеет широкий доступ к новостному контенту, и «информационно бедным» населением.