Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №2, 2021

Мариана Соукетт
Новые способы получения информации

 

За последние два десятилетия внимание молодежи с традиционных СМИ — телевидения, радио, печати — переключилось на цифровые. Однако дело не только в смене носителя: изменилось и само отношение к информации. Наглядный пример тому — страны Латинской Америки.

Мариана Соукетт
Журналистка из Каракаса (Венесуэла)

В свои пятнадцать Элиас Айг мечтает заниматься популяризацией науки. Этот подросток из города Лос-Текес в пригороде Каракаса начал с поиска информации на интересующие его темы на интернет-сайтах. Сейчас он также регулярно просматривает ленту в Twitter. «Это дает мне более глобальную картину происходящего», — объясняет он. 

В 2018 году, в возрасте 12 лет, он создал блог La Noción de la procrastinación(link is external)  («Искусство прокрастинации»), в котором рассказывает о видеоиграх, науке, социальных сетях, кино и даже фейковых новостях. Теперь Элиас решил сосредоточиться на блоге и своем аккаунте в сети Twitter(link is external),

где у него уже более 4400 подписчиков. Для того чтобы установить более прямой контакт со своей аудиторией, он также начал вести подкаст на YouTube

В своем отношении к информации Элиас — довольно типичный представитель своего поколения: активный интернет-пользователь, предпочитающий социальные сети традиционным СМИ, он также является и распространителем информации в интересующих его областях. Хорхе Идальго, президент Мексиканской ассоциации исследователей в области коммуникации, считает, что молодые люди постепенно «завладели» СМИ настолько, что превратили их в лабораторию по формированию идентичности и созданию общественного пространства. Они стали одновременно и потребителями, и производителями контента. 

Спорт и развлечения

Политические, социальные и экономические темы, затрагиваемые в СМИ, продолжают интересовать молодых людей, но рассматриваются ими скорее как источник ответов на волнующие их вопросы, подчеркивает исследователь. 

«Не вся молодежь одинаковая, — поясняет он. — Мы обычно представляем себе однородную, обезличенную группу, однако у некоторых молодых людей высок уровень политической осознанности и осведомленности, главным образом из-за того, что будущее вызывает у них озабоченность. Представить это будущее они могут в свете политической и экономической обстановки, своего семейного или профессионального окружения. Как будет жить моя семья? Каким будет мир, когда я закончу учебу? Такие вопросы толкают молодежь в социально-цифровые пространства», — продолжает эксперт. 

Однако, как показывают результаты исследования, проведенного в 2020 году Научно-исследовательским институтом коммуникации(link is external) Центрального университета Венесуэлы, политика и экономика интересуют молодежь намного меньше, чем спортивный и развлекательный контент. 

Еще в одном исследовании института подчеркивается, что большим спросом у молодых людей пользуются сведения, касающиеся повседневной жизни, например, расписание городского транспорта или курс доллара. «Информация все чаще черпается из материалов, представляющих практический интерес. Если говорить о молодежи, такая смена модели привела к диверсификации источников информации либо замене традиционных СМИ на новые, недавно возникшие медиаформаты, в которых источником информации может стать даже один мем — например, сообщение в Twitter или подкаст», — поясняет преподаватель института Морелла Альварадо.

В поисках новой аудитории

Традиционные СМИ пытаются адаптироваться к изменениям в привычках молодого поколения. Некоторые журналисты стремятся создавать для социальных сетей контент, подходящий для аудитории младше 30 лет. 23-летний Эвандро Алмейда из Бразилии, член Сети молодых журналистов стран Латинской Америки(link is external), отдает предпочтение форматам, интересным его ровесникам. Недавно он выпустил для платформ Instagram TV и YouTube серию видеоматериалов о латиноамериканцах, живущих в зонах военных действий и вооруженных конфликтов. 

«Я создал ее специально для социальных сетей с целью заинтересовать молодых людей региона тем, что происходит в других странах, — рассказывает он. — Все выпущенные мной с 2019 года репортажи рассчитаны на то, чтобы привлечь новую аудиторию».

То же можно сказать и о 25-летней Ноэлии Эскивель, репортере интернет-издания La Voz de Guanacaste(link is external) («Голос Гуанакасте»). Она все реже использует в качестве источника информации традиционные СМИ, предпочитая им новостную рассылку по электронной почте. Хотя, по ее словам, молодые люди в ее стране все чаще обращаются за информацией в социальные сети, она также признает, что для привлечения этой аудитории необходимо пойти дальше и разрабатывать новые, более креативные форматы. «Они очень много времени проводят в соцсетях, — отмечает она. — Именно там они находят информацию о друзьях, стране, своем регионе и мире».

Переход СМИ в цифровое пространство представляется вполне оправданным, если учесть данные доклада компании GlobalWebIndex(link is external) за 2020 год, согласно которым уже 51 % опрошенных интернет-пользователей Латинской Америки признают, что используют социальные сети прежде всего для того, чтобы быть в курсе событий. Это еще одна причина развивать интернет в данном регионе в целях сокращения разрыва между теми, кто имеет широкий доступ к новостному контенту, и «информационно бедным» населением. 



Другие статьи автора: Соукетт Мариана

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба