Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №2, 2021

Ю Ён Чжин
K-pop: лекарство от кризиса

 

cou_02_21_wide_angle_coree_website.jpg

Женская южнокорейская K-pop-группа Red Velvet.

В то время как пандемия привела в упадок целые направления культурной сферы, она ничуть не отразилась на успехе кей-попа — музыкального жанра родом из Южной Кореи, переросшего в мировую молодежную субкультуру.

Ю Ён Чжин
Независимая журналистка из Сеула (Республика Корея)

Сказать, что вышедшая в августе 2020 года песня «Динамит» южнокорейской K-pop-группы BTS мгновенно завоевала популярность — значит ничего не сказать. Это первое произведение группы, целиком исполненное на английском языке, буквально побило все рекорды. Уже в первые 24 часа после своего выхода оно набрало 101,1 млн просмотров на YouTube, а Министерство культуры, спорта и туризма Республики Корея оценило его вклад в экономику страны в более чем 1,4 млрд долларов.

Кей-поп — пожалуй, самый успешный из всех культурных продуктов, когда-либо экспортированных из Южной Кореи. Этот жанр ничуть не пострадал во время пандемии. Наоборот: его популярность в последние месяцы непреклонно росла, о чем свидетельствует успех онлайн-концертов K-pop-исполнителей. Так, недельное музыкальное онлайн-мероприятие KCON:TACT 2020, проведенное в июне 2020 года, посмотрело более 4 млн человек.

По данным Корейского агентства по вопросам креативного контента (KOCCA(link is external)), почти 40 % посетителей виртуальных концертов заявили, что готовы вновь приобрести на них билеты. Осознавая их огромный экономический потенциал, правительство Республики Корея выразило намерение выделить 29 млрд вон на строительство студии в целях поощрения организации других подобных мероприятий в будущем.

Всегда на связи

Лишенная развлечений вне дома южнокорейская молодежь стала еще больше времени проводить в интернете — единственном месте, где после введения карантина можно было получить доступ к культуре и информации.

В ходе опроса, проведенного консалтинговым агентством 20s Lab среди представителей поколения Z, 88,4 % респондентов признали, что во время пандемии стали чаще пользоваться цифровыми устройствами. При этом наибольшее предпочтение корейская молодежь отдает видеороликам на YouTube, стриминговым платформам и телепередачам.

Южная Корея входит в число стран с самым высоким уровнем распространения интернета — в 2018 году доля пользователей там превысила 95 % населения. Неудивительно, что 87 % молодых людей в возрасте от 20 до 29 лет не могут представить свою жизнь без интернета и социальных сетей, как показало исследование, проведенное платформой Statista(link is external) в 2019 году.

Около четверти молодых людей, опрошенных агентством 20s Lab в октябре 2020 года, были отнесены к категории «активных пользователей» — то есть таких, которые проводят в социальных сетях более трех часов в день. Было выявлено также, что разные интернет-платформы используются для различных целей. Так, Instagram служит для того, чтобы быть в курсе жизни друзей и делиться своими увлечениями, Facebook — для поиска и распространения полезной или интересной информации, а Twitter — для выражения собственных мыслей и настроения в течение дня.

Преподаватель факультета изящных искусств Университета «Хонгик» (Сеул) г-жа Минчон Кан утверждает, что поколение Z «хочет непрерывно быть на связи и выражать свое мнение» в социальных сетях.

Другая отличительная черта современной молодежи: молодые зрители делают выбор в пользу коротких видеороликов на связанные с реальностью темы, в то время как старшие поколения предпочитают контент большей продолжительности и преимущественно художественных жанров. В ходе своего исследования г-жа Кан также обнаружила, что более 80 % представителей поколения Z в Южной Корее используют YouTube в качестве основного источника информации.

Пережить изоляцию

Зажигательные клипы K-pop-групп не просто нравятся молодежи, но и оказывают на ее психическое состояние благотворное воздействие. По словам многих молодых людей, они помогли им пережить изоляцию и справиться с тревогой в связи с пандемией.

Индустрия развлечений быстро приспособилась к росту популярности музыкальных программ и короткоформатного видео. Так, благодаря контенту в жанре K-pop число подписчиков созданного в 2015 году канала Dingo Music на YouTube превысило 2,7 млн человек. На этом канале, нацеленном на аудиторию в возрасте с 18 до 24 лет, можно увидеть клипы самых модных южнокорейских музыкантов, включая таких авторов-исполнителей, как Хёна, Тхэмин и Ким Чонха.

Сегодня основной платформой Dingo Music является YouTube, но свои первые шаги в мире шоу-бизнеса эта медиакомпания делала в сети Facebook, специализируясь на так называемом «контенте быстрого потребления» или снэк-контенте — легких в создании одноминутных видеороликах. Как считает бывший продюсер Dingo Music Джей Ён, отчасти связывающий успех компании с ее быстрой адаптацией к популярным соцсетям, этот формат идеально подходит молодой аудитории, для которой характерна сниженная концентрация внимания.

Кей-поп также обеспечил рост прибыли для платных стриминговых сервисов. По данным Statista(link is external), самым популярным из них среди южнокорейской молодежи является музыкальная платформа Melon, а на втором месте — YouTube Premium. Согласно агентству 20s Lab, пользователи этой возрастной группы слушают музыку через интернет в среднем 137 минут в день.

На волне популярности этого музыкального жанра появились и новые социальные сети. Среди них — основанная на голосовом общении сеть Clubhouse, попасть куда можно только по приглашению. Установив специальное приложение, пользователи сети со всего мира могут виртуально общаться в режиме реального времени.

Новые тенденции в области потребления культуры, обусловленные огромным успехом K-pop-групп, наметились еще до вспышки коронавирусной инфекции, однако пандемия способствовала их усилению. И мы вряд ли ошибемся, если предположим, что они останутся с нами надолго.

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба