Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №3, 2017

Мари Анжелик Ингабир
С искусством в новую жизнь

 

cou_03_17_gac_01.jpg

Встреча молодежи из Камбоджи и Конго в ходе спектакля See you Yesterday («Увидимся вчера») на территории лагеря для беженцев в Кигеме, Руанда.
 
Компания Global Arts Corps (link is external) использует театральное искусство в качестве катализатора для людей, переживших вооруженные конфликты. С ее помощью люди могут наладить друг с другом диалог и исследовать свое прошлое, чтобы построить новое будущее. Так, на фестивале в Кигали молодая камбоджийская труппа выступила перед зрителями из Руанды и Конго, пострадавшими от военных конфликтов. Благодаря пониманию, толерантности и эмпатии актеры и аудитория вместе сделали шаг к преодолению серьезных душевных травм.

Мари Анжелик Ингабир

В июле 2016 года 19 молодых актеров из Камбоджи приняли участие в Ubumuntu Arts Festival, проходящем в Руанде. Премьера спектакля «Увидимся вчера» - уникального сочетания  театра, цирка и танца, прошла в здании мемориала Кигали. Во время спектакля молодые камбоджийцы – дети людей, переживших геноцид Красных Кхмеров (1975-1979), – выступали перед зрителями, прошедшими геноцид в Руанде.

В фестивале также приняли участие театральные труппы из 18 стран, в которых уже происходили вооруженные конфликты. Память о трагедии геноцида в Руанде (1994 г.), в котором погибло около миллиона человек, все еще сильна и, поэтому, для преодоления этой трагедии требуется провести серьезную работу.

Камбоджийская труппа входит в международную театральную компанию Global Arts Corps (GAC), члены которой стремятся объединить людей, проживающих на постконфликтных территориях, с помощью театрального искусства.

 «В процессе репетиции актеры пытаются услышать истории тех, кого они учились бояться, презирать и ненавидеть, и создать впоследствии из множества раздробленных версий одну единственную правдивую историю, понятную всем», - объясняет сооснователь и художественный руководитель GAC Майкл Лессак.

Лессак, широко известный американский деятель театра и кино - режиссер международного спектакля «Правда в переводе», посвященного деятельности южноафриканской Комиссии правды и примирения. Спектакль, созданный в сотрудничестве с южноафриканским театром Market Theatre, был показан в 26 залах 11 стран по всему миру, после чего Лессак и его жена Жаклин Бертран в 2009 году основали компанию Global Arts Corps.

Спектакли GAC уже были представлены в Руанде, Косово, Камбодже, Северной Ирландии и других странах. Компания надеется, что зрители, несмотря на совершенно разный жизненный опыт, смогут увидеть свое собственное отражение в историях других людей. На сегодняшний день такие спектакли уже были представлены в 17 странах на 4 континентах и собрали более 100 тысяч зрителей. А театральные мастерские, организованные GAC, имеют все большую популярность: в них приняли участие более 15 тысяч человек из стран, пострадавших от военных конфликтов.

GAC также тесно сотрудничает с неправительственным организациями и занимается обучением активистов, преподавателей и актеров, чтобы те могли продолжать реализовывать спектакли и после отъезда компании. Каждая репетиция и каждый спектакль снимается на видео. Идея заключается в том, чтобы создать крупный образовательный архив и подготовить группу актеров, которая сможет работать с людьми, пережившими массовые вооруженные конфликты.

Использовать театральное искусство для того, чтобы примириться с собой и с другими людьми «поначалу было совсем непросто», - признается Лессак, - «молодые люди не хотели говорить о прошлом, поэтому они скорее использовали физические возможности своего тела для того, чтобы прочувствовать это прошлое и попытаться понять, через что прошли их родители во время геноцида».

После фестиваля камбоджийская труппа представила спектакль в лагере беженцев Кигеме в Южной Руанде. Здесь проживает 20 тысяч беженцев из Демократической Республики Конго, опустошенной 20 годами гражданской войны и голода. Сцена была установлена в поле прямо под открытым небом, и спектакль шел три дня подряд, под аплодисменты все более широкой аудитории. Кроме того, после представлений для молодых беженцев были организованы театральные мастер-классы.

Молодые камбоджийские актеры – некоторые из которых выросли на улице – специально обучались акробатике в ассоциации Phare Ponleu Selpak, созданной в 1992 году в городе Баттамбанг. Основатели ассоциации, профессиональные цирковые артисты, помогают детям преодолеть травмы прошлого, пережитые их родителями.

 

Камбоджийский мальчик и художественный руководитель Global Arts Corps (GAC) Майкл Лессак смотрят репетицию спектакля See you Yesterday.

 

Эмпатия – лучшее лекарство

Главная цель создателей спектакля, объединяющего две нации, которые пострадали от геноцида – это показать людям, что они не одни, и что им нечего стыдиться. Один из молодых зрителей вспомнил случай, когда ему было приказано избить заключенного в Конго – совсем так, как было показано на сцене. И подобных воспоминаний, исходящих из аудитории, было множество.

Не менее эмоциональной была реакция Кхуона Дета, сооснователя камбоджийского цирка, который сейчас работает с GAC. Он вырос в лагере беженцев на границе Таиланда в период после падения режима Красных Кхмеров. Глядя на детeй из Конго, приветствующих камбоджийскую труппу, он вспомнил о своем собственном детстве. «Мое сердце наполняется радостью, когда я смотрю на них», - признался он.

Инносент Муньешури, молодой руандийский актер перевел спектакль на местный язык киньяварда, использующийся также и в Конго. Oн в свою очередь считает, что «разговор о прошлом – каким бы темным оно ни было – это способ вылечить раны. Кроме того, он помогает молодым поколениям учиться на ошибках прошлого и делать все возможное, чтобы оно никогда не повторилось».

Художественные руководители GAC полагают, что изучение личных историй способствует развитию эмпатии у актеров. «Вы должны уметь ощущать другого  человека как самого себя, перенестись в его мир, иначе вы не сможете понять ни себя, ни других», - утверждает Лессак.

Именно поэтому, в первую очередь GAC стремится помогать тем актерам, которые являются выходцами из постконфликтных территорий. Арбен Бажрактарай, албанский актер и один из преподавателей GAC, объясняет, что эмпатия помогает актерам ощутить внутреннюю безопасность: «Эмпатия для нас – это постоянное стремление понять другого человека и самая важная часть творческого процесса. Чтобы увидеть реальность и поменять свой взгляд на мир нужно забыть о предубеждениях. А для этого необходимо полностью освободить себя.»

 

Сцена из пьесы Truth in Translation («Правда в переводе»), рассказывающей о Комиссии правды и примирения в ЮАР.

 

Цирковой театр

Следующим проектом GAC станет крупное театрально-цирковое представление, которое объединит людей с тяжелым прошлым. Актеры отправятся в путешествие во времени, чтобы понять, откуда берутся их предрассудки и гнев, и из множества рассказанных историй создадут новую историю, отражающую различные мировоззрения. По мнению Лессака, это станет большим шагом к примирению наций.

В проекте также примут участие беженцы, проживающие в Германии и Франции, повстанцы из Колумбии, которые после многих лет жизни в джунглях сейчас вновь пытаются стать частью общества, а также группа молодых актеров и музыкантов из Флинта (Мичиган, США). На Ближнем Востоке и в Аргентине особое внимание будет уделено деятельности бывших и настоящих женских ассоциаций, борющихся за мир и право на идентичность.

 «Мы прекрасно понимаем, что не сможем изменить мир прямо сейчас, однако работая с молодежью и создавая для нее возможность понять свое прошлое с помощью театрального искусства, мы хотим установить диалог между молодыми людьми из различных культур, переживших самые разнообразные конфликты. Мы очень надеемся на то, что искусство сможет помочь разорвать замкнутый круг мести, в котором они сейчас находятся», - заключает Лессак.

Подробнее о гастролях труппы спектакля «Увидимся вчера»(link is external)

 

Мари Анжелик Ингабир

Мари-Анжелик Ингабир – руандийская журналистка, проживающая в Париже. На настоящий момент ведет мастер-классы, посвященные свободе слова, во французских школах. В прошлом работала на руандийском телевидении, вела и продюсировала политические и образовательные программы.



Другие статьи автора: Ингабир Мари Анжелик

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба