Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №3, 2017
Магдалена - молодая женщина из Южного Судана, член Youth Peacemaker Network (Молодежной сети миротворцев ) – лидирующей программы Whitaker Peace and Development Initiative (Инициатива во имя мира и развития Уитакера). Ее история - лучшее подтверждение того, что с помощью культуры общества, переживающие серьезные конфликты, способны преобразоваться и стать более безопасными и продуктивными. Рассказ очевидца.
Меня зовут Магдалена Нандеж. Мне 23 года. Я из Южного Судана, из села Хомири в округе Буди. Он насчитывает около 150 000 человек, большинство из которых работает в смешанном сельском хозяйстве. Моя мама – фермер. В округе две средних и одиннадцать начальных школ. Ни в одной из школ нет электричества. Грамотного населения у нас – всего пятнадцать процентов.
На данный момент я учусь на акушерку в Институте медицинских наук в Торите – столице штата Иматонг. Из 37 студентов нас осталось всего 24. Некоторым пришлось прекратить учебу из-за недостаточной безопасности, чрезвычайной бедности, или отсутствия транспортных средств. Я выбрала эту профессию, потому что считаю, что обществу необходимо заботиться о женщинах. Oни чрезвычайно уязвимы, так как несут в себе новую жизнь.
Я говорю исходя из собственного опыта. В 2014 году, когда я была в процессе родов, медсестры и акушерки бастовали, требуя невыплаченные зарплаты, и меня оставили без медицинского наблюдения. В конце концов, мне помогли акушерки из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Этот опыт помог мне понять, что женщины Южного Судана нуждаются в квалифицированной помощи, которая позволила бы снизить смертность при родах.
Именно поэтому я решила присоединиться к Youth Peacemaker Network, работающей под эгидой Инициативы Уитакера во имя мира и развития (Whitaker Peace and Development Initiative). Я вступила в YPN в 2014 году, после того как услышала о ней в Eastern Equatoria Youth Union (Союз молодежи Восточной Экватории), где была секретарем по вопросам гендерного и социального благополучия.
Благодаря этой программе, я приобрела внутреннее спокойствие и мир, и стремлюсь поделиться ими с молодежью в нашем обществе. Я открыла для себя новые навыки, такие как управление конфликтами, посредничество, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), техники медитации и предпринимательство. Главной целью этой образовательной программы является продвижение мира и развития, а также снижение насилия. Прослушав полный 250-часовой курс обучения, я получила диплом, дающий мне право обучать местную молодежь и проводить инициативы в отдаленных общинах. Эта деятельность включает в себя содействие мирному процессу, развитие бизнеса в общинах, а также предоставление услуг и работы для молодежи.
В программе Eastern-Equatoria участвуют 18 ведущих тренеров и 156 молодых людей в возрасте от 16 до 35 лет из "паям" (местных общин). Все они умеют читать и писать, что немаловажно, так как программа включает в себя взаимодействие с помощью социальных медиаплатформ. Таким образом, мы помогаем друг другу справиться с конфликтными ситуациями и с управлением мелкими предприятиями.
Программа также помогла мне раскрыть мои артистические способности и направить их на достижение справедливых целей. Театральное искусство и рассказы играют очень важную роль, помогая донести до слушателей определенную информацию. Я несу миротворческую миссию и часто поощряю открытый диалог в общине. На самом деле, когда имеешь дело с серьезными проблемами, легче использовать искусство. Это тот язык, который может быть понятен всем. С его помощью бывает гораздо проще отличить добро от зла.
Хочу отдельно отметить, что недавно мы с друзьями и коллегами из YPN сняли фильм под названием Magda & Boniface - Forced Marriage («Магда и Бонифас - принудительный брак»). Это фильм о насилии на почве гендерных отношений. Для его создания мы использовали планшетный компьютер, предоставленный WPDI, так как у нас не было денег на покупку камеры. Фильм представляет собой художественную версию ситуаций, которые возникают в наших общинах. Он снят на английском языке, но здесь также фигурируют языки топоса, арабский и джубский диалект арабского языка. Каждый использовал свой язык. Многие из тех, кто играл в фильме – не профессиональные актеры. Просто молодежь и лидеры общины решили вместе приложить усилия для того, чтобы попытаться найти решение проблемы раннего брака по принуждению. То, что они согласились участвовать в фильме, стало для меня замечательным сюрпризом.
В фильме показана правдивая история девочки-подростка, родители которой хотят отдать ее замуж против ее воли. Однако когда ей разрешают высказаться перед советом, состоящим из членов ее семьи и представителей общины, она убеждает их в том, что молодая женщина должна иметь возможность самостоятельно выбирать себе партнера и строить свою жизнь.
Мы распространили фильм посредством Bluetooth для того, чтобы его смогла просмотреть та часть молодежи, которая имеет смартфоны. Он также был использован представителями WPDI для демонстрации их деятельности. Мы еще не успели показать фильм в школах, но устроили просмотр на тренинге для молодежи, и реакция была положительной. Студенты признали необходимость поощрять образование девушек и оказывать противодействие ранним бракам по принуждению. Я очень надеюсь показать этот фильм более широкой аудитории, а также снять другие похожие фильмы, если будет больше материальных ресурсов.
За время учебы и проведения тренингов в WPDI, ЮНЕСКО и структуре «ООН-Женщины» я приобрела навыки в миротворческой деятельности, урегулировании конфликтов, посредничестве, медитации, ведении деловых отношений и борьбе с насилием на почве гендерных отношений. Я многое узнала о мире и правах человека. Но это надо перевести на языки, на которых люди говорят у себя дома, чтобы тронуть их сердца. Мне кажется, что искусство - это мощный инструмент, который может помочь обрести мир в Южном Судане. Оно гораздо более эффективно, чем длинные речи. Оно может создать позитивные модели для подражания, и постепенно вовлечь общество в процесс установления мира и устойчивого развития. Я верю, что распространение и поощрение искусства в Южном Судане сможет привести к более мирной и гармоничной жизни.