ЗакрытьClose

Вступайте в Журнальный клуб! Каждый день - новый журнал!

Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №3, 2017

Затонувший корабль в хрустальном дворце
Просмотров: 49

 

cou_03_17_nanhai_02.jpg

Музей Морского шелкового пути в провинции Гуандун состоит из пяти строений овальной формы, одно из которых полностью выполнено из стекла. В этом «Хрустальном дворце» и хранится судно «Nanhai 1».
В то время как Китай отмечает тридцатую годовщину обнаружения судна Nanhai 1, посетители музея, в котором находится специально созданный резервуар, вмещающий затонувший корабль XIII века, имеют возможность наблюдать за работой археологов.  На то, чтобы поднять это затонувшее судно «единым блоком», ушло двадцать лет. Еще шесть лет потребовалось на подготовку к археологическим работам, и еще шесть – на сами работы, завершение которых ожидается в 2018 году. К этому сроку следует добавить двадцать-тридцать лет до окончания работ по сохранению корпуса корабля. Цзян Бо рассказывает об этой беспрецедентной археологической кампании.

Интервью провели: Катерина Маркелова и Сяожун Чень

Nanhai 1 – одно из древнейших и крупнейших затонувших судов, когда-либо найденных в Китае. Когда и как оно было обнаружено?

Nanhai 1 был обнаружен в 1987 году совместной экспедицией китайских (Комитет по подъему затонувших судов г. Гуанчжоу) и британских специалистов (публичная компания с ограниченной ответственностью Maritime Exploration & Recoveries). Они безуспешно искали остатки судна Голландской Ост-индской компании, Rimsburge. Во время поисков на двадцатитрехметровой глубине они случайно обнаружили китайское торговое судно, затонувшее в XIII веке. 

Объединенная команда постаралась поднять некоторые предметы с затонувшего судна. Увенчалась ли эта попытка успехом?

Да, они подняли на поверхность некоторые предметы, однако при этом полностью разрушили заднюю часть корабля. К счастью, затонувшее судно избежало серьезных попыток мародерства, хотя и находилось в пределах видимости береговой линии.

«Nanhai» означает Южно-китайское море, а о чем говорит цифра 1?

Это археологический метод названия затонувших кораблей: сперва идет место обнаружения, затем – номер, отображающий последовательность, в которой корабли были обнаружены.

Есть ли у вас какие-либо предположения относительно причины, по которой Nanhai 1 затонул, едва начав свое путешествие? 

Наиболее вероятная версия – корабль затонул из-за перегруза. Или же из-за сильного шторма.

В чем заключался этот груз?

Nanhai 1 был предназначен для транспортировки примерно 200 тонн. По некоторым оценкам на его борту находилось около 100000 ценнейших предметов: помимо 13000 фарфоровых изделий пяти знаменитейших гончарных мастерских того времени на данный момент археологи нашли 151 золотой артефакт, 124 серебряных и 170 медных изделий, а также 17000 медных монет. Эти находки намного превосходят наши самые смелые ожидания. 

 

Посетители музея наблюдают за работой археологов, исследующих останки корабля «Nanhai 1».

 

Через двадцать лет после обнаружения судно было поднято на поверхность, став первым затонувшим кораблем, поднятым «единым блоком»…

21 декабря 2007 года, после девятимесячной подготовки, корабль был поднят с морского дна и перемещен в музей Морского шелкового пути в провинции Гуандун, созданный специально для этой цели. Государственное управление культурного наследия Китая в сотрудничестве с транспортным управлением построили резервуар в 5500 тонн [широкий водонепроницаемый контейнер], способный вместить затонувший корабль размерами 35,7 × 14,4 × 7,2 метров. Этот контейнер погрузили на дно, вжав его в морской грунт и накрыв остов затонувшего корабля. Затем иловую грязь вокруг контейнера расчистили и под судно подложили пластину, что позволило поднять корабль на поверхность. Стоимость всей операции – 20 миллионов долларов.

Подъем Nanhai 1 считается первой в мире операцией по подъему затонувшего корабля "единым блоком". Однако, следует признать, что подобные операции проводились и ранее – два военных корабля – шведское судно Vasa и британское судно Mary Rose – были подняты схожим способом. Однако Китай стал первой страной, прибегшей к такому креативному решению с использованием контейнера, который способствовал защите остова судна.

Несмотря на то, что операция по подъему судна проводилась исключительно китайскими специалистами, когда пришло время археологических работ, нам понадобились советы зарубежных коллег. Перед началом работ в 2013 году мы провели серию тестов в сотрудничестве с японскими учеными, чтобы действовать наилучшим способом.

Какие находки, сделанные с начала археологических работ в 2013 году, можно считать самыми значимыми? 

Корабль очень хорошо сохранился, так как был погружен в ил, что дало нам уникальный шанс проводить археологические работы по всем правилам искусства. Таким образом мы получили намного больше информации, чем если бы работы проводились под водой. У нас есть неопровержимые археологические свидетельства о том, как люди упаковывали вещи, и то, чем они питались на борту корабля. Мы нашли вещи личного пользования, изысканные лаковые и гончарные изделия, золотые браслеты и ремни в ближневосточном стиле, что указывает на то, что на корабле, несомненно, находились и иностранцы – возможно индийцы или арабы. Мы также обнаружили останки трех человек.

Известно ли куда направлялось это судно?

Китайские гончарные изделия находили в Индийском океане, в Индии, Персии, а также на Ближнем и Среднем Востоке: возможно, корабль шел в одном из этих направлений. Траектории морских судов в те времена были сложными и включали многочисленные промежуточные порты захода. Он также мог направляться в Сингапур, Юго-восточную Азию или к Восточному побережью Африки. Мы практически уверены, что судно направлялось из Китая в Индийский океан.

К сожалению, у нас моло сведений о технологии судостроения, существовавшей 800 лет назад в Китае и других частях света. Что нового вы узнали теперь?

Это судно было построено примерно в 1216 году, в период правления Южной династии Сун. С уверенностью можно утверждать, что такой тип кораблей, называемых 'Фучжуань', строился в провинции Фуцзянь (‘Фу’ означает ‘из Фуцзянь’, а ‘чжуань’ означает ‘корабль’). Наиболее отличительная характеристика Фучжуаня – технология строения водонепроницаемой переборки, которая в 2010 году была внесена в список ЮНЕСКО Нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной защите.

Можно ли сказать, что обнаружение этого корабля положило начало китайской подводной археологии?

Вне всякого сомнения. Тридцать лет назад исследовательские операции держались на личном энтузиазме немногочисленных добровольцев и на частных пожертвованиях. Обнаружение этого затонувшего судна повлекло за собой создание в 1987 году научно-исследовательского отдела морской археологии Национального музея китайской истории. Его первая миссия заключалась в поддержании исследовательских работ. Он опирался на четкие данные локационных датчиков, предоставленные в 1989 году музеем (сегодня Национальным музеем Китая(link is external)) и японским исследовательским институтом морской археологии благодаря благотворительному взносу гонконгского предпринимателя Чэня Лайфа.

Три исследовательских экспедиции к Nanhai 1 были проведены Чжаном Вейем, одним из первых морских археологов Китая. Однако по причине плохой видимости и сильных морских течений работать приходилось в сложных условиях. Тогда археологи пришли к выводу, что наилучшим, хоть и очень дорогим, решением будет подъем корабля на поверхность.

В 2009 году китайской Академией культурного наследия был создан Центр защиты национальных подводных культурных реликвий. В 2014 году правительство объединило его с отделом подводной археологии Национального музея Китая, создав Китайский национальный центр подводного культурного наследия. Цель проекта – прояснить реальное положение дел в сфере подводных реликвий Китая и координировать действия по их защите.

Чем уникальны археологические работы на судне Nanhai 1?

Теперь, когда корабль находится в музее, археологи, хранители и другие специалисты по реставрации, цифровой картографии и системам регистрации работают все вместе на ежедневной основе, что само по себе довольно необычно. Мы вместе размышляем над тем, каким образом представить широкой публике результаты наших находок. Когда мы обнаруживаем какой-то новый сверток, то археолог хочет открыть его и обследовать содержимое, а музеолог предлагает не нарушать его целостности. Поэтому мы постоянно согласовываем наши действия.

Музей морского шелкового пути провинции Гуандун является единственным музеем в Азии, располагающим средствами для организации выставок таких масштабов. Не могли бы вы его описать?

Музей был построен на острове Хайлинг, вблизи городского округа Янцзян, в провинции Гуандун. На его строительство ушло 20 миллионов долларов. Он включает пять строений овальной формы, в одном из которых и находится судно Nanhai 1. Это здание получило название «Хрустального дворца», так как сделано полностью из стекла. Корабль содержится в гигантском резервуаре, в котором с высочайшей точностью воспроизведено качество и температура воды, а также среда, в которой судно было обнаружено. Посетители музея могут наблюдать за работой археологов, которые все еще продолжают исследовать судно. Они также могут подняться на верхний этаж и постоять под искусственно созданным звездным небом, как если бы они находились на борту корабля ночью».

Сегодня Хайлинг, который ранее был изолированным островом, входит в десятку самых посещаемых островов Китая. Музей, являющийся единственным современным строением, в 2016 году привлек более 300000 посетителей. Такой туристический интерес принес огромную пользу местным жителям.  

Каким вы видите будущее Nanhai 1?

Археологические работы должны завершиться в 2018 году. Следующим этапом будут работы по сохранению корпуса корабля, который все еще находится в контейнере, использовавшемся для подъема корабля с морского дна. Уровень воды в контейнере поддерживается и остается таким же, как и при поднятии корабля на поверхность воды. Система пульверизации позволяет поддерживать верхнюю часть корабля в увлажненном состоянии во избежание трещин и расколов. Затонувшее судно и его груз будут опреснены и высушены в ближайшие двадцать-тридцать лет. Мнения специалистов о том, как сохранить корабль, расходятся. Некоторые предлагают разделить корабль на части. Но в этом случае мы никогда не сможем собрать его вновь. Другие же придерживаются мнения, что следует сохранить его целостность, как это было сделано с судном Vasa в Швеции.

В Китае и других странах мира запланировано проведение нескольких выставок с целью привлечения внимания общественности к исторической ценности затонувшего судна.

В ноябре 2017 года Китайский национальный центр подводного культурного наследия в сотрудничестве с ЮНЕСКО организовывает международную конференцию на тему «Находка и исследование затонувшего судна Nanhai 1» в Янцзяне, провинции Гуандун.

Интернет-источник на английском

Nanhai 1: Удаление илистых отложений открывает взору артефакты затонувшего корабля(link is external)

 

Цзян Бо

Цзян Бо является директором и старшим научным сотрудником Института подводной археологии Национального центра подводного культурного наследия (Китай). Он автор нескольких публикаций и был удостоен премий, как в Китае, так и за рубежом. В мае 2017 года, в ЮНЕСКО, он выступил на конференции по теме «Nanhai I, затонувший корабль и китайская морская археология».

Архив журнала
№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба