Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №3, 2017
26 июня 2017 года от берегов Франции отчалил катамаран «Энерджи обзервер» - первое в мире судно, работающее на водородном топливе и энергии из возобновляемых источников. За шесть лет он обойдет вокруг света и совершит 101 остановку в 50 странах. Цель экспедиции, организованной под эгидой ЮНЕСКО, - привлечь внимание общественности и местного населения к альтернативным источникам энергии и вопросам устойчивого развития.
Виржини Журдан
«Энерджи обзервер» (Energy Observer) - первое французское судно, самостоятельно производящее всю необходимую для своих нужд энергию. Оно служит наглядной иллюстрацией того, что по морю можно передвигаться исключительно за счет возобновляемых источников энергии с нулевыми выбросами парниковых газов и мелких твердых частиц. 26 июня 2017 года «Энерджи обзервер» покинул французский порт Сен-Мало без капли ископаемого топлива на борту и отправился в кругосветное путешествие, которое завершится в 2022 году.
Задача экспедиции - на практике проверить эффективность использования энергии солнца и ветра и испытать возможности получения водорода из морской воды. Один из авторов этого смелого проекта - офицер французского торгового флота Викторьен Эрюссар. Им и его командой движет желание не только совершить технический прорыв, но и встретиться с другими новаторами в области технологий, чтобы доказать: «экологически чистые и устойчивые методы производства энергии существуют». Команда считает, что глобальное потепление, демографический рост и экологические проблемы XXI века вынуждают нас внедрять новые решения в сфере транспорта, питания, строительства, трудовой деятельности и информации. «Инновационные разработки ведутся во всем мире. Наша экспедиция дает единомышленникам из разных стран возможность объединиться, чтобы обменяться опытом и эффективнее совершенствовать свои наработки», - говорит руководитель экспедиции Жером Делафосс, профессиональный аквалангист и режиссер-документалист, автор фильмов о природе и биоразнообразии.
Проект «Энерджи обзервер» был создан в 2013 году, когда французский яхтсмен Фредерик Даирель приобрел один из самых быстроходных в истории регаты парусников. Так, в 1984 году катамаран первым прошел дистанцию в 500 миль за 24 часа, а в 1994 году известный новозеландский яхтсмен сэр Питер Блейк, впоследствии посвятивший себя исследованиям в области экологии, установил на нем рекорд кругосветного плавания.
Купив судно Фредерик Даирель приступает к реализации своей мечты - превратить катамаран в первый французский корабль, передвигающееся за счет энергии ветра. В 2015 году к этому символичному проекту присоединяется напарник Даиреля по регате Викторьен Эрюссар. После встречи со специалистами из двух французских учреждений - Комиссариата по атомной энергии и альтернативным источникам энергии и Лаборатории по изучению инновационных технологий в области альтернативных источников энергии и наноматериалов (CEA-Liten) - организаторы проекта меняют первоначальные планы и решают исследовать возможности водорода в качестве энергоносителя.
На подготовку судна потребовалось два года. В результате, вместо мачты и паруса - два электромотора, на бортах - ветряные генераторы и солнечные батареи, а в центральной части - раскладной парус шириной 20 метров. При поднятии паруса приводятся в действие два гидрогенератора, расположенные под корпусом катамарана. Поток воды вращает турбины, превращая энергию вращения в электричество, достаточное для бытовых нужд экипажа и обеспечения работы мотора, бортовых приборов и средств связи. Эта плавучая лаборатория движется по воде со скоростью 8-10 морских узлов. Сравнительно медленно, учитывая, что во времена участия катамарана в регатах он мог развивать скорость до 30 узлов.
Вторая особенность этого инновационного судна - способность получать водород без выбросов в атмосферу углекислого газа. Во Франции водород считается одним из наиболее перспективных способов хранения экологически чистой электроэнергии - в частности, энергии солнца и ветра. Поскольку в природе водород не встречается в чистом виде, его необходимо добывать искусственным путем. Занятые в проекте «Энерджи обзервер» исследователи решили использовать в качестве сырья для получения водорода морскую воду. «На сегодняшний день 95% водорода производится из ископаемых энергоресурсов, например, природного газа, а это сопровождается сильным загрязнением окружающей среды. Мы же хотим доказать, что получать водород можно без вреда для экологии», - поясняет морской инженер Николя Дегорс, принявший участие в разработке судна.
Над созданием оборудования, способного производить водород в экстремальных условиях океана, в течение двух лет трудились около 30 ученых CEA-Liten при поддержке инженеров, экспертов транспортной промышленности, инженеров-кораблестроителей и специалистов в области новых технологий. Помощь оказали и частные компании. «В общей сложности было представлено около двадцати прототипов. Этот проект стал уникальной возможностью испытать их в реальной жизни, за пределами лабораторий», - говорит Дегорс.
700 электронных датчиков, расположенных в трюмах и на палубе непрерывно регистрируют данные о работе всех компонентов этой плавучей электростанции - солнечных батарей, ветряных и гидрогенераторов, установки по производству водорода. Полученная информация помогает исследователям продолжить совершенствование этой интеллектуальной энергосистемы (Smart grid). Не исключено, что в будущем подобные системы, объединяющие сразу несколько возобновляемых источников энергии, смогут использоваться в жилых домах, на заводах и грузовых судах. Около 1,2 миллиарда человек в мире по-прежнему не имеют доступа к электричеству, и такая технология представляет собой перспективное решение данной проблемы.
Поднять производство электроэнергии на новый уровень - не единственная миссия проекта. Экипаж катамарана надеется донести до широкой публики всю важность сохранения биоразнообразия и привлечь внимание к проблеме глобального потепления, требующей безотлагательного решения.
«Я не могу не видеть изменений, которые произошли с нашей планетой за последние 20 лет в результате человеческой деятельности. Эта экспедиция дает возможность познакомить общественность с реальным положением дел и собрать данные об успешных инициативах в этой области в разных странах мира», - делится Жером Делафосс. Он надеется, что «Энерджи обзервер» сможет вдохновить людей и побудить их лучше заботиться о своей планете.
«Мы хотим подарить людям мечту, показать им мир таким, каким они его никогда не видели», - говорит он. В ходе путешествия будет создан цикл из восьми документальных фильмов для французского телевидения. Будут также подготовлены материалы в формате 3D и виртуальной реальности, которые затем можно будет увидеть в Интернете или посещаемых катамараном портах. Они расскажут не только о самом катамаране, но и об изучении особенностей общения кашалотов и o многом другом. Возможно, когда-нибудь эти материалы станут доступны для просмотра в школах по всему миру.
Программа путешествия обещает быть насыщенной. «Энерджи обзервер» планирует совершить 101 остановку в 50 странах и посетить острова, стремящиеся к энергетической независимости, такие как испанский остров Иерро в Канарском архипелаге. Катамаран также остановится в городах, активно внедряющих безотходные технологии, например, Сан-Франциско. Кроме того, до 2022 года под эгидой ЮНЕСКО планируется провести около двадцати мероприятий на территории объектов всемирного наследия и биосферных заповедников. Среди таких объектов - отмели Ваттового моря в Нидерландах и остров Сокотра в Йемене, который отличается богатым биоразнообразием и служит местом обитания для около 700 уникальных видов. Жером Делафосс полон энтузиазма: «Мы снимем фильм об акулах в водах острова Кокос недалеко от Коста-Рики и о Белом море на севере России - словом, о тех чудесах природы, которые остаются малоизвестными, но при этом страдают в результате деятельности человека. Эта экспедиция позволит нам узнать гораздо больше о нашей планете. А цифровые технологии и встречи, которые мы организуем в крупных портах, помогут нам поделиться этими знаниями с другими людьми».