Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №4, 2019
«Невозможная профессия, где заранее можно быть уверенным в неудовлетворительном результате»*. Так говорил Зигмунд Фрейд о психоанализе, руководстве и… педагогике. Работа учителя действительно непроста: ему нужно передавать знания, поддерживать дисциплину в классе, пробуждать в учащихся интерес к учебе, развивать социальные навыки, воспитывать будущих граждан, и все это одновременно. Зачастую ситуация усложняется еще и тем, что средств катастрофически не хватает, классы переполнены, а некоторые задачи, традиционно возлагаемые на педагогов, утрачивают свою актуальность.
При этом важность самой профессии ни у кого не вызывает сомнений. Пожалуй, каждый из нас может вспомнить имя хотя бы одного учителя, который оставил в нашей жизни значимый след, а то и вовсе кардинально ее изменил. Значимость образования и воспитания отражена и в целях Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития, в частности в цели 4, в которой признается вклад учителей в реализацию Повестки дня на период до 2030 года.
Увы, в наши дни профессия учителя переживает трудные времена. С развитием когнитивных нейронаук и активным внедрением новых технологий в образование требования к ее представителям меняются, вынуждая их регулярно пересматривать свои подходы и осваивать новые методы работы.
Кроме того, если раньше эта благородная профессия пользовалась почетом и уважением, то сегодня в адрес педагогов можно нередко слышать критику и обвинения в неэффективности всей системы образования. В некоторых случаях учителя могут подвергаться запугиванию и даже насилию со стороны своих учеников и их семей.
По всем этим причинам молодые люди неохотно идут работать в школы, а многие из тех, кто все же решает попробовать себя на этом поприще, бросают работу по прошествии нескольких лет. Исследование, проведенное в США в 2014 году с участием 50 тыс. преподавателей**, показало, что более 41 % учителей (от начальных до старших классов вместе взятых) меняют профессию в первые пять лет от начала службы.
Другими факторами, не способствующими привлечению молодых специалистов, являются низкая зарплата, ограниченные возможности карьерного роста, завышенные требования общества и нехватка средств.
Однако для выполнения целей в области устойчивого развития необходимо к 2030 году набрать более 69 млн новых учителей. Большая часть из них – 48,6 млн – требуется для замены тех, кто уходит из педагогики. Острая нехватка преподавательских кадров уже сейчас ощущается в Южной и Западной Азии и в странах Африки к югу от Сахары.
Что же нужно сделать для привлечения к этой работе нового поколения мотивированных специалистов? Поиск ответа на этот вопрос определил тему Всемирного дня учителя в 2019 году: «Молодые учителя – будущее профессии» (5 октября).
Тем не менее, о чем бы ни сообщали нам статистические данные и заголовки газет, в мире есть те, для кого учитель – это призвание. Те, кто продолжает следовать выбранному пути, невзирая на трудности, отсутствие материальных ресурсов или переполненные классы. Люди, готовые учить тех, кто в силу различных жизненных обстоятельств не смог получить образование в обычной школе. Те, для кого их работа – это моральный долг и каждодневная борьба. Им мы и посвящаем этот номер «Курьера ЮНЕСКО».
Венсан Дефурни и Аньес Бардон
* Freud, S., 1937. Analysis Terminable and Interminable.
** Ingersoll, R., Merrill, E., Stuckey, D. and Collins G., 2014, updated October 2018. Seven Trends: The Transformation of the Teaching Force. Consortium for Policy Research in Education (CPRE) Research Reports.
Материалы рубрики «Широкий обзор» посвящаются празднованию Всемирного дня учителя (5 октября).