Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №4, 2019
Девять лет назад Раджеш Кумар Шарма открыл школу между двумя колоннами, поддерживающими линию надземного метро в индийской столице. Каждый день уроки под открытым небом посещают более 200 детей из бедных кварталов Нью-Дели.
Себастьен Фарси, французский журналист в Нью-Дели
Этой школы нет ни на одной карте. В ней нет настоящих стен, крыши и тем более парт и стульев. Подобно лавкам уличных торговцев, без которых невозможно представить индийскую столицу, «бесплатная школа под мостом» – Free School under the bridge – органично вписалась в городской пейзаж Нью-Дели. Она располагается между массивными колоннами номер 5 и 6 надземного метро этого мегаполиса, где проживает более 20 млн человек. За девять лет существования школы в ней учились сотни детей из бедных семей, проживающих на берегах реки Джамна в трущобах, до которых в процветающей, но густонаселенной Индии никому нет дела.
Над кварталом, застроенным зданиями из серого бетона, нависают тяжелые низкие облака – идет сезон дождей. Но в школе, пестрящей яркими красками, кипит жизнь. Три стены, огораживающие пространство, выкрашены в лазурный цвет, а пять черных досок на одной из стен окружает нарисованный лес и огромные розы. Дети, едва увидев учителя, бегут к нему с приветственным криком «Намасте!». Это Раджеш Кумар Шарма – 49-летний основатель «бесплатной школы под мостом». Его цель – прервать цикл самовоспроизводства бедности путем обеспечения образования для самых уязвимых слоев населения.
Деятельность Раджеша Кумара Шармы неотделима от его личной истории. Он был одним из девяти детей в бедной деревенской семье, проживающей в штате Уттар-Прадеш на севере страны. Он всегда хотел учиться, но из-за нехватки средств не смог закончить университет. «Школа находилась в семи километрах от нашего дома, – вспоминает Раджеш. – На велосипеде до нее нужно было добираться больше часа, и в старших классах я всегда пропускал первый урок, химию. Поскольку у меня были не очень хорошие оценки по этому предмету, я не смог исполнить свою мечту – пойти учиться на инженера».
Тем не менее, ему, в отличие от его восьми старших братьев и сестер, удалось получить аттестат зрелости. Он поступил в университет и, чтобы оплатить вступительный взнос, продал свои школьные учебники. Теперь до места учебы нужно было добираться более 40 км на велосипеде и на автобусе. Однако спустя год родители сообщили Раджешу, что больше не смогут его обеспечивать. О мечте стать инженером пришлось забыть.
В жизни Раджеша начался сложный период: когда ему было около 20 лет, он вместе с братом переехал в Нью-Дели. «Я продавал арбузы, работал на стройке – в общем, делал все, чтобы принести домой несколько рупий», – вспоминает он. Однажды, работая на строительстве метрополитена, он увидел детей рабочих, которые, вместо занятий в школе, проводили весь день на стройке, посреди мусора. Увиденное заставило его глубоко задуматься. Сначала Раджеш приносил им конфеты и одежду, а затем стал думать о том, как можно помочь таким детям в долгосрочной перспективе. Так, в 2006 году у него появились двое первых учеников: они занимались сидя прямо под деревом. Сегодня одному из них уже 18 лет – он поступил в университет и тоже мечтает стать инженером.
Спустя четыре года, в 2010 году, Раджеш организовал собственную импровизированную школу под мостом надземного метро. Сегодня ее посещает более 200 детей в день – от первого класса начальной школы до третьего класса средней. Дети учатся в двух группах – мальчики утром, девочки вечером. Каждая группа занимается по два часа. Большинство детей ходят и в обычную школу, а сюда приходят на дополнительные занятия. «В школе, куда я хожу, в моем классе 63 ученика, – рассказывает 13-летняя Марта, ученица третьего класса среднего звена. – Если нам что-нибудь непонятно, мы спрашиваем мистера Раджеша».
Несколько десятков других детей вообще не ходят в школу, потому что у их родителей, мигрантов или нелегальных работников, нет документов. Раджеш Кумар Шарма помогает таким детям получить все необходимое для зачисления в школу. Благодаря небольшому доходу, который приносит семейная лавка, и разовым пожертвованиям, Раджеш помогает детям бесплатно. Все предложения зарегистрировать неправительственную организацию он неизменно отклоняет. «Не хочу связываться с бюрократией, и к тому же боюсь, что если наша школа станет официальной, городские власти, в ведении которых находится метро, выгонят нас с территории», – поясняет он. Однако поскольку официального статуса у школы нет, он получает пожертвования на свое имя, что в последнее время стало объектом критики. «Я стараюсь делать все наилучшим образом, но я не могу предъявить накладную или счет-фактуру на еду, которую покупаю для детей, например», – говорит Раджеш. Чтобы развеять подозрения, он перестал брать пожертвования деньгами, и сегодня принимает только одежду, продукты или книги.
Этим жарким летним вечером урок под открытым небом проходит немного неорганизованно. Ученики – 105 человек – распределены на группы по уровням. Раджешу помогают три преподавателя-добровольца, которые громко, чтобы перекричать грохот метро, называют написанные на доске буквы. Один учитель изо всех сил старается удержать внимание самых юных учеников. Раджеш, в свою очередь, поясняет текст на хинди группе из пяти девочек, которые внимательно его слушают. «Мы пользуемся учебником, по которому занимаются в государственных школах, и делаем все возможное при наших ограниченных ресурсах, чтобы помочь детям усвоить материал, – объясняет учитель-самоучка. – В былые времена занятия всегда проходили на улице, так что я не думаю, что для успешной учебы нужны закрытые кабинеты. Как говорят у нас в Индии, самые красивые лотосы растут на болоте».