Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » ю№4, 2019

Лод Марсьяль Мбон
Конго: класс из 76 учеников
Просмотров: 34

 

cou_04_19_wide_angle_congo_internet_site.jpg

Учитель Сатюрнен Серж Нгома в начальной школе Ля-Пудриер в Браззавиле, Конго.

Сатюрнен Серж Нгома работает учителем начальной школы Ля-Пудриер в Браззавиле, Конго. Вопреки ежедневным трудностям, он изо дня в день преподает геометрию и спряжение глаголов в переполненном классе, в школе, не имеющей самого необходимого.

Лод Марсьяль Мбон, конголезский журналист

С началом школьных каникул в первых числах июня пыльный двор начальной школы Ля-Пудриер опустел. Лишь шум самолетных двигателей, доносящийся из аэропорта Браззавиля Майя-Майя, взлетно-посадочную полосу которого отделяют от школы простая асфальтированная дорога и несколько жилых домов, время от времени нарушает тишину и спокойствие жаркого летнего дня. 

Всего пару недель назад 76 учеников предпоследнего класса начальной школы – 27 мальчиков и 49 девочек – каждый день в семь утра спешили на урок к своему учителю Сатюрнену Сержу Нгома. «Если учесть шестерых детей у меня дома, в этом году мне приходилось управляться с 82 детьми. Это очень изматывает!» – шутит этот великан ростом более 180 см, сидя под тенью мангового дерева.

Начальная школа, получившая свое название от квартала, в котором до провозглашения независимости располагался пороховой склад [poudre в переводе с французского означает «порох»], стала его первым местом работы после поступления на государственную службу в 2017 году. «Можно сказать, что мне повезло!» – говорит он, указывая на здания школы – две постройки барачного типа с шестью классными комнатами, окруженные высокой травой и плодовыми садами. В дождливые дни грунтовое покрытие двора превращается в липкую грязь. Территория школы не закрывается. Зачастую учителя оставляют двери открытыми и проводят занятия на глазах у прохожих, пересекающих двор, чтобы срезать путь. 

Решение всему – находчивость

В этом неогороженном здании нет даже уборной. В начале учебного года, когда парт на всех еще не хватало, ученикам Сатюрнена Сержа Нгома приходилось тесниться вчетвером за одним столом. Некоторые занимались, сидя прямо на полу. Отсутствие элементарных удобств вынуждало проявлять находчивость. «Ученики устраивались на небольших досках, которые приносили с собой. Условия были крайне непростыми», – вздыхает учитель.

Школьных учебников тоже на всех не хватало, и детям приходилось делить их друг с другом, объединяясь в группы по 3-4 человека во время выполнения заданий и уроков чтения. Ситуация осложняется тем, что многие ученики испытывают трудности в учебе. Особенно сложно дается им изучение французского. «На занятиях чтения мне нужно быть очень внимательным – некоторые ученики, плохо владея языком, читают совсем не то, что написано – они сочиняют», – рассказывает учитель.

Поддерживать дисциплину в таком большом коллективе тоже непросто, однако у Сатюрнена Сержа Нгома есть свои методы, позволяющие держать ситуацию под контролем. Первый заключается в том, чтобы вызывать самых неусидчивых учеников к доске. «Они боятся не справиться с заданием на глазах у одноклассников и стараются избегать подобных ситуаций. Те, кто плохо себя ведет, также получают наказания – спрягают глаголы, а в самых крайних случаях я отправляю их убирать двор».

Несмотря на такие тяжелые условия, в конце учебного года 62 ученика Сатюрнена Сержа Нгома были переведены в следующий класс. Он гордится тем, что один из его воспитанников стал лучшим в школе, окончив год со средним баллом 12,5 [из 20; оценка выше 12 считается хорошей].

Этот учитель в возрасте около сорока лет, имеющий диплом магистра в области экономики устойчивого развития, начал преподавать не сразу; сначала он работал в охранных компаниях и вел уроки в частных учреждениях. Тем не менее, несмотря на повседневные трудности и незначительный доход, сегодня смена профессиональной деятельности в его планы не входит.

Начиная с сентября, он снова будет каждый день отправляться в получасовой путь по дороге, ведущей из его квартала Ля-Фронтьер в школу Ля-Пудриер. «Учитель Нгома, – подытоживает один из его бывших учеников Гелор, – не перестает повторять, что он редко встречал людей, добившихся успеха, не имея школьного образования».



Другие статьи автора: Марсьяль Мбон Лод

Архив журнала
№3, 2019ю№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба