Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №4, 2019

Каролина Херес Энрикес
Вальпараисо: учеба за решеткой

 

cou_04_19_wide_angle_chile_internet_site.jpg

Школа им. Хуана Луиса Вивеса, основанная в 1999 году, находится на территории тюрьмы г. Вальпараисо, Чили. Здесь заключенным предоставляется базовое и среднее образование, а также профессиональное обучение.

Школа им. Хуана Луиса Вивеса, основанная в 1999 году, стоит на одном из холмов чилийского порта Вальпараисо. В настоящее время здесь обучается 550 учеников. Однако это не простые школьники: все они отбывают наказание в городской тюрьме, на территории которой и находится учреждение. Каждый день преподаватели погружаются в особый мир заключенных и, насколько это возможно в условиях тюрьмы, стремятся передать им знания, несмотря на порой огромную разницу в уровне подготовки учеников и их тяжелое психологическое состояние. В 2015 году школа стала лауреатом присуждаемой ЮНЕСКО Премии Конфуция за распространение грамотности. 

Каролина Херес Энрикес, Бюро ЮНЕСКО в Сантьяго, Чили

Подставляя стены ветрам, тюрьма Вальпараисо располагается вдали от исторического центра, который входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, в одном из самых неблагополучных кварталов, куда не захаживают туристы. Здесь и находится школа им. Хуана Луиса Вивеса. Заключенные приходят сюда, чтобы продолжить прерванное, зачастую неоднократно, школьное образование или обучиться профессии. Как бы то ни было, главная задача этого учреждения – как можно лучше приготовить заключенных к последующей жизни на свободе.

В школе им. Хуана Луиса Вивеса каждый день непредсказуем. «Никогда нельзя заранее знать, как пройдет урок, – рассказывает один из преподавателей. – Занятие в любой момент может быть прервано, например, в связи с обыском. Если в какие-то дни нам удается соблюдать расписание, то в другие бывает просто невозможно работать».

Соня Альварес, преподаватель истории и граждановедения, вот уже 40 лет борется за обеспечение заключенным права на получение образования. «Раньше моя жизнь казалась лишенной смысла. Теперь же я знаю, что делаю важное дело», – заявляет она, поднимаясь по лестнице на второй этаж нового здания школы, построенной на территории тюрьмы по ее проекту на государственные и частные средства.

В школе – насколько позволяют условия тюрьмы – предоставляется базовое и среднее образование. Кроме того, здесь можно получить профессию повара и повысить таким образом шансы найти работу после отбывания срока наказания.

Поставить на правильный путь

По данным Национального управления образованием молодежи и взрослых, в 2018 году в исправительных учреждениях Чили насчитывалось в общей сложности 72 учебных центра, и школа им. Хуана Луиса Вивеса входит в их число. Все, кто здесь работает, как и Соня Альварес, верят в освободительную силу образования, которое, как утверждал бразильский педагог Паулу Фрейре, наделяет людей, как на свободе, так и за решеткой, новым социальным статусом, подталкивает их к размышлению и наполняет их существование смыслом.

Работа преподавателя в условиях тюрьмы – это настоящая полоса препятствий. «От нас требуется огромная мотивация, – поясняет Хасмин Дапик, одна из учителей школы. – Кроме того, нужно постоянно проявлять изобретательность и следить за тем, чтобы занятия отвечали потребностям заключенных и приносили им реальную пользу. Наша роль – позволить им продолжить свое обучение, стать полноценными гражданами и принимать правильные решения».

Однако роль учителей не ограничивается передачей знаний. Перед ними стоит и другая не менее важная задача – вернуть заключенным веру в себя. «Для нас очень важно, чтобы преподаватели не относились к нам, как к заключенным», – говорит Хосе, один из «обитателей» тюрьмы Вальпараисо, который регулярно посещает занятия. «Они видят в нас достойных людей, у которых есть права. Они ждут, что когда мы выйдем отсюда, мы будем лучше, чем когда мы сюда попали. А для этого нужны чуткость и умение сопереживать, – добавляет другой заключенный по имени Карлос. – На уроке мы забываем, что сидим за решеткой. Мы чувствуем себя на свободе».

Особенная атмосфера занятий, позволяющая заключенным пусть мысленно, но вырваться из тюремных будней, располагает к разговорам по душам, в ходе которых они могут поделиться своими зачастую мрачными историями. «Я вижу в них людей, переживших трагические события. Прошлое каждого из них скрывает в себе ужасные трагедии, и учителю приходится переваривать эту информацию, искать в себе силы, чтобы не позволить ей выбить себя из колеи, и помочь найти в себе эти силы заключенным. Те, кто приходит к нам в школу, обездолены во всех смыслах. И наша роль прежде всего в том, чтобы сопроводить сбившегося с дороги человека, помочь ему встать на правильный путь», – подчеркивает один из преподавателей учреждения Леопольдо Браво.

В этом учителям помогает психолог Хесика Леон. Она занимается повышением мотивации к учебе у заключенных и оказывает поддержку педагогам вместе с другими специалистами Программы школьной интеграции. «Это крайне важно, поскольку поиск наилучших методов для заполнения пробелов у заключенных – как в образовательном, так и в психологическом плане – требует невероятных усилий, – объясняет она. – Наша главная задача – поддерживать баланс в среде, куда выплескиваются самые противоречивые эмоции».

Даже сами заключенные признают, что работа учителя в тюрьме – задача не из легких. Они понимают, что им чрезвычайно сложно сконцентрироваться на учебе, и сожалеют о том, что лишены времени, необходимого для надлежащего усвоения знаний. «Мы целиком зависим от воли надзирателей и не имеем возможности провести полноценный учебный день», – поясняет Хосе.

Не сдаваться, несмотря на все трудности

Другое серьезное препятствие на пути педагогов – отсутствие образовательных программ для заключенных, учитывающих их положение. В связи с этим учителям приходится самим, без специальной подготовки, разрабатывать педагогические стратегии и учебные планы и оценивать содержание уроков с точки зрения его пользы для учеников.

Все это весьма непросто, тем более что в исправительных учреждениях в одном классе зачастую собраны люди из разных социальных кругов, имеющие различный уровень образованности и разные способности к обучению. «При составлении плана урока все это необходимо брать во внимание. Для нас важно, чтобы обучение шло им на пользу, поэтому нужно тщательно продумывать, чему именно мы хотим их научить и какие ценности хотим им передать», – уточняет Хасмин Дапик. За основу учителя школы им. Хуана Луиса Вивеса берут программу министерства образования Чили, которую они адаптируют к уровню и потребностям своих учеников.

Вышеупомянутые проблемы усугубляются тем, что уровень подготовки у заключенных может существенно отличаться, поскольку в прошлом многие из них учились нерегулярно. Другая сложность связана с частыми пропусками занятий. Однако, несмотря на многочисленные трудности, учителя не отчаиваются. «Мы знаем, что образование меняет людей, – заключает профессор Браво. – И мы своими глазами видим, как эти изменения медленно, но верно происходят. Это именно то, что нами движет».

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба