Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » ю№4, 2019

Архивное сокровище: неопубликованный альбом Дэвида Сеймура
Просмотров: 29

 

Один из снимков, сделанных Дэвидом Сеймуром, был напечатан на обложке «Курьера ЮНЕСКО» за март 1952 года. Уже не молодой крестьянин учится писать. Висящая справа от него карта Калабрии позволяет читателю определить место действия.

 

Фото: Дэвид Сеймур/Magnum Photos
Текст: Джованна Хендел (ЮНЕСКО)

 

 

Все началось с изучения аудиовизуальных материалов ЮНЕСКО после их перевода в архив Организации осенью 2017 года. На многих из них за почти 70 лет существования собрания был проставлен только номер. Экскурсия по архиву напоминала посещение «Вавилонской библиотеки» Хорхе Луиса Борхеса. Так как документы исчислялись тысячами, получить представление о структуре коллекции можно было, лишь заглянув во множество старых картотечных шкафов.

В одной из этих сокровищниц нас ждало необычайное открытие. Это был неопубликованный альбом с тридцатью восемью контрольными листами и подписями к ним, сделанными одним из самых знаменитых фотографов XX века – Дэвидом Сеймуром, известным также как Шим (от его польской фамилии Шимин). В 1947 году Дэвид Сеймур, Анри-Картье Брессон, Роберт Капа, Джордж Роджер и другие величайшие фотографы того времени основали фотокооператив Magnum, сегодня известный как фотоагентство Magnum Photos(link is external).

В 1950 году ЮНЕСКО заказала Сеймуру фоторепортаж о масштабной кампании по борьбе с неграмотностью на юге Италии. Сделанные им снимки были опубликованы в статье на эту тему в номере «Курьера ЮНЕСКО» за март 1952 года. Текст статьи написал Карло Леви, перу которого принадлежит выдающийся автобиографический роман «Христос остановился в Эболи» (1945). В основу романа легли впечатления этого туринского писателя о времени, проведенном в отдаленном южном регионе, ныне именуемом Базиликата, куда он был сослан фашистами в 1930-х годах. Автор повествует об образе жизни местного населения, их обычаях и верованиях и о нищете, в которой они прозябали.

Обнаруженные в архивах отпечатки и записи Сеймура в полном объеме войдут в книгу, название которой можно перевести как «Они не остановились в Эболи: ЮНЕСКО и кампания по борьбе с неграмотностью в репортаже Дэвида "Шима" Сеймура и текстах Карло Леви от 1950 г.». Выход в свет этой книги планируется в ближайшее время, и по этому случаю, 67 лет спустя после публикации первоначального репортажа, «Курьер ЮНЕСКО» раскрывает еще одну грань проделанной фотографом работы.

Репортаж Сеймура был посвящен итальянской кампании по борьбе с неграмотностью, которая достигала особо высокого уровня на юге страны. В некоторых регионах, в том числе в Калабрии, где Сеймур работал над своим репортажем, почти половина жителей не умела читать и писать.

Кампанию проводили послевоенные итальянские власти совместно с неправительственными организациями, такими, например, как основанный в 1947 году Национальный союз по борьбе с неграмотностью (Unione Nazionale per la Lotta contro l'Analfabetismo – UNLA(link is external)). Эта НПО способствовала открытию школ, в которых обучали грамоте и детей, и взрослых. Самым плодотворным из начинаний Союза стали так называемые народные культурные центры. Взрослые, уже прошедшие курс ликвидации неграмотности, могли расширить здесь свои познания, задавая учителю из UNLA вопросы как практического, так и более отвлеченного характера. Учитель старался находить ответы, прибегая к помощи специалистов: врачей, аптекарей, ветеринаров, приходских священников и других знатоков своего дела.

ЮНЕСКО живо интересовалась этой кампанией, а впоследствии и поддержала ее, вне всякого сомнения, признавая ее значимость – ведь подготовку соответствующего репортажа она поручила одному из крупнейших фотографов того времени.

Работая над заказом, Сеймур не только сделал сотни снимков, но и сопроводил их весьма подробными комментариями. Выстроил фотографии в тематические сюжетные линии, сделал подборки, которые могли бы стать канвой для последующего репортажа. В статье, опубликованной в «Курьере» за март 1952 года, были заимствованы отдельные его идеи, однако использовалась лишь малая часть текста. Сейчас, 67 лет спустя, настало время восполнить это пробел.

В частности, недостаточно внимания было уделено наблюдениям Сеймура о положении женщин. К примеру, он сделал серию снимков женщин, обучающихся чтению (один из них, на котором девочка учится читать вместе со своей мамой, был опубликован в статье 1952 года). В записях к этой серии фотограф подчеркивал, что в целях содействия социальному прогрессу необходимо совмещать мероприятия по ликвидации неграмотности с мерами, способствующими равенству полов. 

В «Курьере» была напечатана и фотография женщины, несущей на голове груз (в данной статье мы публикуем другой снимок из этой серии, оцифрованный для публикации в книге «Они не остановились в Эболи»). Однако подпись к ней, которую мы приводим ниже, существенно сузила смысл, вкладываемый фотографом: в статье 1952 года фотография использовалась для иллюстрации того факта, что людям приходилось учиться по вечерам, после тяжелого трудового дня.

Та же подпись относилась и к снимку, изображающему работающих в поле мужчин, и точно так же сводила его роль к простому показу дневного труда, за которым следовали вечерние занятия. Однако если мы прочтем комментарий Сеймура к серии, откуда была взята эта фотография, мы сможем оценить всю глубину его наблюдений: фотограф считал, что образовательная кампания должна сопровождаться социально-экономическими реформами. 

Это обращение к первоисточнику не только подтверждает значимость архивов ЮНЕСКО, способных пролить свет на ничуть не утратившие актуальности общественные кампании прошлого, но и позволяет увидеть то, как информация о них доводилась до сведения читателей.

Архив журнала
№3, 2019ю№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба