Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №4, 2020

Аньес Бардон
Торговцы искусством, торговцы душами

 

cou_03_20_wide_angle_general_web.jpg

Предмет древности на выставке «Защита культурного наследия: императив для всего человечества», прошедшей в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в декабре 2015 г.

Конвенция ЮНЕСКО о незаконном обороте культурных ценностей, которой в этом году исполняется 50 лет, по-прежнему является основным инструментом в борьбе с черным рынком антиквариата. За последние полвека эта борьба ожесточилась, осведомленность о моральном вреде разграблений определенно повысилась, однако торговля «кровавыми древностями» продолжает процветать. Эффективно препятствовать ей мешает целый ряд проблем, в том числе высокий спрос на предметы искусства, резко выросшие в цене, недостаточная строгость санкций и уязвимость объектов, находящихся в зонах конфликтов.

Аньес Бардон
ЮНЕСКО

Осень 2019 года. В ходе масштабных операций(link is external), проведенных более чем в ста странах, были изъяты монеты различных эпох, старинные виды оружия, керамические изделия, окаменелости и картины. Одна только таможенная служба Афганистана конфисковала в аэропорту Кабула 971 предмет, принадлежащий культурному наследию этой страны. В Мадриде были найдены крайне редкие предметы доколумбовой эпохи, в том числе золотая маска Тумако.

В ходе двух параллельных операций, одна из которых проводилась под руководством Всемирной таможенной организации(link is external) и Интерпола(link is external), а другая координировалась Европолом(link is external) и Гражданской гвардией Испании, было изъято в общей сложности около 19 тыс. предметов и ликвидировано несколько международных сетей незаконной торговли.

Эта беспрецедентная спецоперация дает представление не только о том, каких масштабов незаконный оборот культурных ценностей достиг в последние десятилетия, но и о важности международного сотрудничества в борьбе с ним. Ключевую роль в этой борьбе по-прежнему играет Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности.

Этот документ был принят 50 лет назад, и все это время он служит для ЮНЕСКО опорой, позволяя ей повышать осведомленность о проблемах, связанных с этой нелегальной деятельностью, оказывать подписавшим Конвенцию странам ― которых сегодня насчитывается 140 ― помощь в разработке законов и превентивных мер, а также способствовать реституции незаконно перемещенных культурных ценностей.

С момента принятия Конвенции законы в этой области ужесточились, осведомленность общественности выросла, а механизмы мониторинга, отслеживания и идентификации предметов искусства заметно усовершенствовались. Усовершенствовались, однако, и методы тех, кто занимается незаконным оборотом. К тому же, число таких лиц увеличилось.

Попытки следователей, таможенников и экспертов пресечь эту ставшую уже глобальной деятельность сталкиваются с многочисленными препятствиями. Даже популярность предметов искусства и древностей представляет проблему. Ведь хотя торговля культурными ценностями ― явление не новое, никогда еще она не была столь процветающей. Высокий интерес коллекционеров, галерей и музеев к предметам искусства и древностям привел к тому, что их стоимость резко возросла. Согласно докладу о состоянии мирового рынка искусства (Global Art Market Report(link is external)), в 2019 году общий объем продаж на арт-рынке составил примерно 64 млрд долларов.

Теневой рынок

Будучи чрезвычайно прибыльным, рынок искусства привлекает не только инвесторов, но и недобросовестных участников, а также, все чаще, преступные и террористические организации, которые используют его для отмывания денег или финансирования своей деятельности.

Оценка масштабов незаконного рынка ― по определению подпольного ― в значительной степени затруднена неполнотой и без того немногочисленных статистических данных. Только менее половины государств-членов Интерпола(link is external) сообщают о совершаемых на их территории кражах культурных ценностей. Хотя точные данные отсутствуют, считается, что незаконная торговля культурными ценностями занимает третье место среди преступных видов деятельности международного характера, уступая лишь торговле наркотиками и оружием.

Кражи картин ― особенно таких известных, как «Крик» Эдварда Мунка, украденный в 2004 году в Норвегии, и «Сад у дома священника в Нюэнене весной» Ван Гога, похищенный совсем недавно в Нидерландах, ― вызывают большой резонанс в СМИ, однако представляют собой лишь вершину айсберга. Большая же часть незаконной торговли находится в тени и осуществляется незаметно для широкой общественности по запутанным каналам, которые зачастую берут начало в культовых сооружениях, музеях и археологических объектах, расположенных в зонах конфликтов.

Пройдя через страны транзита, украденные предметы попадают в коллекции частных лиц или торговцев, проживающих в столицах западных стран. При этом разрешения на их вывоз оформляются в месте транзита, а не в стране происхождения, что зачастую допускается законами стран назначения.

Когда грабители опережают археологов

В отличие от других видов преступной деятельности, подлежащих полному запрету, торговля культурными ценностями сама по себе запрещенной не является. Очень часто украденные или незаконно приобретенные статуэтки, фризы и старинные керамические изделия попадают непосредственно на легальный рынок. При этом большинство предметов, найденных грабителями в ходе незаконных раскопок, нигде не зарегистрированы, в связи с чем они не подпадают под действие Конвенции 1970 года, а страны происхождения не могут установить их первоначальное местонахождение.

В целях решения данной проблемы и учитывая масштабы разграблений, совершаемых «Исламским государством» и другими группировками в Ираке и Сирии, в 2015 году Совет Безопасности Организации Объединенных Наций принял резолюцию 2199(link is external). Она направлена на предотвращение незаконного оборота древностей из этих двух стран путем введения экономических и дипломатических санкций в отношении стран и лиц, получающих прибыль от незаконной торговли культурными ценностями.

Необходимость ужесточения законов и санкций обусловлена в том числе стремительным развитием онлайн-торговли в последние 15 лет, оказавшимся на руку всем участникам черного рынка: одним щелчком мыши покупатели из любой точки мира могут приобрести статуэтки доколумбовой эпохи и старинную керамику, сохраняя при этом абсолютную анонимность. В 2005 году на онлайн-платформе eBay была выставлена на продажу плитка из храма в Ларсе времен царя Навуходоносора, незаконно вывезенная из Ирака в 2003 году. Около 30 % предметов, изъятых в ходе вышеупомянутой операции Интерпола в 2019 году, уже были выставлены на продажу в интернете.

Пандемия как отягчающий фактор

Кризис, вызванный пандемией COVID-19, еще больше усугубил ситуацию. В рамках проекта ATHAR(link is external), посвященного исследованиям в области незаконного оборота древностей и антропологического наследия, специалисты по цифровым каналам незаконной торговли предметами искусства отметили, что в период изоляции заметно участились случаи продажи контрабандных предметов, в частности из стран Ближнего Востока и Северной Африки, через социальные сети. После проведенного этим партнером ЮНЕСКО расследования компания «Фейсбук» запретила торговлю историческими культурными ценностями через свои онлайн-платформы.

Это стало первым шагом в нужном направлении. В июне текущего года в рамках празднования 50-летия Конвенции 1970 года ЮНЕСКО провела онлайн-совещание с мировыми экспертами в области борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей, с тем чтобы изучить воздействие COVID-19 на развитие этой нелегальной деятельности и рассмотреть возможные меры в ответ на расширение ее масштабов. В целях более эффективного сотрудничества в борьбе с незаконной торговлей эксперты рекомендовали сформировать специальные полицейские подразделения, ответственные за мониторинг онлайн-платформ. Они также выступили в поддержку более систематического использования разработанных ЮНЕСКО и ее партнерами инструментов, таких как база данных ЮНЕСКО о национальном законодательстве в области культурного наследия, составленный ИКОМ красный список культурных ценностей, находящихся под угрозой(link is external), и база данных Интерпола(link is external) об украденных произведениях искусства.

Отслеживание происхождения похищенных произведений искусства и предметов древности имеет огромное значение, поскольку не только позволяет находить и задерживать занимающихся нелегальным оборотом лиц ― то есть применять сугубо репрессивные меры, ― но и делает возможным возвращение предметов в страну их происхождения. Так, Аргентина недавно вернула соседним странам значительное число изъятых на ее территории культурных ценностей.

Вопрос о реституции предметов, вывезенных в колониальный период, является более деликатным и продолжает порождать напряженность между странами, имеющими богатые музейные коллекции, и теми, что требуют возврата предметов, являющихся частью их самобытной культуры.

Это требование, поддерживаемое растущим числом стран, находит все больший отклик среди широкой общественности. Во всемирно известном фильме «Черная пантера» киностудии Marvel, вышедшем на экраны в 2018 году, сын принца Н'Джобу ― заклятого врага Черной пантеры ― украл из музея в Лондоне легендарное оружие Ваканды. Если эта африканская страна является вымышленной, то вопрос о реституции культурных ценностей, напротив, вполне реален.



Другие статьи автора: Бардон Аньес

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба