Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №4, 2020

Самайита Банерджи
Индия под угрозой разграбления

 

cou_03_20_wide_angle_inde_web.jpg

Остатки древнего поселения Кхана Михирер Дхипи, входящего в археологический объект Чандракетугарх.

С целью препятствовать вывозу из страны культурных ценностей, пользующихся большим спросом на мировом рынке антиквариата, Индия приняла жесткие законодательные меры. Осуществление их на практике, однако, сталкивается с многочисленными сложностями. Главные причины того — бедность населения, подталкивающая его к разграблению, и нехватка персонала для охраны археологических и культурных объектов.

Самайита Банерджи
Научный работник, специалист в области археологии и сохранения наследия при университете Ашоки (Индия), стипендиат программы ЮНЕСКО-Сахапедия 2018 года

Руины древнего города Чандракетугарх, расположенного неподалеку от деревушки Берачампа в 30 км от столицы Западной Бенгалии Колкаты (Калькутты), являются одним из самых ранних свидетельств цивилизации в восточной Индии.

Увы, от былого величия остались лишь жалкие следы. Плачевное состояние этого археологического памятника, датируемого II веком до н. э., во многом стало результатом неэффективных охранных мер, недостаточной научной работы и бездействия со стороны государства — проблем, от которых страдает все археологическое наследие страны. Предметы древности, незаконно вывезенные из Чандракетугарха, разошлись по всему миру и входят в собрания крупнейших музеев мира и в частные коллекции.

При этом механизмы по защите этого богатейшего наследия в Индии имеются. Так, закон о предметах древности и произведениях искусства, принятый в 1972 году и измененный в 1976 году, запретил вывоз с территории страны какого бы то ни было археологического памятника и обязал частных владельцев проявлять должную осмотрительность. С принятием закона все археологические объекты и места раскопок перешли во владение государства, которое стало принимать усиленные меры по возвращению похищенных артефактов.

Тем не менее, уже через несколько лет после вступления закона в силу, в период с 1977 по 1979 год, было зарегистрировано около 3000 случаев хищения предметов древности. По оценкам ЮНЕСКО, по ситуации на 1989 год из страны было нелегально вывезено более 50 тыс. произведений искусства. Однако представители официальных структур сходятся во мнении, что реальные масштабы разграбления оценить невозможно.

Долгая история разграбления

Стоит отметить, что расхищение памятников древности в Индии — явление не новое. Если в последние годы расхитителями движет преимущественно жажда наживы, то в прошлом эта деятельность правомерно совершалась колониальными властями после установления контроля над местным населением.

В 1861 году, еще во времена британской колонии, в Индии была основана Археологическая служба(link is external), ныне находящаяся в ведомстве Министерства культуры. На нее были возложены задачи по защите культурного наследия нации, обеспечению сохранности древних памятников, содействию научно-исследовательской работе и надзору за местами археологических раскопок.

Таким образом, именно Археологическая служба Индии отвечает за защиту и сохранение 3650 исторических памятников, охватывающих период с первобытных времен до колониальной эпохи. Но даже при наличии специального учреждения законодательство об охране памятников не исполняется должным образом, в частности ввиду нехватки персонала.

Между тем расхищение древних индийских сокровищ из храмов и с мест раскопок порой достигает поистине вопиющих размеров. Так, с 1965 по 1970 год из группы храмов Кхаджурахо в штате Мадхья-Прадеш было украдено более сотни каменных эротических скульптур. Эти древние храмы, сооруженные во времена династии Чанделла в период с 950 по 1050 год, вошли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 году. От разграбления не застрахованы даже музеи, которые должны находиться под строжайшей охраной. К примеру, в 1968 году из Национального музея(link is external) в Нью-Дели было похищено 125 древних ювелирных украшений и 32 редкие золотые монеты.

Случайные находки

Большая часть контрабандных произведений искусства находит покупателей на Западе, многие из них в конечном итоге попадают в музеи. Снабженные фальшивыми документами, предметы переправляются за границу преимущественно морским путем, чтобы избежать более тщательной проверки в аэропортах. 

Зачастую на археологических объектах орудуют местные антиквары и коллекционеры. Так, на территории и в окрестностях самого обширного в мире мангрового леса Сундарбан, расположенного на юго-востоке Западной Бенгалии, имеется несколько десятков таких объектов. Хотя значительная их доля была уничтожена беспрерывно сменяющимися приливами и отливами, на многих из них раскопки также вели сотрудники Государственного археологического департамента и Восточного подразделения Археологической службы Индии.

Однако в центральных участках леса Сундарбан значительную часть археологических объектов обнаруживают рыбаки и местные жители. Их случайные находки в лучшем случае попадают в местные антикварные лавки и музеи, но чаще всего — в руки нелегальных торговцев древностями. Редкость публичных торгов, нерегулярная ревизия в музеях и отсутствие простых легальных способов оценки произведений искусства лишь усугубляют проблему незаконного оборота культурных ценностей.

Образование в области наследия

Закон запрещает покупку антиквариата у торговцев, не прошедших проверку и не имеющих лицензию. Однако в такой стране, как Индия, большинство древних объектов находят земледельцы и строители. У них, как правило, их задешево скупают объединенные в подпольные организации дилеры, которые впоследствии перепродают их тем, кто готов заплатить более высокую цену. Строгость закона, призванная служить благим целям, оказывается контрпродуктивной.

Безусловно, адекватное законодательство в области защиты наследия имеет важное значение. Однако еще более важно формировать у населения базовый уровень знаний по истории региона, особенно в рамках школьной программы. Ведь зачем людям прилагать усилия по охране того, о чем они ничего не знают? Кроме того, необходимо, чтобы местные жители имели более ясное представление об экономической и исторической ценности древних предметов искусства, которые они могут обнаружить, и чтобы у них была возможность получать достойное вознаграждение при передаче своих находок государству. Это тем более важно с учетом того, что нищета является одним из главных факторов, способствующих разграблению наследия. 

Помимо включения в школьную программу тем по археологии и сохранению наследия интерес может представлять привлечение органов местного самоуправления (панчаятов) и окружных советов к усиленному контролю деятельности торговцев древностями и к охране исторических объектов, доступ к которым ныне практически не ограничен. Что касается государственных ведомств и музеев, необходимо как можно скорее провести полную инвентаризацию их собраний и находок.

Рост рынка индийских и азиатских предметов искусства также обусловлен очевидным расколом стран на два лагеря: богатых «покупателей» и бедных «поставщиков». Однако такого рода «поставки» можно ограничить посредством простых мер, и принять их следует незамедлительно. В противном случае может произойти так, что богатое наследие Индии станет недоступно для ее собственных граждан.



Другие статьи автора: Банерджи Самайита

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба