Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №4, 2020

Том Мэшберг
Социальные сети — новое эльдорадо для торговцев контрабандой

 

cou_03_20_wide_angle_mashberg_web.jpg

Древняя мозаика, полученная незаконным образом в Сирии и выставленная на продажу на «Фейсбуке».

Интернет-аукционы и социальные сети, открывающие торговцам контрабандой доступ на мировой рынок, всего за несколько лет превратились в главный канал незаконного оборота культурных ценностей. И хотя недавно компания «Фейсбук» запретила торговлю древностями на своей платформе, для того чтобы полностью перекрыть его, сделать предстоит еще многое.

Том Мэшберг
Журналист, пишущий о кражах произведений искусства и антиквариата, бывший сотрудник американской газеты Boston Herald, регулярный корреспондент «Нью-Йорк Таймс», один из авторов книги «Похищенные картины Рембрандта: тайные подробности громких ограблений» (Stealing Rembrandts: The Untold Stories of Notorious Art Heists)

В июне 2020 года, после более чем двух лет официальных жалоб специалистов, занимающихся поиском похищенных предметов древности, компания «Фейсбук» наконец признала, что ее социальная сеть является одной из крупнейших в мире площадок по сбыту произведений искусства, незаконно вывезенных с Ближнего Востока. В политику использования (link is external)сети были внесены существенные поправки, а представители компании заявили, что «в целях защиты объектов наследия и наших пользователей […] отныне мы запрещаем обмен, продажу и покупку любых исторических артефактов через Facebook и Instagram».

Сказать, что давно пора было это сделать, — значит ничего не сказать. На существующие проблемы «Фейсбуку» еще в 2014 году указывали эксперты проекта ATHAR(link is external), посвященного исследованиям в области незаконного оборота древностей и антропологического наследия. По данным того же проекта — название которого с арабского переводится как «древность» — интернет-платформы не принимают почти никаких усилий по борьбе с нелегальной торговлей древними реликвиями и другими ценностями.

Положение усугубилось с началом пандемии COVID-19, в результате которой все больше торговцев и покупателей антиквариата стало обращаться к интернету и социальным сетям. Благодаря которым, как оказалось, — например, через вступление в определенные неконтролируемые группы в «Фейсбуке» — можно получить беспрепятственный выход на черный рынок.

Глобальное бедствие

«Фейсбук» — далеко не единственная платформа, где продаются добытые незаконным образом предметы старины. Для поиска покупателей, особенно в Европе и США, дилеры также используют интернет-аукционы, в частности eBay, InvaluableCatawiki и GoAntiques. При этом в теории правила использования этих сайтов запрещают продавать объекты сомнительного происхождения. К примеру, политика eBay предусматривает, что «каждый лот, содержащий предмет древности, должен включать информацию о его происхождении или историю перехода прав собственности на него, а также, если это представляется возможным, фотографию или отсканированное изображение официального документа, указывающего страну его происхождения и юридические подробности его приобретения. Продаваемый объект должен быть разрешен к ввозу и вывозу».

На практике же препятствовать нелегальным сделкам почти невозможно. «Ввиду большого потока продаваемых объектов и высокой скорости заключения сделок национальные правоохранительные органы просто не могут обеспечить постоянный контроль за деятельностью торговых интернет-площадок», — поясняет старший научный сотрудник Оксфордского университета Нил Броди, который занимается исследованиями в области находящихся под угрозой археологических объектов и является автором целого ряда статей на тему онлайн-торговли.

Крайне сложно оценить общее число контрабандных объектов, которые продаются на интернет-аукционах. В докладе за 2019 год(link is external), подготовленном для Европейской комиссии на тему незаконного оборота культурных ценностей в Европе, Нил Броди отмечает, что, по его подсчетам, в 2018 году в Соединенном Королевстве могло быть продано около 52 560 лотов, содержащих предметы древности, на общую сумму 1,8 млн евро. Большая часть этих сделок совершена не по закону, уточняет Броди.

Расширение онлайн-торговли древностями вызывает серьезное беспокойство ЮНЕСКО и ее партнеров, ведущих контроль за соблюдением международного законодательства, в том числе Международной организации уголовной полиции (Интерпол(link is external)), Всемирной таможенной организации(link is external) и Международного института унификации частного права (УНИДРУА(link is external)). 26 июня 2020 года с их участием прошло онлайн-совещание по вопросу о новых мерах пресечения незаконного оборота культурных ценностей, в ходе которого заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по культуре Эрнесто Оттоне Рамирес подчеркнул необходимость «удвоить усилия по борьбе с этим глобальным бедствием». Стоит отметить, что сайты «Фейсбук», eBay и их аналогов уже давно критикуются как площадки для незаконного оборота культурных ценностей.

Похищение на заказ

Согласно экспертам, продажа древностей через «Фейсбук» началась в 2011 году, во время «арабской весны». Как утверждает профессор антропологии и истории Ближнего Востока г-н Амр аль-Азм, который преподает в Университете Шони (Огайо, США) и является одним из руководителей проекта ATHAR, именно в этот период боевики ИГИЛ поставили на поток разграбление археологических памятников Ирака и Сирии и сбыт награбленного — преимущественно посредством «Фейсбука».

«Социальные сети обеспечили торговцам контрабандой свободный выход на рынок», — объясняет Амр аль-Азм. В сентябре 2020 года он и другой руководитель проекта ATHAR, археолог и антрополог Кейти Пол, обнаружили не менее 120 групп «Фейсбук» — насчитывающих в общей сложности несколько сотен тысяч пользователей — связанных с нелегальной торговлей ближневосточными древностями. В большей части из них общение ведется на арабском языке.

Интернет-аукционы также представляют собой большую проблему. Однако, как отмечает Кейти Пол, на eBay, например, «не бывает так, чтобы за предложениями одного лишь торговца контрабандными артефактами следили сотни тысяч человек. Для групп в „Фейсбуке“ же это типичное явление». Все дело в масштабах, считает она: «Если eBay пользуются около 182 млн человек, то „Фейсбук“ насчитывает свыше 2 млрд пользователей. К тому же, эта сеть доступна во всех развивающихся странах».

По словам аль-Азма, желающие продать или купить предметы древности, как правило, находят друг друга в группах на «Фейсбуке», а для обсуждения деталей переходят в приложения с шифрованием данных. Нередко покупатели публикуют сообщения с указанием объекта, который они желают приобрести, и таким образом сами создают предпосылки для того, что аль-Азм называет «похищением на заказ».

В докладе проекта ATHAR за 2019 год(link is external) содержатся многочисленные фото- и видеоматериалы из групп «Фейсбука», на которых можно видеть древнюю мозаику, архитектурные элементы, статуи, египетские погребальные маски и даже саркофаги(link is external).

По словам Кейти Пол, иногда контрабандисты публикуют фотографии из каталогов аукционных домов, чтобы дать покупателю представление о стоимости предлагаемого объекта, а чтобы развеять сомнения относительно его подлинности, могут сопроводить свое «предложение» фотографиями или видеозаписями, сделанными в момент раскопок. Порой в группах встречаются подробные инструкции для начинающих «черных копателей», рассказывающие о том, как найти подходящее место для раскопок и правильно выкопать артефакты.

Кейти Пол отмечает и такую досадную особенность «Фейсбука»: алгоритм сети сам «рекомендует» пользователям страницы и группы, посвященные незаконному обороту культурных ценностей: «Каждый раз, когда мы в рамках своей работы вступали в одну группу, алгоритм „Фейсбука“ рекомендовал нам еще три».

Специалисты ATHAR выявили еще один способ продажи древностей, получающий все большее распространение: с места нелегальных раскопок ведется прямая онлайн-трансляция, которая сопровождается торгами в режиме реального времени. Покупателю впоследствии объясняют, как подготовить фальшивую документацию на объект и переправить его в нужную страну.

В тех случаях, когда «Фейсбук» и интернет-аукционы все-таки блокируют торговцев контрабандой, сотрудники проекта ATHAR обращаются к ним с просьбой не удалять их страницы и сообщения, поскольку они представляют собой прямые улики для полиции и ценные материалы для служб, занимающихся охраной наследия. Увы, до настоящего времени интернет-платформы, ссылаясь на свою политику конфиденциальности, неизменно отвечали, что не намерены сохранять удаленный контент.

Все говорит о том, что нелегальная торговля древностями по интернету будет продолжаться. Зачастую преступники годами хранят награбленное в тайниках, поджидая, когда о них забудут или будут готовы фальшивые документы, позволяющие выставить объект на продажу.

С учетом этого фото- и видеоматериалы о похищенных ценностях имеют огромное значение. Как сказал в заключение Амр аль-Азм, «они представляют собой ценное цифровое свидетельство для ученых и могут сыграть решающую роль в реституции объекта в будущем».



Другие статьи автора: Мэшберг Том

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба