Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №4, 2020

Тан ЦЗИГЭНЬ
Китайская бронза со всего мира — в виртуальном музее

 

cou_03_20_wide_angle_chine_web.jpg

Виртуальный музей меди и бронзы в городе Тунлин, Китай.

В городе Тунлин на востоке Китая открылся уникальный музей, где можно виртуально познакомиться с изделиями из меди и бронзы времен династии Хань. Многие из экспонатов с тысячелетней историей при этом находятся за пределами страны. Этот новаторский проект — наглядная демонстрация того, какими могут быть цифровые музеи будущего: культурные учреждения и специалисты получат возможность обмениваться ресурсами и обеспечивать беспрецедентно широкий доступ к своим коллекциям.

Тан Цзигэнь
Преподаватель Южного научно-технологического университета (SUSTech(link is external)) в городе Шэньчжэнь, археолог, специалист по бронзовому веку в Китае

Многие произведения искусства, попав в водоворот истории, были вывезены за границу и продолжают оставаться там по сей день. Как правило, вероятность того, что украденные культурные ценности смогут вернуться на родину, невелика, по крайней мере, в ближайшее время. В таком случае, как жители стран, где были созданы эти сокровища культуры, могут надеяться их увидеть?

Город Тунлин, расположенный в провинции Аньхой в восточной части Китая, решил эту проблему путем создания виртуального музея. Небольшой Тунлин с населением 1,6 млн человек издревле славится производством медных изделий — добыча меди и литье бронзы начались здесь в конце XVII века до н. э. В эпоху правления династии Хань (202 год до н. э. – 220 год н. э.) этот порт, расположенный на реке Янцзы, поставлял большую часть сырья, необходимого для литья медных монет.

В 2016 году городские власти при поддержке экспертов приняли решение открыть музей, посвященный медным и бронзовым изделиям древности. Задача этого цифрового музея меди и бронзы — предоставить посетителям со всего мира онлайн-доступ к художественным изделиям древнего Китая, выполненным из этих материалов, в частности к тем, что находятся за пределами страны.

Необычный носорог

Ожидается, что сайт музея начнет работать в конце 2020 года. Его посетители смогут, в числе прочего, ознакомиться с онлайн-выставкой «100 шедевров художественной бронзы Китая», на которой будут представлены около сотни изделий, отобранных по результатам голосования археологов. Среди них — ряд предметов, находящихся в коллекциях зарубежных музеев. В рамках еще одной экспозиции — «100 занимательных историй об изделиях из бронзы» — посетители смогут узнать подробности того, как они были вывезены из Китая и попали в страны своего нынешнего местонахождения.

Одна из таких историй повествует о долгом путешествии Сяо чэнь юй цзунь — ритуальной бронзовой вазы в форме носорога(link is external), изготовленной 3000 лет назад в период правления династии Шан (1600 – 1046 годы до н. э.). Ее помог вывезти в Париж торговец произведениями искусства Чин Цай Лу, после чего ее приобрел Эйвери Брендедж, американский спортивный функционер и бывший президент Международного олимпийского комитета (МОК). Затем эта уникальная по своей форме ваза бронзового века была передана Музею азиатского искусства(link is external) в Сан-Франциско, где она и сегодня является одним из самых популярных экспонатов и даже визитной карточкой музея.

Идея предоставления широкого доступа к культурным ресурсам в режиме онлайн не нова. У многих учреждений — членов Международного совета музеев (ИКОМ(link is external)) есть свой собственный веб-сайт. Однако виртуальный музей Тунлина выделяется тем, что его коллекции знакомят посетителей и с объектами, находящимися в целом ряде других стран. За многие столетия Китай утратил значительную часть своего культурного наследия: предполагается, что из страны тем или иным способом были вывезены миллионы артефактов.

Больше, чем просто веб-сайт

В исследовании, проведенном мной в 2016 году, более 90 % опрошенных выразили надежду, что вывезенные за пределы Китая культурные ценности когда-нибудь будут возвращены стране. Тот факт, что отныне их можно будет увидеть на сайте музея в Тунлине, должен помочь ослабить напряженность, уже долгие годы существующую между Китаем и странами, в которых находятся эти ценности.

На настоящий момент музей предлагает ознакомиться лишь с определенной категорией экспонатов — древнекитайскими изделиями из бронзы. Однако в будущем цифровые музеи будут создаваться и управляться на основе сотрудничества учреждений из разных стран и будут предлагать доступ к самым разнообразным ресурсам. Такие новые виртуальные музеи можно будет охарактеризовать как «сеть цифровых музеев» или «музеи в цифровом облаке».

Речь будет идти не об обычных веб-сайтах, предлагающих ознакомиться с коллекциями какого-то определенного музея, и не о подборке веб-сайтов нескольких музеев, а скорее о результате сотрудничества между различными учреждениями по всему миру. Подобные футуристические цифровые музеи уже существуют — их примером могут служить онлайн-выставки Британского музея(link is external) и Музея археологии и антропологии(link is external) Кембриджского университета в Великобритании.

Впечатляющие темпы совершенствования технологий хранения и передачи большого объема данных, несомненно, облегчат создание подобных «музеев в облаке», которые, по прогнозам некоторых исследователей, могут придать новую динамику развитию как музейного дела, так и культуры в целом. 

Навстречу новым возможностям

В будущем цифровые музеи смогут делать тематические подборки предметов разного типа и организовывать беспрецедентные по своему охвату выставки благодаря сведению воедино колоссальных объемов данных. Кроме того, они наверняка получат возможность по-разному интерпретировать и выставлять один и тот же экспонат, используя культурные ресурсы со всего мира. Ученые из разных стран смогут обсуждать представленные произведения как между собой, так и с широкой аудиторией.

3000 лет назад, в эпоху правления династии Шан, древнейшей известной археологам династии в истории Китая, китайскими ремесленниками были изготовлены по крайней мере два бронзовых сосуда типа ю с изображением тигра, пожирающего человека. В силу исторических причин сегодня оба они находятся за рубежом, в коллекциях музея Гиме(link is external) в Париже и музея Сэн-оку Хакуко Кан(link is external) в Киото. И кто знает, быть может, когда-нибудь сотрудники этих двух музеев объединятся с китайскими археологами — специалистами по династии Шан в виртуальном пространстве «музея в облаке», чтобы поделиться своими знаниями о бронзовых сосудах ю и их истории с широкой публикой во всем мире.



Другие статьи автора: ЦЗИГЭНЬ Тан

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба