Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №4, 2020

Вероника Таджо
Расизм: время открыть глаза

 

cou_03_20_idee_tadjo_web.jpg

Памятник Христофору Колумбу в Миннесоте, США, снесенный в ходе акций протеста против расового неравенства, июнь 2020 г. Протестанты снесли и ряд других скульптур, напоминающих о колониальной истории и рабстве.

Полицейское насилие по отношению к чернокожему, произошедшее в США прошлой весной, вызвало массовое движение протеста, которое вышло далеко за пределы Соединенных Штатов. Расизм, подчеркивает писательница Вероника Таджо, слишком глубоко пустил корни в умах людей и проник во все сферы современного общества, проявляясь как на бытовом уровне, так и на уровне социальных институтов.

Вероника Таджо
Франко-ивуарийская писательница(link is external), автор ряда романов. Долгое время жила в Южной Африке, где преподавала в Витватерсрандском университете Йоханнесбурга. В настоящее время живет между Лондоном и Абиджаном.

В истории Миннеаполиса 25 мая 2020 года навсегда останется черным днем: именно тогда в результате действий полицейского скончался от удушья Джордж Флойд. Кадры убийства, мгновенно облетевшие весь мир, показали нам, насколько человечество далеко еще от решения проблемы расизма.

А ведь еще совсем недавно нам могло казаться, что пострасистская эпоха наконец наступила. Разве не об этом свидетельствовал приход к власти Нельсона Манделы, ставшего первым чернокожим президентом Южной Африки (1994–1999), и избрание Барака Обамы на пост президента США (2009–2017)? Столь же оптимистичные настроения доминировали и во Франции, где республиканские ценности, казалось бы, выместили из общественного сознания понятие расы.

Однако, каким бы устаревающим некоторые ни считали это понятие, расизм по-прежнему жив, в частности расизм бытовой, который непрерывно подпитывается нашими предрассудками и предубеждениями. По мнению ученых из парижского Музея человека(link is external) Эвлин Эйер и Кароль Рено-Палиго, расовая нетерпимость — подчас тонко завуалированная, но зачастую ничем не прикрытая — имеет в своем основании три особенности человеческого мышления: «склонность к категоризации, то есть распределению людей по группам на основе определенных критериев (которые могут отличаться в разных социально-исторических контекстах), склонность к иерархизации (отнесению людей к более высшему или низшему рангу по произвольным причинам), а также склонность приписывать всем людям одной группы набор неких постоянных и неизменных качеств, которые якобы передаются по наследству и потому присущи им всегда».

Неприятие Другого 

Неприятие Другого может принимать различные формы. От него не застрахованы и знаменитости: жертвой нападок может стать известный чернокожий футболист, которого освистывает публика, или видный чернокожий политик, подвергающийся преследованию в социальных сетях. Но чаще всего от расистского отношения страдают рядовые граждане, которым цвет кожи мешает найти жилье или работу. Такого рода дискриминация, как правило, осуждается широкой общественностью и признается фактором, разобщающим общество. Зачастую, оправданно или нет, расистские идеи приписывают приверженцам крайнего консерватизма. Как говорил Франц Фанон, посвятивший себя борьбе с колониализмом, «расизм — не отдельно существующее явление, а самый заметный, самый обыденный, самый низменный элемент некой структуры».

Эта структура суть то, что называют системным, или институциональным, расизмом. Более опасный и трудно поддающийся разоблачению, он проявляется в мельчайших деталях функционирования государственной машины. Тем, кому никогда не доводилось с ним сталкиваться, очень легко поверить в то, что его не существует. Ведь все виды дискриминации запрещены законом? Во Франции закон о борьбе с расизмом(link is external) был впервые принят 1 июля 1972 года и с тех пор неоднократно изменялся и дополнялся. В этой сфере также имеется ряд европейских и международных соглашений. Однако никакой закон сам по себе не в состоянии искоренить дискриминацию на бытовом уровне. Нужно нечто большее.

Системный расизм

Невозможно представить себе истинные масштабы системного расизма, если видеть его лишь в отдельных случаях расовой нетерпимости. Системный расизм заключается в принижении ряда меньшинств, которые, в результате такого исторического наследия, как колониализм или рабство, рассматриваются как стоящие в более низком, подчиненном положении. В демократическом обществе такое отношение проникает в органы полиции (выражаясь в осуждении и полицейском насилии на основании внешности), в тюрьмы (проявляясь в более высокой доле заключенных другого цвета кожи и применении к ним более суровых мер наказания), в систему образования (приводя к более низким оценкам) и здравоохранения (ограничивая доступ к медицинскому обслуживанию), на рынок труда (выливаясь в более высокий процент безработицы), в градостроительство (отражаясь на расселении в гетто или бедные кварталы) и многие другие сферы нашей жизни. По мнению историка и преподавателя литературы Калифорнийского университета Лос-Анджелеса(link is external) Лор Мюра (Laure Murat(link is external)), системный расизм — это «институциональная монополия, которая, как правило, поддерживает определенную культуру — культуру зма, расизма или насилия».

Волна манифестаций, прокатившаяся по всему миру в поддержку американского движения Black Lives Matter, свидетельствует об осознании в обществе того факта, что расизм может принимать самые различные формы и способствовать развитию разных видов нетерпимости, включая антисемитизм, исламофобию, гомофобию, зм, трансфобию и пр. Пандемия COVID-19, в результате которой жители всего мира получили разделенный опыт изоляции, страданий и смерти, вне всякого сомнения, лишь обострила чувствительность общественности к произошедшей в Миннеаполисе трагедии.

Движение Black Lives Matter является логическим продолжением многовековой борьбы чернокожих американцев за расовое равенство — борьбы, начавшейся в XVII веке, когда на южных плантациях США стали использовать рабов, и не утихавшей до тех пор, пока движение за гражданские права в 1960-е годы не положило конец сегрегации в общественных местах, транспорте и образовании.

Прошлые победы и выступления, пусть даже им не удалось избавить американское общество от расизма, служат для движения Black Lives Matter источником силы и вдохновения. Однако что в нем особо примечательно, так это то, что это движение оказалось способно сплотить огромное количество людей вокруг идеи интернационализации социальной несправедливости. Массовые протесты против полицейского насилия и других видов притеснений, прошедшие во Франции, Великобритании, Германии, Австралии, Южной Африке и других странах мира, повлекли за собой коллективное отрицание угнетения, унижения и подчинения.

Сопротивление переменам

Люди, выходящие на улицы с антирасистскими плакатами, крупные торговые марки, делающие более инклюзивную рекламу, и книжные магазины, выставляющие на витрины больше произведений чернокожих авторов и книг о расизме, подготовили почву для изменений. Тем не менее, добиться перемен будет нелегко. 

Страх перед общественными беспорядками и материальный ущерб, причиняемый некоторыми манифестантами, могут снизить поддержку антирасистского движения и привести к столкновениям с реакционно настроенными группами и ожесточенным стычкам с органами правопорядка. К примеру, критике уже сейчас подвергается снос памятников. Успеху движения Black Lives Matter может препятствовать и отсутствие у него определенного лидера или координирующей структуры. Раскол внутри движения привел к образованию радикального меньшинства, действия которого сложно контролировать.

Для того чтобы социальные перемены стали реальностью, солидарность должна проявляться не только в протестах и символах. «Если бы между людьми не было разногласий и все всегда и во всем соглашались, мы бы более не нуждались в демократии. Демократия — это столкновение интересов, сдерживаемое различными факторами (в частности, конституциями и основными правами человека). Единогласие не является в демократии самоценностью», — напоминает нам преподаватель политологии и истории идей Принстонского университета(link is external) (США) Ян-Вернер Мюллер в своей статье(link is external), опубликованной 30 июня 2020 года во французской газете «Либерасьон». И сейчас нашей главной целью должно быть не просто оказание поддержки чернокожим, а построение общества, основанного на уважении различий и равенстве возможностей.



Другие статьи автора: Таджо Вероника

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба