Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » ю№4, 2021

Александр Беттс
Беженцы: положить конец предрассудкам

 

cou-04-2021-wide-angle-myths-web.jpg

Маомби Самил, 24-летний беженец из Демократической Республики Конго, открыл собственное дело по изготовлению масок в лагере Какума, Кения.

Все беженцы из Африки стремятся приехать в страны Запада, они вытесняют с рынка труда местное население, в принимающих сообществах к ним всегда относятся враждебно… Эти и другие стереотипы чрезвычайно распространены, однако, как показывают исследования, по большей части не имеют под собой основания.

Александр Беттс
Профессор Оксфордского университета (Соединенное Королевство), специалист по вынужденной миграции и международным отношениям

В наши дни число лиц, перемещенных в результате конфликтов и преследований, достигло рекордной отметки со времен Второй мировой войны. Однако ввиду политизации вопросов иммиграции и предоставления убежища как в богатых, так и в бедных странах, беженцам становится все сложнее пользоваться механизмами международной защиты. Отчасти эта проблема может объясняться распространением ложной информации, когда СМИ и политики искажают образ беженцев в общественном сознании, представляя их обузой для принимающего общества.

Недавно в свет вышла моя книга «Богатство беженцев: как перемещенные лица могут содействовать развитию экономики» (англ. The Wealth of Refugees: How Displaced People Can Build Economies). В ее основу легло масштабное исследование, проведенное в Восточной Африке с участием более 16 000 человек — беженцев и членов принимающих сообществ в лагерях и городах Кении, Уганды и Эфиопии. Полученные данные позволяют опровергнуть следующие пять популярных мифов об африканских беженцах и доказывают, что при условии их интеграции в общество беженцы могут содействовать развитию принимающей страны.

Направление миграции — Все африканские беженцы устремляются в страны Запада

В богатых регионах мира распространено убеждение, что все беженцы стремятся попасть в Европу, Северную Америку или Австралию. Однако реальное положение дел иное: 86 % беженцев находят пристанище в странах с низким и средним уровнем дохода. Девять из десяти стран, принявших наибольшее число беженцев, относятся к странам Юга.

И если многие действительно мечтают жить в богатой стране, то большинство осознает неосуществимость такого замысла. Так, более 95 % беженцев, находящихся в Аддис-Абебе, хотели бы обосноваться в другой стране, но более половины из них понимают, что у них мало шансов реализовать свою мечту в ближайшем будущем.

В Кении, где ежегодно регистрируется значительное число беженцев, в основном имеет место внутренняя миграция. Внешняя миграция охватывает преимущественно выезд в соседнюю Уганду и организованное перемещение лиц, например, в рамках процедуры репатриации или переселения. Лишь очень небольшая доля беженцев — существенно ниже 1 % ежегодно — эмигрирует в Европу или другие богатые страны.

Вывод: большая часть беженцев не покидает своего региона, оседая в странах с низким и средним уровнем дохода, — и продолжит делать это в будущем.

Социальная интеграция — В принимающих сообществах к беженцам всегда относятся враждебно

Бытует мнение, что в принимающих сообществах присутствие беженцев считается обременяющим. Однако при грамотной политике отношение к беженцам может быть положительным. В ряде отдаленных приграничных районов лагеря беженцев и гуманитарные организации нередко являются одним из немногих рынков сбыта и источников занятости. К примеру, лагерь в поселке Какума в Кении дал местным жителям возможность зарабатывать на продаже дров и скота, новые рабочие места и доступ к образованию и медицинской помощи.

Кроме того, во всех рассмотренных странах нами была отмечена важная роль непосредственного контакта: чем больше взаимодействуют обе группы, тем лучше относится к беженцам местное население. Особенно это касается городов. Отношение людей к беженцам зависит и от того, как относятся к ним члены их семьи и соседи. Это дает основание полагать, что наше восприятие других социальных групп формируется под влиянием близкого окружения.

Вывод: отношение к беженцам может быть положительным, особенно в случае проведения политики по повышению экономических выгод от их присутствия для местного населения, по поддержке местных общин и по поощрению взаимодействия между беженцами и местными жителями.

Трудовое право — Принимающим странам невыгодно допускать беженцев на местный рынок труда

В международном законодательстве закреплены социально-экономические права беженцев, в частности право на труд и свободу передвижения. Тем не менее, многие страны эти права ограничивают, полагая, что допуск беженцев на рынок труда создаст напряженность внутри местного сообщества. В результате этого беженцы в таких странах, как Кения и Танзания, вынуждены годами оставаться в лагерях, не имея возможности искать работу. По имеющимся данным, такая ситуация негативно отражается на правах и благополучии беженцев и может иметь отрицательные последствия для принимающей страны.

Уганда — одно из немногих африканских государств, где беженцам разрешается работать и выбирать место проживания. У этого подхода есть существенные преимущества для беженцев, доходы которых в Уганде на 16 % выше, чем в соседней Кении.

Некоторые данные говорят о том, что такая политика благоприятна не только для самих беженцев, но и для местного населения. Так, в столице Уганды около 21 % семей беженцев имеют свое дело и хотя бы одного наемного работника, причем 40 % наемных работников являются гражданами принимающей страны. По мнению многих угандийцев, беженцы вносят вклад в экономику страны в качестве производителей, потребителей или частных предпринимателей.

Вывод: в какой бы точке мира они ни находились, следует активно поощрять право беженцев на труд, в частности путем стимулирующих мер.

Проживание — В городах беженцам всегда живется лучше, чем в лагерях

Если в среднем в городах проживает больше беженцев, то в Африке к югу от Сахары подавляющее большинство зарегистрированных беженцев находится в лагерях. По данным УВКБ ООН(link is external), лишь 16 % беженцев, находящихся в Кении, живут в Найроби, 6 % беженцев в Уганде живут в Кампале и 4 % беженцев на территории Эфиопии — в Аддис-Абебе. Их расселение зависит от введенных правительством ограничений, относительной доступности служб помощи, наличия работы и предпочтений самих беженцев.

Беженцы в городах по большей части являются мужчинами и принадлежат к более старшей возрастной группе, в то время как женщины и лица более младшего возраста чаще живут в лагерях. Иногда семьи беженцев разделяются, и работоспособные взрослые направляются в город, а те, на кого возложены обязанности по уходу за другими членами семьи и кто сам нуждается в уходе, остаются в лагерях.

В ходе нашего исследования мы выяснили, что в городах беженцы зарабатывают больше, однако их душевное состояние, физическое здоровье, а также качество питания в сравнении с обитателями лагерей вовсе не обязательно лучше. Во-вторых, в сельской местности отношение местных жителей к беженцам, как правило, лучше, чем в городах. Наконец, между лагерями и городами наблюдается движение: жители лагерей могут уезжать в города и наоборот.

Вывод: нельзя утверждать, что город или сельская местность для беженцев заведомо лучше другого. Оба этих варианта имеют относительные достоинства и недостатки, и выбор в пользу первого или второго является в той или иной степени вынужденным. Политика в отношении беженцев в любой местности должна быть направлена на расширение их возможностей по осуществлению своих прав.

Политика — Помощь беженцам носит исключительно гуманитарный характер

В оказании помощи беженцам многие видят лишь гуманитарный акт. Международное право и правозащитная деятельность, вне всякого сомнения, играют важную роль в определении принципов защиты беженцев, однако следует понимать, что невозможно рассматривать помощь беженцам вне сложного и подчас неоднозначного политического контекста.

Политический аспект прав беженцев явственно просматривается при изучении того, что движет принимающими странами, особенно теми, кто занимает по отношению к беженцам наиболее прогрессивную и открытую позицию. Так, политику самообеспечения Уганды, получившую широкое одобрение мирового сообщества, следует анализировать в контексте исторического и политического развития страны. Тогда становится очевидно, что она отнюдь не является недавним новшеством, а формировалась постепенно в течение долгого времени при последовательной поддержке нескольких президентов.

Вывод: международные гуманитарные организации должны учитывать политический контекст оказания помощи беженцам. Одной только правозащитной деятельности недостаточно. Для эффективного содействия осуществлению прав беженцев в разных странах необходимы также различные стратегии и стимулирующие меры.

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба