Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №3, 2021
Горные гориллы обитают на склонах массива Вирунга на участке общей площадью около 450 км2, расположенном на территории Демократической Республики Конго, Руанды и Уганды. Еще недавно этот вид находился под угрозой полного исчезновения в результате браконьерства, вырубки леса и болезней, однако эффективные меры по его защите с привлечением местного населения позволили повысить численность популяции.
Бейкер Батте Луле
Журналист в Кампале, Уганда
Еще совсем недавно жители Уганды, проживающие в окрестностях национальных парков «Непроходимый лес Бвинди» и Мгахинга, были самыми опасными врагами горных горилл. Когда животные, воспринимаемые ими как угроза, проникали к ним в сады, люди подавали сигнал тревоги и освобождали свои владения от непрошеных гостей — нередко ценой жизни этих и без того исчезающих животных.
Сегодня, 25 лет спустя, эти крупные приматы — а взрослые самцы достигают свыше 180 см и весят до 220 кг — продолжают периодически заглядывать в сады к местным жителям, а те все так же подают сигнал. С той разницей, однако, что предназначен он для смотрителей заповедника, которые помогают вернуть животных в лес. В результате изменения подхода численность популяции горилл — которые в целом отличаются миролюбивым нравом и проявляют агрессию, только если чувствуют себя в опасности — возросла, увеличившись с 620 особей в 1998 году до 1063 в наши дни.
Численность популяции горилл возросла, увеличившись с 620 особей в 1998 году до 1063 в наши дни
Учитывая существенное улучшение положения, в 2018 году Международный союз охраны природы (МСОП) перевел горных горилл из категории «вид, находящийся на грани полного исчезновения» (англ. Critically Endangered, «в критической опасности») в категорию «исчезающие виды» (англ. Endangered, «в опасности») своего Красного списка.
Горная горилла (Gorilla beringei beringei) — самый крупный из приматов — является одним из двух подвидов восточной гориллы наряду с гориллой равнинной, меньшей по размеру и более многочисленной. Она обитает в высокогорных районах и отличается более темным окрасом и густой шерстью, которая защищает ее от холода и частых ливней.
Численность популяции горных горилл резко сократилась в результате браконьерства, вырубки лесов, занесенных людьми заболеваний и гражданских войн. Остановить сокращение позволили активные меры по сохранению вида, включая непрерывное наблюдение за ареалом, ветеринарные мероприятия на местах, борьбу с распространением респираторных инфекций и устранение ловушек для ловли зверей меньшего размера, в которые нередко попадают детеныши горилл.
Благоприятно на численности популяции отразилось и изменение отношения к гориллам со стороны местного населения. «Долгое время в основе нашей природоохранной стратегии лежало принуждение. Сегодня же жители окрестных районов считают национальные парки частью своего наследия и охотнее участвуют в их охране, развитии и управлении ими», — поясняет Эндрю Сегуйя, исполнительный директор программы по трансграничному сотрудничеству на территории Большой Вирунги.
Эта программа, направленная на охрану горной гориллы, стала результатом объединения усилий правительств трех стран, на территории которых обитают приматы, — Демократической Республики Конго (ДРК), Руанды и Уганды — и неправительственных природоохранных организаций. В ее рамках проводится учет численности популяций не только горилл, но и других местных видов.
По мнению ученых, регулярный учет составляет основу стратегии гибкого управления. Он позволяет отслеживать изменения в числе особей и определять, эффективны ли охранные меры или нуждаются в пересмотре.
Доклад по итогам последнего учета, проведенного в 2018 году в заповедной зоне Бвинди-Сарамбве, был опубликован в декабре 2019 года. В нем указывается, что в экосистеме Бвинди-Сарамбве, охватывающей национальный парк Бвинди (Уганда) площадью около 321 км2 и заповедник Сарамбве (ДРК) площадью около 9 км2, обитает 459 особей гориллы, в том числе 50 групп и 13 одиночек. На территории массива Вирунга, где расположены Национальный парк горилл Мгахинга (Уганда), Национальный парк Вирунга (ДРК) и Национальный парк вулканов (Руанда), входящий в сеть биосферных заповедников ЮНЕСКО с 1983 года, в 2016 году было зарегистрировано 604 особи гориллы.
Национальный парк «Непроходимый лес Бвинди», внесенный в Список всемирного наследия в 1994 году, являет собой яркий пример влажного тропического леса с исключительным биоразнообразием. Своим названием этот лес, растущий на высоте от 1160 до 2600 м над уровнем моря, обязан густому лесному покрову. На склонах расположенных в парке вулканов обитает около половины общемировой популяции горных горилл. Национальный парк горилл Мгахинга, площадь которого составляет около 34 км2, находится на границе с ДРК и Руандой и является самым маленьким из национальных парков Уганды.
Все эти парки представляют собой популярное направление для туристов, желающих понаблюдать за гориллами. Увеличению их численности во многом способствовало повышение уровня безопасности на территории парков. Массовые волнения конца 1990-х годов оказали негативное воздействие как на приматов, так и на туризм, подчеркивает Эндрю Сегуйя, который на протяжении шести лет, до марта 2018 года, возглавлял Управление по вопросам дикой природы Уганды (UWA). «Развитие туризма обеспечило дополнительные ресурсы, которые правительство направляет на природоохранную деятельность», — уточняет он.
Стоит заметить, что туризм, принесший 1,6 млрд долларов в 2017 году и 2 млрд долларов в 2018 году, представляет для Уганды главный источник валютных поступлений. Ожидается, что из-за пандемии доход от него в 2020-2021 финансовом году (с июля по июнь) сократится более чем в два раза.
24 апреля 2020 года на сотрудников Национального парка Вирунга было совершено одно из самых смертоносных в истории парка нападений повстанцев, в результате которого погибли 17 человек, в том числе 13 рейнджеров. Глубоко сожалея о случившемся, руководство парка тем не менее заверило в своем официальном сообщении, что «это трагическое событие не подорвет решимость руководства парка и далее осуществлять программы по экономическому и социальному развитию в интересах соседних общин и в сотрудничестве с ними, поскольку они как никогда ранее нуждаются в стабильности, справедливости и мире».
Хотя в Уганде имеется целых десять национальных парков и несколько заказников, парки с гориллами приносят больше дохода, чем все остальные, вместе взятые. Стоимость разрешения на наблюдение за этими животными — а их выдается ограниченное число в день — составляет 700 долларов в час на одного человека (для группы из 8 человек). Аналогичные разрешения в Руанде стоят 1500 долларов, а в ДРК — 400 долларов.
Желая привлечь к сотрудничеству местные общины, правительство Уганды приняло закон, обязывающий Управление по вопросам дикой природы направлять прилегающим к парку населенным пунктам 20 % дохода от продажи билетов и разрешений туристам.
В Уганде прилегающим к парку населенным пунктам направляется 20 % дохода от продажи билетов туристам
Эти деньги передаются местным властям в виде условных субсидий, ставящих целью повышение условий жизни местного населения. Министр туризма Уганды Годфри Киванда утверждает, что «такое распределение доходов улучшило отношения с расположенными у границ парков общинами. Они знают, что чем больше к нам придет туристов, тем больше средств будет выделено на общинные проекты. Мы уже построили в этих районах новые школы и больницы и улучшили местные дороги».
Управление по вопросам дикой природы также помогает местным общинам изыскивать новые источники прибыли. До того как леса Бвинди и Мгахинга получили статус национального парка, они служили домом для пигмейского народа тва. Однако при выселении их с исконной территории необходимо было обеспечить им другие источники средств к существованию. Управление помогло им освоить новые виды деятельности, такие как выращивание кофе и чая и изготовление сувениров для туристов.
При поддержке других организаций, таких как Африканский фонд дикой природы, в поселке Нкуринго, расположенном недалеко от Бвинди, были построены эко-отели, часть выручки от которых ежегодно перечисляется на нужды местного населения. Глава угандийского подразделения Африканского фонда дикой природы Суди Бамулесева считает, что это дает дополнительный повод для оптимизма в отношении исчезающих приматов: «Отныне у местных жителей есть источники дохода, связанные с гориллами. А это, несомненно, создаст благоприятные условия для дальнейшего увеличения популяции».