Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №3, 2021

Гэри Нанн
Австралия: испытание огнем

 

cou_03_21_wide_angle_australia_web.jpg

Спасенный от огня поссум во время пожаров в Снежных горах на юго-востоке Австралии.

Пожары, бушевавшие в Австралии в 2019–2020 годах, оказались более чем разрушительными: они уничтожили миллионы гектаров растительности и привели к гибели или переселению около трех миллиардов особей животных. На восстановление биоразнообразия после такого испытания потребуются годы, особенно в том случае, если климатические условия не станут более благоприятными.

Гэри Нанн
Журналист в Сиднее, Австралия

«Когда вы идете по выжженному лесу, более всего ошеломляет тишина. Не слышно ни пения птиц, ни шуршания листьев под ногами. Только тишина», — эти слова профессора Майка Кларка, преподавателя зоологии в мельбурнском Университете им. Ла Троба (Австралия), можно отнести к любому из лесов, опустошенных в результате недавнего бедствия.

«Вне всякого сомнения, это самая разрушительная катастрофа в истории Австралии», — утверждает ученый. По его словам, общая площадь пострадавшей от пожара территории — 13 миллионов гектаров — «не укладывается в голове». Это больше, чем Голландия, Дания и Швейцария, вместе взятые.

Быть может, урон не был бы столь значительным, если бы не погодные условия. «Пожары пришлись на самые засушливые годы за все время наблюдений, — поясняет Кларк. — Местные животные уже были истощены из-за засухи. То, как пойдет процесс восстановления, будет во многом зависеть от погоды в следующие три или четыре года».

Колоссальные потери

В июле 2020 года Всемирный фонд дикой природы опубликовал доклад по результатам исследования, выполненного учеными из пяти различных учреждений. Согласно докладу(link is external), из-за пламени погибло или было вынуждено покинуть свой ареал обитания около трех миллиардов животных. По словам профессора кафедры экологии суши Сиднейского университета и члена Австралийской академии наук Кристофера Дикмана(link is external), который руководил исследованием, это стало шоком даже для ученых. «Цифра настолько колоссальная, что сложно даже представить», — сообщил он газете «Гардиан».

По мнению М. Кларка, эти данные являются неполными, так как охватывают лишь млекопитающих, птиц и пресмыкающихся: «Если добавить к ним беспозвоночных, цифры будут просто астрономические».

Сам по себе пожар в австралийском буше — явление не новое. «В этом случае беспрецедентной является не столько разрушительность, сколько масштабы пожара, затронувшего многие районы, — поясняет профессор в области экологии пожаров из Мельбурнского университета Алан Йорк. — А также то, что в этом году они начались очень рано, до обычного начала пожароопасного сезона».

Ученые особенно обеспокоены возможными последствиями бедствия для австралийских видов, находящихся под угрозой исчезновения. По словам М. Кларка, 70 из них лишились не менее половины своей среды обитания, в том числе длинноногий потору и обитающий на острове Кенгуру буроголовый траурный какаду. Огонь уничтожил источники их пропитания или жилища, а в некоторых случаях — и то, и другое.

Коалы на севере Нового Южного Уэльса потеряли большую часть своего ареала. М. Кларк считает, что ввиду популярности этого животного внимание общественности сосредоточено преимущественно на нем, в то время как последствия катастрофы коснутся всей экосистемы: «Коала стала главным героем новостей об австралийских пожарах. Однако под угрозой вымирания сейчас находятся и многие другие виды, например, большие поссумы и растения, произрастающие в зарослях эвкалипта».

Будущее австралийского буша под вопросом

На восстановление флоры и фауны могут уйти годы. Возможно, потребуется и помощь человека, в частности разведение в неволе, что уже делается в отношении лягушек. «Мы надеемся, что часть животных уцелела на не затронутых огнем участках», — отмечает Йорк, добавляя, что буш обладает «поразительной способностью к восстановлению».

Тем не менее, будущее ряда регионов остается под вопросом. К примеру, влажные леса и высокогорные районы Тасмании, для которых пожары не характерны, более уязвимы перед этим явлением, особенно если оно станет случаться чаще. А при нынешних тенденциях в изменении климата лесные пожары неизбежно участятся.

При нынешних тенденциях в изменении климата лесные пожары неизбежно участятся

Вмешательство человека может как ускорить процесс восстановления, так и затормозить его. Последнее относится, в частности, к расчистке земель, приводящей к уничтожению среды обитания, и к бездействию политиков в отношении изменения климата.

Но действительно ли австралийский буш обладает достаточной для восстановления жизнестойкостью? Оптимизм А. Йорка разделяют далеко не все ученые. «Огонь уничтожил 70 % влажных лесов. Они не приспособлены к пожарам, поэтому пока совсем неясно, каким образом и смогут ли они вообще обрести прежнее состояние», — говорит Кларк.

Огонь уничтожил 70 % влажных лесов

Медленное восстановление

Главная проблема заключается в том, что сгорела большая часть важнейших для восстановления природных ресурсов. Многие представители местной фауны — какаду, попугаи, поссумы, летучие мыши — живут или выводят потомство в упавших полых стволах или на деревьях. В результате пожара таких полых стволов не просто не осталось, но и, предполагает Кларк, может понадобиться один-два века для того, чтобы они появились снова: «Для возвращения того, что пламя уничтожает в считанные часы, могут понадобиться столетия. Экологи назвали бы это „полным перерождением“».

Решающую роль в восстановлении играет почва. В этот раз площадь выжженных земель превысила обычные размеры, так как длящаяся уже несколько лет засуха сократила уровень влаги в почве до минимума. А это значит, что питательных элементов в ней не осталось.

Необходимость срочных мер

Многие эксперты заявляют о необходимости экстренных мер по содействию естественному восстановлению австралийской природы. В частности, было предложено наложить мораторий на лесозаготовку, и все настойчивее звучат призывы усилить контроль над популяцией одичавших кошек и лис и борьбу с сорняками.

Другим важным вопросом на повестке дня является выявление и охрана участков, которые пожар обошел стороной. Ряд специалистов говорят о целесообразности использования традиционного метода выжигания растительности, который аборигены применяли задолго до колонизации Австралии. Считается, что, в отличие от стихийных пожаров, такое контролируемое выжигание, при котором температура пламени более низкая, а высота огня не превышает уровня до колена, может приносить пользу. Оно позволяет уничтожить естественное топливо (щепки, сухие листья и пр.) и лишить стихийный огонь пищи.

Кроме того, будущее биоразнообразия зависит от того, будут ли в скором времени приняты конкретные меры по предотвращению изменения климата. И хотя на части выжженных участков появляются признаки возрождения, о полном восстановлении экосистемы буша пока речи не идет. Майк Кларк подводит итоги: «Треть пострадавших земель восстановится, и это уже хорошо. Еще одна треть под вопросом, а в отношении оставшейся трети надежды очень мало. Я изучаю экологию пожаров уже двадцать лет, но сейчас мы имеем дело с новой, незнакомой нам ситуацией, которая меняется на наших глазах».



Другие статьи автора: Нанн Гэри

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба