Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Laboratorium » №1, 2012

Александра Ненько, Никита Басов
Nikita Basov and Oleksandra Nenko, eds. Understanding Knowledge Creation: Intellectuals in Academia, the Public Sphere and the Arts. Amsterdam: Rodopi Press, 2012.

Анонс книги


Nikita Basov and Oleksandra Nenko, eds. Understanding Knowledge Creation: Intellectuals in Academia, the Public Sphere and the Arts. Amsterdam: Rodopi Press, 2012. xix + 208 p. ISBN 978-9-0420-3462-4. 

Александра Ненько. Адрес для переписки: НИУ Высшая школа экономики, ул. Союза Печатников, 16, Санкт-Петербург, 191124, Россия. al.nenko@gmail.com.


Никита Басов. Адрес для переписки: Санкт-Петербургский государственный университет, факультет социологии, ул. Смольного, 1/3, 9 подъезд, Санкт-Петербург, 191124, Россия. nikita.basov@gmail.com.

В мае 2010 года в Праге состоялась 3-я всемирная конференция «Интеллектуалы: Знание, Власть, Идеи», собравшая исследователей из разных дисциплин. Размышления участников, обсуждавшиеся во время конференции, были собраны в книге «Интеллектуал: феномен в многообразии трактовок» (Basov et al. 2010). В ходе обсуждений редакторы книги заметили, что роли и практики интеллектуалов в современном мире различаются в зависимости от сферы интеллектуальной активности. Отчетливо обозначились три таких сферы: традиционная институциональная академическая сфера; публичная сфера, рефлексируемая в социально-критическом дискурсе; сфера искусства, где процесс создания знания наименее формализован и наиболее сложен для изучения. В каждой из сфер высвечивались особенности главной интеллектуальной задачи – создания знания. В то же время отчетливо ощущались возможности синтеза общих принципов знаниепорождения через сопоставление сфер. Так была сформулирована новая исследовательская проблема, которая и обсуждается в представляемом нами сборнике «Постигая создание знания: интеллектуалы в академии, публичной сфере и искусстве». Книга объединила результаты научного анализа и обобщение личного опыта членов авторского коллектива. Авторы предложили свое определение знания как динамической сети соотнесений психических структур, укорененной в коммуникативной сети, эмоциональных связях и практиках конкретной группы.


Мы представляем нашу книгу с большой признательностью всем ее авторам – философам, историкам, литературоведам и социологам из Германии, Латвии, Мексики, Нидерландов, России, ЮАР, Украины, Великобритании и США.


Первая часть сборника – «Интеллектуалы в академии – институциональное создание знания» – посвящена производству знания в академическом пространстве. Университеты и исследовательские центры на протяжении веков были обителью ученых и «священным местом» знаниепорождения. Однако современная академическая среда полна новых вызовов и противоречий.


Джероен ван Эндел (Jeroen van Andel) и Джеймс Муар (James Moir) подвергают критическому разбору процессы рационализации и маркетизации академической среды и призывают к демократизации создания знания. Ван Эндел исследует урон, нанесенный гуманистическим идеалам просвещения и образования, понимаемого как Bildung современной «оптимизацией» функционирования академии. Он видит основную проблему в отчуждении профессиональных мыслителей от диалога с «публиками», в результате чего создаваемое знание оказывается «мертворожденным».


Муар критикует узкую специализацию современных университетских профессионалов. Он предлагает организовать академию как систему, в которой студенты играют роль стейкхолдеров, осознающих свои интересы и отстаивающих их в процессе принятия решений. Если нельзя изменить чрезмерно рациональную систему академического аудита, то ученые могут, по крайней мере, способствовать образованию комьюнити, способного к диалогу и конструктивной критике, создающему органичное знание, которое будет соответствовать жизненным реалиям сообщества.


Арена публичной дискуссии всегда проявляет себя в политически окрашенной борьбе идей и дискурсов, а создание знания опирается на глубокое проникновение интеллектуалов в жизнь «публик». Авторы второй части книги – «Интеллектуалы в публичной сфере: создание органического знания», – используя концепцию «органического интеллектуала» (organic intellectual) Aнтонио Грамши, фокусируются на порождении проблемно-ориентированного, социально-критического знания теми учеными, которые покидают стены академии – «башни из слоновой кости».


Сечаба Маломаоло (Sechaba Mahlomaholo) и Вонани Нетшандама (Vhonani Netshandama) описывают собственный опыт в роли публичных интеллектуалов, которые ведут образовательную программу и контекстное исследование среди чернокожего населения ЮАР периода постапартеида, стремясь вовлечь его в совместное порождение знания, создавая ситуацию диалога и трансформируя свои интеллектуальные представления в соответствии с «локальным знанием» населения. Они описывают пограничный опыт органических интеллектуалов, которые благодаря академической позиции обладают доступом к полезному для комьюнити знанию, но при этом не могут оставаться объективными в исследовательской работе из-за своей вовлеченности.


Тунде Аделеке (Tunde Adeleke) предлагает читателю трагический рассказ о западноиндийском партизане-интеллектуале (guerilla intellectual) Уолтере А. Родни (Walter A. Rodney, 1942–1980), который смог обратить свое знание на пользу социально ущемленным слоям, превратив их проблемы в идеологию созданных им политических движений (будучи при этом выходцем из процветающего социального класса). Роль публичного интеллектуала он реализует через создание системы знания, альтернативной существующей идеологии, и ведет масштабную политическую борьбу, которая имеет большой общественный резонанс и в пламени которой в конечном счете сгорает и его собственная жизнь.


Не менее трагичный случай публичного интеллектуала описывает Георг Зимет (Georg Simet), анализирующий историю публичной деятельности журналиста Гранта Динка, армянина по происхождению и гражданина Турции, убитого на пороге своего издательства. Динк вел профессиональную борьбу против дискриминации армян в турецком обществе.


Если Динк и Родни находятся в оппозиции по отношению к господствующей идеологии, то Вонани и Маломаоло идут с ней на сознательное сотрудничество ради того, чтобы вооружить знанием слабых.


Ольга Процевска (Olga Procevska) завершает дискуссию о публичных интеллектуалах, делая вывод о том, что успешный публичный интеллектуал сегодня по определению органичен и неавтономен. Кооперация с властью характерна для интеллектуалов, которые хотят расширения и признания создаваемого ими знания.


В третьей части «Интеллектуалы в искусстве: эмоциональное создание знания» анализируется роль эмоциональной вовлеченности в интеллектуальной практике. Сфера искусства – самая спорная, но при этом и вдохновляющая область создания знания, аппелирующая к эстетическому опыту и эмоциональным переживаниям.


Сначала Карлос Мансийя (Carlos Garcia Mancilla) обозначает историко-философские контуры рассуждения о страсти и искусстве в эпоху модерна. Мансийя показывает, что, отрицая рационализованность бытия, интеллектуалы модерна отстаивают ценность эстетического эмоционального опыта и таким образом возвращают человеку полноту жизни.


Эстетический эмоциональный опыт, трансформирующийся в череде жизненных событий, становится путеводной звездой для художественного образа профессора Лури из повести Дж. М. Кутзее «Бесчестье», описываемого в статье Клэр Хини (Claire Heaney). Аффективный интеллект «бессердечного романтика» Лури, взрощенного на классическом искусстве, изменяется под влиянием эмоционального переживания жизненных перипетий и воплощается в наполненных личным эмоционально-эстетическим смыслом собственных произведениях позднего этапа жизни.


В работе Александры Ненько (Oleksandra Nenko) порождение знания в процессе создания и восприятия произведений искусства представлено как гармоничное соотнесение между творцом и «публиками»/зрителями, опосредуемое самим произведением. От физических ощущений материальности произведения искусства через эмоциональные состояния создания и восприятия мирообраза, воплощаемого в произведении, до интерсубъективного опыта чувствования соотнесенности между зрителем и творцом – такой предстает интегральная природа эмоционально укорененного знания, создаваемого в сфере искусства.


Финальная статья Никиты Басова (Nikita Basov) выступает заключением, синтезирующим выводы о единстве в разнообразии интеллектуальных практик создания знания в различных сферах. В поисках генерализирующей теории предлагается концепция создания знания на пересечении когнитивного, коммуникативного и эмоционально-энергетического измерений. Процесс знаниепорождения описывается от ритуала создания знания до функционирования интеллектуальных сетей.


В этой книге мы призываем к переосмыслению механизмов создания знания, к пониманию их как процессов по сути своей демократичных, органичных, эмоциональных. Мы надеемся, что этот коллективный труд вдохновит исследователей на дальнейшее изучение природы и принципов создания знания в обществе.


БИБЛИОГРАФИЯ 


Basov, Nikita, Georg F. Simet, Jeroen van Andel, Sechaba Mahlomaholo, and Vhonani Netshandama. 2010. The Intellectual: A Phenomenon in Multidimensional Perspectives. Oxford: Inter-Disciplinary Press. 




Другие статьи автора: Ненько Александра, Басов Никита

Архив журнала
лаб№1, 2021№3, 2019№2, 2018№3, 2015№1, 2016№3, 2014№1, 2015№1, 2014№3, 2012№2, 2012№1, 2012№3, 2011№2, 2011№1, 2011№1, 2009№3, 2010№2, 2010№1, 2010
Поддержите нас
Журналы клуба