Журнальный клуб Интелрос » Laboratorium » №2, 2018
Во время летней школы «Архипелаг общей памяти» наша группа путешествовала по Карелии и Соловецким островам. Во время поездки мы посетили музейные выставки, посвященные Беломорско-Балтийскому каналу в Медвежьегорске (город, в котором ранее располагался центр строительства канала) и Повенце (музей находится в здании нынешней администрации канала); Соловецкий музей (в том числе выставки о новомучениках в монастыре и об истории Соловецких лагерей в бараке за пределами монастыря); место массовых расстрелов жертв советских репрессий Сандармох и мемориалы на Соловецких островах. Это эссе посвящено предварительным результатам наших исследований. В частности, в нем рассматривается то, как в нарративах музейных экспозиций и мест памяти изображены жертвы советских репрессий. Одна из сразу замеченных во время поездки особенностей – различия в том, как показывают жертв в музеях и местах памяти. Категоризация жертв происходит везде, при этом в разных местах категоризация проходит на разных основаниях. На Соловках жертв категоризируют по принадлежности к той или иной конфессии. В итоге православные жертвы заметнее всех остальных. На Алее памяти на Соловках и в Сандармохе жертвы разделены по национальности: диаспоры устанавливают памятники своим соотечественникам. В музее Беломорканала в Повенце о жертвах говорят как будто бы с точки зрения лагерной администрации, которая оценивала заключенных в категориях эффективности их работы на канале. Категоризация жертв отражает более общие проблемы современной российской памяти о советских репрессиях: отсутствие общенациональной памяти об этом периоде и желание осмыслить это трудное прошлое.